Итоги состоявшихся 3 июня президентских выборов в Сирии будут объявлены только после полного подсчета голосов. Но победа действующего главы государства Башара Асада ни у кого не вызывает сомнений. Запад уже объявил прошедшее голосование нелегитимным и намерен сирийцев «поправить», превратив их страну в новый Афганистан.
Из-за высокой явки голосование было продлено на пять часов на всех девяти тысячах избирательных участках страны. Очереди по 80-100 человек из желающих проголосовать, отказ избирателей заходить за ширму - «Нам скрывать нечего, мы отдаем свои голоса Башару», молодежь, надрезающая пальцы для того, чтобы своей кровью поставить «галочку» напротив фамилии Башара Асада в бюллетене - такими были эти выборы...
Нечто подобное происходило и днем раньше, но уже за границей, на открытых в посольствах участках по досрочному голосованию: очереди, пробки на дорогах в том же Бейруте из-за наплыва желающих принять участие в выборах сирийских беженцев, и небывалая явка в 95 процентов.
Голосовали, разумеется, в основном за Башара Асада, поскольку имена двух других его соперников по президентским выборам - Хасана Ан-Нури и Махера Хаджара - большинство сирийцев услышали только в апреле. Тогда их кандидатуры, как и кандидатуры еще 21 претендента, были представлены на рассмотрение парламента. Оба конкурента Башара Асада - из «умеренной» оппозиции: 54-летний Ан-Нури - либерал, профессор Дамасского университета, защитивший диссертацию в Калифорнийском университете имени Джона Кеннеди, 45-летний Хаджар - депутат парламента, неоднократно заявлявший о своих коммунистических убеждениях. Собственно, это и все, что можно о них сказать. Добавив лишь, что первые в Сирии выборы из нескольких кандидатов, конечно, не дадут Башару Асаду результатов 2000 и 2007 годов - 97 и 97,6 процента соответственно - но и второго тура не будет за явным преимуществом действующего президента.
Интервенция, которую развязал Запад, сделала Башара Асада национальным героем.
Его уважает подавляющая часть населения: он оказался единственным из ближневосточных лидеров, кто сумел противостоять «переформатированию» Ближнего Востока, затеянного США и его союзниками по НАТО.
Сирийцы имеют возможность сравнивать, и видят, что президент не просто борется за власть, а защищает народ и государство от иракского и ливийского сценариев, от ужасов «тотальной исламизации», от кровавой резни, когда все против всех. В этом плане Башар Асад сейчас - безоговорочный лидер своей страны, которому в глазах сирийцев нет альтернативы.
Сегодня сгладились недовольство режимом, которое копилось в различных слоях сирийского общества, противоречия, существовавшие между Башаром Асадом и его оппонентами в среде бизнесменов, пролиберальных и прокоммунистических кругов, религиозных и национальных меньшинств.
Поскольку, как ни цинично бы это звучало, но для внутренней оппозиции он гораздо меньшее зло, чем рвущиеся к власти исламисты или же находящиеся на содержании Запада «светские оппозиционеры» из «Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил» - НКОРС. Мелкий и средний капитал, конечно, кряхтит и морщится, когда в провинциях его обкладывают дополнительными «сборами на безопасность» отряды местной самообороны и бойцы «Хезболлы». Но любой торговец понимает: «светские оппозиционеры» возьмут больше, а джихадисты могут и жизнь вместе с данью прихватить. О политических кругах и говорить нечего, победа джихадистов означает для них в лучшем случае эмиграцию, в худшем - виселицы и отрезание голов. А победа «светских» - потерю самостоятельности страны и утрату статуса региональной державы.
Подтвердив свое право на лидерство внутри страны, Башар Асад, неожиданно как для себя, так и для антисирийской коалиции, стал героем «арабской улицы», причем не только в собственно арабских странах, но даже в Турции. Для Востока давно не секрет, кто на самом деле финансирует два взаимоисключающих слагаемых сирийского конфликта - «борьбу с диктатурой» и «войну за торжество ислама». А потому в глазах «улицы» в Анкаре, Стамбуле, Каире, Багдаде Башар Асад сегодня - герой сопротивления западному диктату и мракобесию исламских радикалов.
Из-за того, что сирийский президент противостоит Америке, сионистам и бесноватым фанатикам, восточная «улица», по преимуществу суннитская, готова закрыть глаза на тесный союз Дамаска с Тегераном и шиитской «Хезболлой».
Вашингтон, Брюссель и его союзники на Ближнем Востоке, все участники антиасадовской коалиции явно не были готовы к такому развитию ситуации, у них нет сегодня адекватного ответа на столь широкую поддержку Башара Асада. Западные «сценаристы» с неприятным удивлением обнаружили, что все их рецепты «цветных революций» годятся только для политического блицкрига, для быстрого создания агрессивной толпы, которая приводит к власти тех, кого этой толпе подбросят кукловоды и создатели «турбулентностей». Для страны с более чем двухтысячелетней историей, богатой политической жизнью и опытом политических, межнациональных и межконфессиональных дискуссий, для страны, где руководство демонстрирует волю к сопротивлению, рецепты «цветных революций» не только не сработали, но и обернулись против закулисных вдохновителей мятежа. Они укрепили существующий режим и консолидировали общество вокруг правящего лидера.
Еще около трех месяцев назад аналитики разведок США, Британии и Франции, опираясь на данные коллег из Саудовской Аравии, Иордании и Турции, начали предупреждать свои правительства: вопреки победным реляциям мятежников, реальная поддержка Башара Асада в стране растет. Уже тогда она составляла не менее 70 процентов среди населения районов, контролируемых правительственными войсками, и не менее 40-50 процентов среди беженцев.
Предупреждали они и о росте популярности президента на улицах Востока, о том, что население той же Иордании и Турции все с большим недовольством оценивает участие своих правительств в антисирийской коалиции. Но администрация США сама лишила себя маневра, а Барак Обама самолично лез в политический капкан. С одной стороны, провозглашая незыблемость американского лидерства в мире, хозяин Белого дома обязан «оставаться в тренде экспорта демократии» для западного мира. С другой, щедро выдав авансы саудитам, Катару и той же Турции, пообещав им поддержать их усилия по свержению Башара Асада американской авиацией, он не может теперь отступить, чтобы не потерять остатки своего авторитета. Того самого, который на Востоке, а в особенности среди союзников США в этом регионе, и так уже ниже некуда.
Поэтому главная цель Вашингтона - свержение Башара Асада - остается неизменной. И выборы, как подтверждение легитимности сирийского правительства и президента, никакой роли здесь для США и его союзников по Североатлантическому блоку не играют. Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен уже заявил, что «сирийские президентские выборы - это фарс. Они не соответствуют международным стандартам свободных, честных и справедливых выборов. Я уверен, что ни один союзник не признает результаты этих так называемых выборов».
Не остался в стороне и Пан Ги Мун, тоже генеральный секретарь, только из ООН, накануне голосования озабоченно поведавший миру: «Выборы в Сирии только ухудшат ситуацию, повредят политическому процессу урегулирования и помешают поискам политического решения сирийского кризиса».
Впрочем, иллюзий в отношении того, что Запад признает итоги выборов, если на них победит Башар Асад, практически никто в мире и не питал.
Как известно, Америка и НАТО признают голосование демократичным и законным только в тех случаях, когда к власти приходит назначенный ими кандидат. Любой иной итог - фарс, постановка и подтасовка.
В ситуации с сирийскими выборами уже доходит до анекдота. Высокую явку сирийцев в ходе голосования в Ливане, например, некоторые западные обозреватели уже на ясном глазу объясняют тем, что «Хезболла» якобы пообещала беженцам в этой стране нанести бомбовый удар по их лагерям, если они все не явятся в посольство и не проголосуют за Башара Асада...
Бомбовые удары и минометные обстрелы действительно были. Вот только наносила их по мирным жителям не «Хезболла», а сирийская оппозиция. Направленным огнем был расстрелян митинг сторонников Башара Асада в городе Дараа - 39 человек погибло, 205 получили ранения, в том числе женщины и дети. Более 30 мин и самодельных ракет обрушились в день голосования на Алеппо, на 800 избирательных участках которого за первую половину вчерашнего дня проголосовало более 200 тысяч человек. Погибло 11 и ранено 47 человек. Их кровь - плата сирийского народа за свободу и право выбора, за сопротивление вмешательству извне.
Кровь, грязь и смерть мирных жителей - спутники любой войны. Но количество грязи стремительно увеличивается с ростом уровня, на котором принимаются политические решения о продолжении сирийского конфликта.
Роковое слово - «афганизация» - уже прозвучало. Две недели назад Барак Обама принимал в Вашингтоне Ахмеда Джарбу, назначенного Западом лидером «Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии».
Как сообщили журналисты, «оба лидера подтвердили приверженность политическому урегулированию гражданской войны в Сирии, включающему переход к новым руководящим органам». На этой же встрече американский президент заявил, что нынешние «сирийские власти представляют большую угрозу для национальной безопасности, внешней политики и экономики США». А вскоре последовало продление еще на год режима чрезвычайных санкций в отношении Сирии, действующих с 2004 года.
Но это было не главным. Еще накануне встречи А. Джарба публично поблагодарил президента США за помощь сирийской оппозиции в размере более 280 миллионов долларов, за «гуманитарную» помощь. После чего заявил: он будет добиваться от Барака Обамы поставок оппозиционерам переносных зенитно-ракетных комплексов и расширения номенклатуры поставляемого оппозиции вооружения, в первую очередь - тяжелого.
Судя по всему, предварительное согласие на это уже получено. По словам самих сирийских оппозиционеров, присутствовавших на встрече в Белом доме, им удалось достичь договоренностей о стратегическом сотрудничестве, а также заручиться поддержкой конгресса. Кроме того, Вашингтон уже выразил готовность увеличить количество обучающихся мятежников в тренировочных лагерях за пределами Сирии - например, в Иордании. Да и спор, который ведется сейчас в ООН о «гуманитарных коридорах» к осажденным правительственными войсками мятежниками - по большому счету, спор о праве Запада организовать легальные, под «крышей» ООН и всевозможных гуманитарных миссий, каналы поставок вооружения и снабжения мятежников. Но - только «идейно близких», поскольку, увлекшись свержением Башара Асада и установлением контроля над Сирией любыми методами, США вляпались в новую неприятность, которая называется «интернациональным джихадом».
По разным оценкам, на территории Сирии сегодня орудуют около двенадцати с половиной тысяч так называемых «исламистов». Так называемых - поскольку «Аль-Каида» в Сирии стала сборищем фанатиков и бандитов, отбросов Востока и Запада. Поток финансов и вооружений, шедший для исламистских группировок из Катара сейчас иссякает, под крыло сирийских «братьев-мусульман» они идут с большой неохотой, а бойцы сирийского спецназа и отрядов «Хезболлы» научились их эффективно уничтожать. В итоге эти отряды переходят на «самообеспечение», терроризируя мирных жителей, нападая на отряды и базы «светской оппозиции» для захвата снаряжения и оружия, а, в конечном счете, усиливают кровавый хаос в измученной стране.
Страдания сирийцев от рук исламистов, разумеется, мало волнуют Вашингтон, но их деятельность расширяет социальную базу сторонников Башара Асада, а вот это уже создает угрозу планам США и антисирийской коалиции.
Поэтому переформирование и вооружение отрядов «светской оппозиции» рассматривается сегодня этой коалицией еще и как создание противовеса «джихадистам». Такое впечатление, что Запад готовится к их уничтожению на сирийской земле, чтобы не дать им вернуться на родину - в арабские страны, государства Евросоюза и Среднюю Азию. Отсюда - все участившиеся разговоры о том, что Барак Обама обязан дать разрешение на развертывание в Сирии «войны беспилотников», которые будут и террористов уничтожать, и по правительственным силам удары наносить.
Карта «оружия массового поражения», которую играл Вашингтон все это время, оказалась битой. В конце апреля в Дамаск прибыла глава совместной миссии Организации по запрещению химического оружия и ООН Сигрид Кааг. На своей пресс-конференции она официально заявила, что, во-первых, Сирия полностью соблюдает все соглашения по утилизации арсеналов этого оружия. А во-вторых, что 92 процента от объема опасных веществ уже вывезено за пределы страны.
Следовательно, для вмешательства у Вашингтона и НАТО остаются только два предлога. Либо - пресловутая «борьба с терроризмом», то есть борьба до последнего сирийца. Либо - поддержка «законного правительства», сформированного в одном из контролируемых «светской оппозицией» районов и провозгласившего себя «единственным легитимным представителем сирийского народа» чуть раньше, чем до него доберутся сирийские спецназовцы и «коммандос» из «Хезболлы».
Любой из этих двух вариантов означает для Сирии «афганизацию», затяжную войну, но именно на этот сценарий и делает ставку администрация Барака Обамы.
Анализируя речь американского президента в Уэст-пойнте, создается впечатление, что он не хочет до конца своего президентского срока брать на себя ответственность за жесткие решения в виде прямого вторжения.
Протянуть два года, в течение которых может многое произойти - а вдруг изменится позиция Москвы и Тегерана, которые наравне с Башаром Асадом сумели отстоять суверенитет и целостность Сирии... Наивность или глупость?
Вопреки «пророчествам», твердая позиция Москвы в отношении Башара Асада принесли ей рост авторитета на Востоке. Доказала, что она, виртуозно лавируя, может и умеет защитить и союзников, и свои интересы.
Иран также воспринимает успех в Сирии как серьезную победу в противостоянии с Западом. И хотя в некоторых кругах в Тегеране и говорится о том, что неуступчивость по Сирии может дорого стоить Ирану на переговорах с Западом, количество политиков, настаивающих на продолжении дальнейшей поддержки Башара Асада, исповедующих принцип «Дамаск - это иранский Сталинград», сегодня не уменьшается. Более того - растет вместе с ростом антилиберальных настроений в самом Иране.
Итоги выборов показали, что ни сирийское общество, ни сирийская элита испытаниями войны не надломлены. Каждый день противостояния Башара Асада Западу добавляет ему сторонников не только внутри страны, но и за ее пределами. У ворот Дамаска Вашингтон и его союзники по антисирийской коалиции потерпели серьезное поражение.
Но, празднуя победу Башара Асада на выборах, сегодня восточная «улица» гадает: хватит ли у Москвы стойкости для продолжения самостоятельной и независимой ближневосточной политики и в сирийском, и в других вопросах...