Почитание Евфросинии Полоцкой в Русской Церкви

0
59
Время на чтение 5 минут

Источник: Наука Вера Культура

Святая Ефросинья Полоцкая. https://ross-bel.ru/istoriya-i-sovremennost/news_post/evfrosiniya-polockaya-svyataya-edinoj-rusi-duhovnoe-rodstvo-evfrosinii-polockoj-i-sergiya-radonezhskogo

Имя святой полоцкой игумении известно в Беларуси каждому едва ли не со школьной скамьи. Стало уже традиционным называть её «белорусской просветительницей». Однако ее почитание выходит далеко за пределы Белой Руси и имеет значение для всей Русской Церкви.

Святая Евфросиния (в миру Предслава) происходила из рода полоцких князей Изяславичей и являлась внучкой известного в древнерусской истории полоцкого князя Всеслава. Она родилась, вероятно, в 1104 г. в Витебске, приняла монашеский постриг в двенадцатилетнем возрасте, основала возле Полоцка женский Преображенский монастырь, действующий до сих пор, и мужской монастырь в честь Рождества Богородицы (утраченный). С именем преподобной связан уникальный монастырский храм, сохранившийся почти в первозданном виде (таких храмов от времени древней Руси сохранилось немногим более десятка), а также выносной шестиконечный крест с различными христианскими реликвиями, выполненный по заказу игумении мастером Лазарем Богшей в 1161 г. К сожалению, этот крест пропал во время эвакуации в начале Великой Отечественной войны, однако по сохранившимся чертежам и описаниям в 1997 г. он был восстановлен брестским ювелиром Николаем Кузьмичем. Из Жития преподобной Евфросинии известно, что помимо обычного монашеского делания (молитвы) святая занималась переписыванием книг, продавала их, а вырученные деньги раздавала нуждающимся. Последний факт и стал основанием для чествования полоцкой игумении как просветительницы Белой Руси. Безусловно, вся ее жизнь была связана с христианским просвещением. Она учила сестер обители монашескому послушанию и молитве, своих братьев-князей наставляла жить в мире, поддерживала культурные связи с Византией, откуда ей был доставлен список Эфесской иконы Божией Матери (позднее с него были изготовлены еще два списка для Пскова и Торопца). На склоне лет преподобная игумения решила отправиться в паломничество в Святую Землю. Путешествие длилось почти три месяца, в Иерусалиме святая занемогла и преставилась в 1173 г. Похоронена она была тут же в Иерусалиме в монастыре святого Феодосия.

Трудно сказать, когда и при каких обстоятельствах нетленные останки преподобной Евфросинии были перенесены в Печерский монастырь в Киев, где пребывали до начала XX в. Местное почитание игумении-основательницы долгое время сохранялось в полоцкой женской обители, но не находило широкого распространения без наличия в Полоцке её мощей. В 1643 г. митрополит Киевский Пётр (Могила) произвёл канонизацию Евфросинии Полоцкой среди святых Киево-Печерской лавры. Теперь имя преподобной начинает славиться во всей Русской Церкви. В то же время в самой полоцкой обители, отданной католическому ордену иезуитов, имя Евфросинии заслоняется выдуманной игуменией Параскевой, которая якобы путешествовала в Рим, где умерла и была похоронена, исповедуя унию. Крест, сделанный по заказу преподобной Евфросинии, иезуиты попытались спрятать, но местные почитатели из униатов смогли перенести его в полоцкий Софийский собор. Два столетия униатской истории имя святой Евфросинии казалось забытым…

Факт этого забвения остаётся замутнённым в сознании наших современников. Представляется, что полоцкая игумения у себя на родине помнилась и чтилась всегда. Увы, это не так. Когда в Москве в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря почиталась икона святой Евфросинии Полоцкой и известный придворный поэт Симеон из Полоцка слагал стихи в её честь, в самом полоцком монастыре местные школяры портили древние фрески своими неуместными записями. Когда в Киеве в каноне печерским святым Евфросинию называли «Полоцким радованием», в самом Полоцке гуляли легенды о мифической Параскеве-Пракседе, сочиненные иезуитами, насаждались культы католического мученика Андрея Боболи, королевича Казимира и униатского патрона Иосафата Кунцевича.

После разделов Речи Посполитой и вхождения Белоруссии в состав Российской империи православные храмы и монастыри, разорённые во время засилья унии и латинства, стали постепенно возрождаться. В 1833 г. была восстановлена древняя православная Полоцкая епархия, и Спасский монастырь, основанный преподобной Евфросинией, был возвращен православным в самом запущенном виде. В 1841 г. местный архиерей (из воссоединенных униатов) Василий (Лужинский) собирал средства на восстановление полоцкой обители в Москве и Санкт-Петербурге. Тогда же им был поднят вопрос о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. Просьбы архиепископа Василия оставались в Синоде без положительного ответа. Виленский генерал-губернатор М.Н. Муравьев посчитал просьбу полочан заслуживающей внимания, но по краткости своего пребывания в Северо-Западном крае не успел предпринять решительных действий по этому вопросу. В результате последующих усиленных просьб в 1870 г. в Полоцк была доставлена лишь частица мощей святой Евфросинии. Не очень-то хотелось Киевским митрополитам отдать в Полоцк мощи преподобной из Киевской лавры. Полезное дело, направленное к восстановлению православной веры в Полоцкой земле затянулось. Однако после объявления в России веротерпимости в 1905 г. конфессиональные отношения в западных губерниях обострились. В 1908 г. на миссионерском съезде в Киеве представители Витебской епархии поставили вновь вопрос о переносе мощей в Полоцк. В 1909 г. соответствующее прошение от всей Витебско-Полоцкой епархии было удовлетворено императором Николаем II.

На второй день Пасхи в 1910 г. началось торжественное шествие с мощами преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, которое длилось целый месяц и проходило водным путём по реке Днепр до Орши, а от Орши до Полоцка сухопутной дорогой. По пути следования совершались постоянные молебны, в значительных населённых пунктах делались остановки. И члены императорской фамилии, и государственные чиновники, и духовенство, и простые мещане и крестьяне сопровождали мощи полоцкой игумении на этом пути из Киева через Любеч, Речицу, Могилев, Оршу и Витебск до Полоцка. Очевидцы с восторгом описывают религиозное одушевление, охватившее всех участников шествия — великороссиян, украинцев, белорусов — то была вся Русь православная. Люди не только плакали от радости и умиления, благоговели в тишине, выстилали путь цветами, встречали и провожали колокольным звоном, но с благоговением окунались и пили днепровскую воду, по которой плыл пароход с мощами преподобной. По свидетельству участника событий митрополита Евлогия (Георгиевского): «Всё это полоцкое торжество несомненно имело большое значение для местного населения, создало великий подъём его духа и укрепило его в преданности Православной Церкви и противостоянии соблазнам католичества».

Первая мировая война и последующие революционные потрясения ознаменовали наступление духовных катаклизмов в русской истории. Религиозные устои общества поколебались. В ходе гонений на Церковь публичному поруганию подверглись и мощи преподобной Евфросинии. В 1922 г. они были изъяты из монастыря и отправлены в Витебский государственный музей, где наряду с другими антропологическими экспонатами должны были наглядно демонстрировать происхождение человека от обезьяны…

В годы Великой Отечественной войны обитель преподобной Евфросинии возродилась, её мощи были возвращены. Хрущёвские гонения снова привели к закрытию монастыря в 1961 г. Но мощи святой игумении после войны уже не покидали монастырских стен, оставаясь залогом будущего духовного возрождения. Монастырь был восстановлен в 1991 г. и в настоящее время является одним из крупнейших женских монастырей в Белоруссии. Ежегодно тысячи паломников, в том числе из России, Литвы, Украины, прибывают сюда в день памяти святой Евфросинии Полоцкой 5 июня по гражданскому календарю, свидетельствуя о духовном единстве православных людей. Жизнь преподобной протекала в Полоцке, но мощи её пребывали несколько столетий в Киеве, а на восстановление полоцкой обители в 1841 г. жертвовали прихожане московских и петербургских храмов. Общие святые – общая история.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Алексий Хотеев
Все статьи Священник Алексий Хотеев
Последние комментарии
Почему антисоветизм опасен для Церкви?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
30.05.2025 14:54
Размышление о феномене Ельцина
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
30.05.2025 14:17
Александр Вампилов и «холодная война»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
30.05.2025 12:28
Женихи перевелись?
Новый комментарий от JG
30.05.2025 09:50