Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Иларион (Капрал) в интервью сайту «Православная жизнь» рассказал о действиях Константинополя, церковных расколах, претерпевании гонений и духовных связях с Украиной.
«Мы с большой скорбью и недоумением наблюдаем за действиями Константинопольского Патриархата, в которых чувствуется влияние сильных мира сего и пренебрежительное отношение к правде о Православии в священной для нас земле Украинской. Удивляет и полное отсутствие у Константинополя пастырского подхода к Украинской Православной Церкви, возглавляемой Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием», - сказал архипастырь.
«Ведь, "легализовав" раскольников и всячески добиваясь их признания со стороны Поместных Православных Церквей, Патриарх Варфоломей фактически отлучает не только подавляющее большинство верных Святому Православию наших собратьев-архипастырей, клир, монашествующих и верующих Украины, но и всех нас, - подчеркнул он. - Непонятно, почему Патриарх Варфоломей и его Священный Синод поспешили с такого рода единоличным решением, приняв его без совета Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей. Определение об отмене документа трехсотлетней давности с попытками оправдать свое вторжение на территорию Украинской Православной Церкви выглядит по меньшей мере нелепо и безответственно».
«Тем не менее, - продолжил владыка Иларион, - мы стараемся молиться о нем и его окружении, чтобы Господь их вразумил, просветил и помиловал, при этом испрашивая небесной помощи Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию и всей Украинской Православной Церкви, единственно Христовой и канонической на территории Украины».
Говоря о гонения на Украине, Митрополит Иларион заметил: «Естественно, пример наших новомучеников и исповедников показывает, как жить в условиях гонений. Когда человек глубоко верит в Бога и всем сердцем доверяет Его водительству, то он учится терпению, смирению и спокойному перенесению нестроений, причем этими добродетелями заражаются его ближние. Такой человек всегда будет поступать по-евангельски. Вспомним мученический подвиг Митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского), молившегося о прощении своих убийц и благословившего их перед собственным расстрелом. Дальний родственник святителя Владимира, Блаженнейший Митрополит Анастасий (Грибановский), второй по счету Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, назвал его "предводителем боговенчанного полка" новых страстотерпцев и исповедников Христовых. Представьте себе, какого просвещающего благословения удостоились духовенство и верующие того времени, узнав о примере нового священномученика Владимира и его спокойно молитвенном отношении к гонениям и гонителям! Стоит вспомнить и пример святителя Тихона (Белавина), Патриарха-Исповедника, которого, как и ныне Блаженнейшего Онуфрия, Константинопольский Патриархат отверг. Святитель Тихон воспринимал зверства, которые совершались во времена гонений, как попущение Божие, помня слова Псалмопевца: "…Мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа". Поэтому для нас самое сложное сейчас и в то же время главное ‒ следовать их примеру и крепко стоять в вере, со смирением и благодарностью принимать Промысл Божий, зная, что Он ведет нас к жизни вечной, горячо молясь как за гонимых, так и за гонителей. Надо надеяться, что такая молитва и такое поведение привлекут милость Божию».
Также владыка рассказал, что чувствует связь с киевской землей.
«В моей келье хранится образ моего небесного покровителя преподобного Илариона, схимника Печерского, с частицей его святых мощей, - рассказал архипастырь. - Эта икона выносится на середину Знаменского собора в Нью-Йорке для поклонения верующих в день памяти этого святого. Приезжая в Киево-Печерскую Лавру, всегда стремлюсь к его раке, моля его о помощи. К Лаврам Киево-Печерской, Почаевской и Святогорской, а также и к другим святыням Украины у меня, конечно, особо трепетное отношение. В этой стране проживают и мои родственники, которых стараюсь навещать и с которыми поддерживаю контакт».
«Такому особому отношению к земле Киевской способствуют и те братские узы, связывающие нашу Русскую Зарубежную Церковь с Украинской Православной Церковью, - пояснил он. - Во-первых, святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский, Сан-Францисский чудотворец, родился в селе Адамовка 125 лет тому назад, жил и учился в Харькове, где познакомился с будущим Блаженнейшим Митрополитом Антонием (Храповицким), возглавившим Русскую Зарубежную Церковь в 1920 году. Во-вторых, известно, что Митрополит Антоний служил на Киевской митрополичьей кафедре после убиения Митрополита Владимира (Богоявленского). Говоря о священномученике-митрополите Владимире, невольно вспоминаю и начальника типографского братства в Почаеве архимандрита Виталия (Максименко), скончавшегося в сане архиепископа на чужбине. Именно он восстановил Почаевское типографское братство за границей и устроил для него тихое пристанище в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (Нью-Йорк). Владыка Виталий не мог без слез рассказывать о последнем акафисте Успению Пресвятой Богородицы, совершенном Митрополитом Владимиром в Печерской Лавре. Тогда еще архимандрит Виталий сослужил Митрополиту на этом акафисте и был очень тронут тем, как Архипастырь молился в последние дни своей земной жизни. Это отражено в богородичне девятой песни канона службы новомученикам, составленной в Русской Зарубежной Церкви в 1981 году архиепископом Антонием (Медведевым), духовным чадом владыки Виталия: "О, всепетая Мати! Аще и разорися от злых Великая церковь Твоя печерская, в ней же священномученик Владимир приблизившуся дни убиения его, со многим умилением акафист чтый, Тебе моляшеся, но не оскудеет во век к людем кающимся милость Твоя. Радуйся, Обрадованная, во Успении Своем нас не оставляющая"».
«Архимандриты Димитрий (Биакай) и Нектарий (Чернобыль), служившие в нашей миссии на Святой земле, и архимандрит Геласий (Майборода), скончавшийся клириком Знаменского собора г. Нью-Йорка, как и многие другие деятели русского зарубежья, были родом из Киевской Руси и лично знали многочисленных мучеников и исповедников. Я имел счастье знать этих и других подвижников, высоко державших Святорусский хоругвь в рассеянии, с любовью вспоминавших свою родину, ее мучеников и других святых. Но не только прошлое вызывает в нас особое отношение к Украине, - добавил он. - Нынешние монашеские, первосвятительские и исповеднические подвиги Блаженнейшего Митрополита Онуфрия пробуждают в нас чувства любви и уважения к Его Блаженству и возглавляемой им Украинской Православной Церкви, истинной наследницы той Церкви, которая, омывшись в Днепровской купели, восприняла Православную Веру отцов наших».
«В Великом посту верующих объединяет соборный постный подвиг покаяния всей Церкви, который каждый несет по мере своих сил и возможностей, а после него – Пасхальная радость о Христе Воскресшем. Мы призваны жить этой радостью, - убежден архипастырь. - Вот почему Пасха именуется "Праздником праздников и торжеством из торжеств" и всегда стоит выше двунадесятых. Вообще, святые отцы пишут, что самое идеальное состояние души человеческой – это соединение состояний напряженности Великого поста и умилительной радости светозарной ночи Пасхи Христовой. Поэтому, как мне кажется, если каждый будет стараться "работать Господеви со страхом", соборне и терпеливо неся наш общий крест исповедничества, и вместе "радоваться Ему с трепетом", "веселясь божественне, яко воскресе Христос", то это всех нас сильно объединит и укрепит! Сие буди, буди!»
По его словам, «самый сложный вызов нашего времени – это всеобъемлющая секуляризация общества, которая вытягивает людей из спасительного лона Христовой Церкви. Одни очень легко смиряются с этим явлением, удостаиваясь различных благ за свою теплохладность, другие – стараются с ним бороться посредством активного стремления к Богу, проповедуя Евангелие не столько словом, сколько своей жизнью. Последние воодушевляют других людей и сохраняют их в Святом Православии».
«Как архиерей, живущий и по мере сил совершающий свое служение в сложных заграничных условиях, скажу, что святитель Иоанн (Максимович) успешно боролся с начавшейся еще тогда секуляризацией общества, соединив в себе разнообразные служения святых: пророческое, апостольское, святительское, мученическое, преподобническое и бессребренническое. Он прекрасно знал жития святых, помня подробности из жизни даже не особенно известных подвижников, и старался им подражать. Именно таким образом, совершая в своей жизни пророческое, апостольское и иные служения святых, он сумел, с Божией помощью, привлечь, утешить, просветить, укрепить и объединить многочисленных верующих, которые после 55 лет, прошедших со времени его преставления (1966), продолжают благоговейно чтить его память. Именно ему и следует подражать в наше тяжелое время!» - призвал Митрополит Иларион.
«С добрым сердцем и братской любовью желаю такого преодоления всех кризисов, которое возвысит их духовно, обновит все силы Народа Божия и откроет другим глаза на Правду Божию!» - пожелал владыка верующим Украины.
1. Да, собственно, Церковь Христова и должна быть гонимой от сильных мира сего...