Одна
из важнейших функций церковного календаря - сохранять память.
Воцерковленный человек знает даты главных христианских праздников,
следит за подвижной датой Пасхи, этого «праздника праздников и торжества
из торжеств». Хорошо ожидать поздравлений в день именин и, конечно, не
забывать про именины близких людей. Вместе с тем календарь - это
летопись событий, учитель истории, напоминающий современникам о делах
минувшего. День Победы 9 мая мы помним благодаря ежегодному чествованию
ветеранов, торжественным шествиям, минуте Молчания. В храмах в этот день
совершается Благодарственный молебен, а затем заупокойная служба, идет
молитва о тех, кто отдал свою жизнь за жизнь других на фронте, в тылу.
Помянуть - это и значит вспомнить имя человека, назвать его имя на
молитве.
В церковном календаре на каждый день приходится какое-нибудь воспоминание: то праздник чудотворной иконы, то святого. При этом есть такие «памяти», силу чувств которых наши современники уже не ощущают. Например, в день Рождества Христова (25 декабря по церковному календарю) положено совершать Молебен по случаю спасения России от нашествия «галлов и с ними дванадесяти язык», т.е. праздновать победу над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. В настоящее время редко в каком храме совершается такая служба. А память людская, увы, не такая долгая, и сейчас в Беларуси эту войну даже учебники «Отечественной» не называют...
Вспомним теперь другие даты. Например, что скажет нашему современнику дата 8 октября 1596 г. (по новому стилю - 21 октября)? А ведь тогда была провозглашена в Бресте церковная уния, которая стала яблоком раздора между народами Речи Посполитой, а для белорусов она обернулась настоящей духовной трагедией, испытанием, длившимся два с половиной века. 12 февраля 1839 г. (25 по новому стилю) высшее униатское духовенство Белоруссии и Литвы приняло в Полоцке Соборный акт о возвращении в Православие, и две разрозненные некогда паствы (униаты и православные) соединились в одно тело, подобно этому через сто лет Западная Белоруссия соединилась с Восточной. К чести наших прадедов нужно сказать, что они это событие помнили и отмечали. Причем отмечали несколько раз в году, и привязано это было к пасхальному кругу праздников.
Согласно календарю памятных дней, в белорусских епархиях в субботу Первой седмицы Великого поста совершалось поминовение «всех подвизавшихся в спасительном деле воссоединения униатов с Православной Церковью». Этот день был назначен потому, что Соборный акт о воссоединении был оглашен в первое воскресенье Великого поста - Неделю Торжества Православия. Таким образом, накануне годовщины этого события совершалась заупокойная служба о его участниках.
В четверг после первого воскресенья по Пятидесятнице (Недели Всех святых) было еще одно ежегодное поминовение возвращения униатов. В народе этот день назывался «девятухой», т.к. приходился на девятый четверг после Пасхи. Это чествование должно было покрыть почитаемый в католичестве и популярный в простом народе Праздник Тела Христова. В этот день совершался Крестный ход и служилась служба Нерукотворному образу Спасителя (по церковному календарю эта служба 16 августа). Так напоминалось, что верховным Пастырем Церкви является Христос, и возвращение в Православие - это возвращение к истинному главе Церкви, исход из власти мнимого наместника-папы. Поэтому на памятной медали в честь воссоединения была изображена икона Спас Нерукотворный с надписью «Такова имамы Первосвященника», а под иконой: «Отторгнуты насилием 1596 г., воссоединены любовью 1839 г.».
Конечно, воспоминание об упразднении унии невозможно себе представить без чествования главного вдохновителя этого дела - митр. Литовского Иосифа Семашко. Поэтому в день его кончины 23 ноября 1868 г. (по новому стилю 5 декабря) совершалась панихида.
Можно вспомнить еще один день особого поминовения. Это 19 февраля (по новому стилю 4 марта) - день, когда в 1861 г. был провозглашен Манифест об отмене в России крепостного права. Во всех церквях в этот день совершалась панихида по убиенному царю Александру II. Здесь уместно вспомнить, что жители Минска в 1901 г. установили памятник Царю-освободителю (находился в маленьком сквере возле воссозданной ратуши), а в 1917 г. его снесли революционеры. На обращение группы историков и представителей интеллигенции в 2013 г. о восстановлении памятника городские власти отказали по политическим мотивам.
Церковный календарь не только учит помнить историю, он воспитывает к ней уважение. У Церкви свое измерение исторических событий и личностей, и ее голос некогда почитался как голос совести. Неужели забвение проникнет даже туда, где провозглашается Вечная память?
Опубликовано в майском выпуске духовно-просветительской газеты «Воскресение».
http://zapadrus.su/partnery/voskresenie/article/1021-zabytye-daty-tserkovnogo-kalendarya.html
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».
Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».
Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html