30 июля 2014 года в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом.
Высокопреосвященнейший Владыко! Каково Ваше мнение о ситуации, сложившейся в нашей стране, родине Ваших родителей?
Соборно мы сформулировали точку зрения о войнах в послании Архиерейского Собора РПЦЗ в Сан-Франциско. Да не попустит Господь, чтобы в 100-летнюю годовщину начала Первой мировой войны, которой явно означилось начало страшных бед не только для России, но и для всего мира, начались сегодня новые губительные страдания и убийства, в восточной части Европы.
Война всегда ведет за собой иную новую войну. «Куда же выпорхнула европейская душа?» - вопрошает подвижник 20 века, свидетель всех европейских войн нового времени, святитель Николай Сербский. На этот вопрос ответила Первая мировая война. Цель этой войны - не разрушить мир, а обнажить нищету Европы и возвратить ей её душу. Война эта будет продолжаться до тех пор, пока существует Европа без души, без Бога, без Христа. Она прекратится, когда Европа вернет свою душу, своего единого Бога и единственное истинное богатство. Никто не был уверен в том, что переживет катастрофы Европы в 20 веке, кроме христианской Церкви. И ни у кого, кто стремился к прочному и справедливому миру, не было идеи обновления мира. Только у Церкви.
Нищета европейской цивилизации обнаружилась в войнах. Отвратительная нагота Европы пристыдила всех, кто поклонялся её фальшивому величию. То была лишь личина блеска и глянца, скрывавшая её внутреннее противоборство и обнищание. Всё оказалось ложным: и культура, и цивилизация, и прогресс, и модернизация. Когда Европа потеряла душу, остались лишь пустота и разорение. Когда религия ослабла и изнемогла, болезнь распространилась на все области и сферы человеческой деятельности. Тщеславие маскировалось искусством, эгоизм - политикой, алчность - правами, неверие и сомнения - теологией, духовное опустошение - научно-техническими знаниями, бездарная журналистика - литературой, империализм - цивилизаторскими устремлениями, насилие - борьбой за права человека, самолюбие и гордость - индивидуализмом. И во всем этом мораль стала самым второстепенным делом на земле. Христос стал изгоняемым нищим, ищущим для Себя хоть какого-то пристанища, тогда как в королевских палатах жили и не тужили безбожники и фарисеи. Безбожник Макиавелли и безбожник Наполеон, безбожники Маркс и Ницше - по-императорски властвовали над европейскими народами. Дух был растлен. Дух любой цивилизации всегда воодушевляем религией; дух же современной Европы не был вдохновляем европейской религией.
Едва миновали два десятилетия от начала Первой мировой, в 1934 году, 80 лет тому назад, был злодейски убит благочестивый монарх, крестник Императора Александра ІІІ, Югославский король Александр - друг Православной Руси и защитник русских изгнанников, нашедших приют в его Королевстве. С этих-то дней и стала неизбежной Вторая мировая война. Многие сообщества безбожников прилагали огромные усилия к тому, чтобы освободить Европу от духа её религии. Делали они это, забывая об одном: ни одна цивилизация, отрешившаяся от своей религии, не смогла выжить - оставался скабрезный материализм в городах и суеверия в селах. Произносилась опасная формула: «По ту сторону добра и зла». Добро было заменено силой. Насилие и зло истолковывались как естественные биологические потребности. Христианскую Европу затмили новые учения: индивидуализм, национализм, либерализм, консерватизм, империализм и секуляризм (расцерковление - ред.). Когда Европа оставила Христа, начались поиски «нового бога». Каждый полагал и хотел стать этим «новым божеством». Так, лишившись истинного Бога, Европа вдруг стала переполнена богами ложными. Если ваша страна, бывшая некогда родиной моих родителей в составе Европы, а прежде - в составе России, сделает «европейский выбор», - она повторит тот путь, который прошла Европа полстолетия назад... У славян свой путь, отличный от европейского, и определяется он, прежде всего, культурой православия.
Но 2014 год не следует связывать исключительно с грозными предзнаменованиями. В этом году мы отметили 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое, промыслительное значение как для основанной преподобным Троице-Сергиевой Лавры, так и для судеб всей исторической России. По слову историка В.О. Ключевского, при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение государственное. Христианские монахи обыкновенно наказывали сами себя, когда мир посещали великие беды. Себя самих считали они подлинными виновниками несчастий и не обвиняли никого другого. По всей вероятности и церкви должны были бы прибегнуть ныне к этому крайнему методу покаяния - во благо самим себе и всему человечеству.
Проживший жизнь в самом сердце Европы, Святитель Николай Сербский свидетельствует о том, что Церкви Франции, Италии, Сербии, Румынии, Бельгии и Болгарии находились в распоряжении военных правительств соответствующих стран. .. Ни одна церковь не воспротивилась позиции своего правительства. Церкви попросту согласились с позицией своих правительств. Судя по всему, у них не было собственной точки зрения на мировую войну. Словно она вспыхнула впервые и внезапно, как нечто новое в истории! А ведь еще в русско-японской войне имело место абсурдное явление: сначала - негодование на японцев за беззастенчивый цинизм в попрании международного права, но сразу же после того - изумление и рукоплескания самураям, одерживающим победы. Не это ли мы замечаем и сейчас в Восточной части Европы, именуемой Украиной?
Поэтому одна из главных задач Русской
Православной Церкви, во Отечестве и в рассеянии сущей, является сегодня
воцерковление русского народа, дабы через этот процесс мы могли бы
вернуться к благочестию наших предков Святой Руси, ведущей всех ко
спасению.
Можно ли сказать, что главная святыня РПЦЗ - Курская Коренная икона Богородицы, именуемая «Знамение» - словно отражает судьбу Русской Православной Зарубежной Церкви?
Безусловно. Начиная, по-видимому, 1608 годом, икона служит спасению Отечества. Тогда она знаменовала приближение к завершению смуты на Руси. Лжедимитрий I взял иконуизКурска в свой лагерь в Путивле, а затем и в Москву, где она пребывала в царських покоях. Когда икону установили в Успенском соборе Кремля, святитель Иов, первуй патріарх Московский, ощутил воздействие чудотворного образа и осознал, что не может венчать Лжедимитрия на царство. А первый правитель династии Романовых, избранный на царство на Руси государ Михаил Феодорович, по просьбе жителів Курска и в знак победы над воском польским, вернул им чудотворный образ.Позднее, корда икона вернулась в Курск и Курскую Коренную пустынь, где была обретена в 13 веке на корне дерева, крестные ходы из города в монастырь к концу 18 векав ыросли до невероятных масштабов. Крестьяне, купечество, духовенство, вельможи - все почитали своїм долгом сопровождать перенесение иконы в Коренную пустынь, где икона находилась всё лето: с пятницы 9 седмицы по Пасхе и до 12 сентября.
Революционная смута начала 20 века отразилась и на Курской иконе, корда террористы взорвали Знаменский монастырь, но Господь спас образ Богородицы. Это страшное событие спустя много лет было отражено в книге архиепископа Чикагского и Детройтского Серафима (Иванова) «Одигитрия руського зарубежья». Последний российский царь - страстотерпец Николай II в 1914 году , 100 лет назад, по дороге в Галицкую Русь молился Курской-Кореннойиконе.
В 1918г., святыня была украдена из Знаменского монастыря, но в день памяти Феодосия Печерского - святого, родившегося в Курске - образ был найден, вопреки отказу безбожной власти искать икону. К концу 1919 года стало понятным, что Белая Армия может не удержать Курск. Духовенство приняло тяжелое решение о вывезении иконы. Начался трудный путь в изгнании. В начале 1920г. на пароходе «Св.Николай» икона отправилась через Константинополь в Салоники, но в сентябре, по просьбе главнокомандующего генерала Врангеля, образ снова возвратился в Крым для поднятия духа горстки воинов-патриотов. А уже 29 октября вместе с остатками Белой армии и гражданским населением икона покинула Русскую землю и ознаменовала Православную Церковь Заграницей.
В США Курская-Коренная прибыла 5 февраля 1951 года, где в городке Магопак под Нью-Йорком была основана годом ранее Ново-Коренная пустынь для принятия почитаемого образа. Стоит отметить, что князь Сергей Сергеевич Белосельский-Белозерский пожертвовал нашей Церкви имение Магопак, где по благословению священноначалия был основан дом для иконы Богородицы. За долгие годы строения Ново-Коренной пустыни пришли в упадок, но сейчас обитель реставрируется, с целью возрождения духовного центра нашей Церкви. Эта икона имеет большое значение для Зарубежья».
Среди почитаемых святынь Зарубежья - мощи преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Возможно ли выполнение духовного завещания Святой о погребении в созданной ею Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве?
Мощи германской принцессы, своей мученической кровью освятившей нашу Церковь - почитаемая наша святыня в Гефсиманской обители на Святой Земле. Направляя свои стопы во Святой град Иерусалим, Великая княгиня посетила Киево-Печерскую Лавру, а через 3 года приняла Православие. Существует предание о том, что прибыв на Святую Землю, ЕлисаветаФеодоровна, воскликнула в умилении: «Как бы я желала быть погребенной здесь!» Но письменное Завещание свидетельствует о желании погребения в Москве, там где покоятся останки мужа Её Высочества - первого мученика дома Романовых Великого князя Сергея Александровича, нареченного в память преподобного Сергия Радонежского.
Как и наша Церковь, и как одигитрия русского зарубежья Курская Коренная икона, мощи Святой Елисаветы Феодоровны проделали длительный путь в изгнании. Существуют разные мнения прихожан и в России, и в Зарубежье. Профессор Киевской Духовной Академии Виктор Чернышев высказал мысль о том, что с юридической и моральной точки зрения завещания следует выполнять... Великая княгиня Елисавета Феодоровна приняла мученический венец от рук безбожной «новой власти» в заброшенной шахте близ Алапаевска на Урале.
Незадолго до зверской расправы с благоверной княгиней, была она избрана и почетным членом Киевской Духовной академии. Поэтому издание книги австралийского автора Любови Петровны Миллер о житии Святой в переводе на украинский язык считаю своевременным. Промыслительно и то, что не имея потребности переходить в православие из протестантизма, германская принцесса Дармштадтская Элла, все-таки со временем принимает веру своего супруга Великого князя Сергея Александровича, считая православие Истиной.
Поскольку святая Великая княгиня Елисавета Феодоровна является единственной святой, принявшей венец мученичества в шахте, шахтеры считают её своей Небесной покровительницей. Знаю о том, что на родине моих родителей на Волыни в день памяти святой 18 июля в прошлом году был отслужен молебен на глубине 350 м. на дне одной из шахт Львовско-Волынского угольного бассейна. Это промыслительно, поскольку сто лет назад во время Первой мировой войны святая благоверная княгиня, будучи уже в иночестве, посетила эти земли ...
Почему христианская церковь - просветитель Европы на протяжении 19 ст. - не протестовала против Первой мировой войны?
Святоотеческое предание оставило нам свидетельство об этом: потому что она была слишком слабой во всем; ведь даже если бы она и возвысила голос протеста, никто бы ее не послушал. Но почему церковь оказалась столь немощной и безголосой в тот роковой исторический момент, что её попросту заставили выслушивать мнения чиновников министерства иностранных дел и министерства войны, формулирующих для неё истину? Она оказалась бессильной, потому что была расколота на части и походила на архипелаг малых островков в волнующейся безбрежной пучине. Церковь не была способна к протесту, потому что была готова уступить любой временной силе. И потому все церкви сдали себя огулом, без малейшего сопротивления подчинив себя патриотизму и империализму. На новом витке события европейской истории 100-летней давности сейчас повторяются в Восточной Европе.
В год окончания Сиракузского университета со степенью магистра славянских культур и русской литературы Вы приняли сан иеромонаха. Какое, на Ваш взгляд, место занимает религия в творчестве классиков русской литературы?
Благодарю за интересный вопрос. К русской культуре, называемой ещё славянской (от «славить Бога»), может принадлежать человек вне зависимости от происхождения, который исповедует русскую культурообразующую религию - Православие. К примеру, писатель Михаил Юрьевич Лермонтов, человек военный, в своём романе «Герой нашего времени» вывел персонажа - доктора с немецкой фамилией Вернер, который был глубоко русским человеком. И напротив, упоминает о некоем Иванове, который был сущий немец. Вопреки взгляду советского внерелигиозного литературоведения на творчество поэта и писателя Лермонтова, служившего на Кавказе в воинском чине прапорщика, существует мнение о богоискательстве поэта, на сколько это позволял ему военный мундир. Считалось, что погибший на дуэли Лермонтов был похоронен без отпевания. Это не так. В Пятигорске, где состоялась дуэль, покоится прах священника отпевавшего писателя и служившего 40 дней панихиды. Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова актуально в наши дни, как, быть может, никогда прежде.
Также и наследие Антона Павловича Чехова изучено не всесторонне в силу длительного «запрета на религию» в СССР. А ведь рассказ Чехова «Убийство» вскрывает не просто ограниченность сектантского сознания, но его преступность, что приводит к убийству не только души, но и к физическому насилию по отношению к православному человеку по причине его верности святоотеческой традиции. В свой рассказ «Студент» Чехов включил проповедь студента Духовной академии оТайной Вечери и троекратном отречении апостола Петра.
Что касается графа Льва Толстого, то, в отличие о Лермонтова, исповедовавшегося перед дуэлью, Толстой умер без покаяния, так и не примирившись с Церковью. Отлучение писателя от Православной церкви было не актом наказания, а констатацией отпадения человека от Православия. Фактически Лев Толстой стал основателем, по собственному своему признанию «новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле», т.е. оккультного учения. Писатель Горький в письме делился с Чеховым: «Я всё не верил, что он атеист, а теперь, когда слышал, как он говорит о Христе, и видел его глаза, знаю, что он именно атеист, и глубокий».
Величайшим проповедником Христа считали святые отцы Достоевского. Переосмыслить не только наше историческое Прошлое, но и литературное, нам ещё предстоит усилиями не столько государства, сколько, быть может, Церкви.
Сердечно благодарю, Высокопреосвященнейший Владыко, за то, что в своем плотном графике Вы изыскали время и возможность поделиться с посетителями Галереи-ризницы «Чудотворные иконы Афона» своими мыслями.
Владыка ответил на вопросы Неониллы Пасичник. Полный текст интервью - а журнале «Берега»№6 http://www.dovydenko.ru/