Митрополит Меркурий: «Свободный выбор изучения религиозной культуры в школе не может быть поставлен под сомнение»

Глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви высказался по поводу инициативы радикально изменить преподавание курса ОРКСЭ в школе

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов) 
Основы православной культуры 
0
16.04.2014 196

В российских школах закончился процесс выбора модуля ОРКСЭ на будущий учебный год. Одновременно с этим в СМИ вновь стала появляться информация об изменении формы преподавания комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Ее суть в том, чтобы вместо одного из шести модулей по выбору семьи школьника (введенных и прошедших апробацию) создать некую объединенную дисциплину, которая будет изучать «ценностное единство четырех основных религий», поскольку, как считают авторы инициативы, «...возможность выбирать отдельные модули для углубленного изучения одной религии усиливает тенденцию этно-территориального обособления, что может привести к ухудшению межнациональных отношений в субъектах РФ, этнической и религиозной нетерпимости». Как оценивают подобные идеи в Русской Православной Церкви? Об этом в интервью «Православному образованию» рассказал Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

- Такого рода высказывания - не новы, они звучат с самого начала преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». Позиция Церкви по данному вопросу неоднократно выражалась Святейшим Патриархом. И эта позиция не корректируется. Обсуждать это просто не имеет смысла. Процесс обсуждения целесообразности курса уже давно пройден.

Сегодня перед нами стоят вопросы не осмысления курса, а качества преподавания этого предмета. Если уровень преподавания курса будет низким, то родители его просто не выберут для своих детей. Это будет никому не интересно, и ничего из задуманного не реализуется. Поэтому главная задача сейчас сделать курс интересным, наполнить его содержанием, которое соответствует возрасту ребенка, методике преподавания. Курс должен быть актуальным: не просто рассказывать об истории религии, но и быть важным с точки зрения повседневной жизни. Люди, которые заинтересованы по-настоящему в духовно-нравственном воспитании детей, сегодня обсуждают именно эти проблемы. Нужно готовить учителей, нужно создавать новые учебники - вот что актуально сегодня.

- Ваше Высокопреосвященство, оппоненты преподавания курса ОРКСЭ утверждают, что его изучение приведет к разделению общества, спровоцирует конфликты. Чтобы этого не произошло, с их точки зрения, все должны изучать некую общую дисциплину «о религии»...

- Эти утверждения голословны, не выдерживают никакой критики. Сейчас, через три года изучения ОРКСЭ по выбору, это стало совершенно очевидно.

Одна из главных задача преподавания ОРКСЭ как раз - формировать в ребенке, ученике доброжелательное отношение к другим, опираясь при этом на свою собственную аргументацию, свой опыт познания, понимания, освоения культуры. И вот, если эта аргументация имеет тесную связь с религиозными взглядами человека, с его культурной традицией, она становится убедительной и сильной. Имеет прочную духовную основу, не зиждется только на формальных требованиях закона, тем более на требованиях внешней политкорректности или абстрактной толерантности, которую недавно Президент Владимир Владимирович Путин в послании Федеральному Собранию выразительно назвал «бесполой и бесплодной» для воспитания нравственной культуры молодежи.

Выступая на церемонии закрытия VI Общероссийской олимпиады по «Основам православной культуры», Святейший Патриарх особенно подчеркнул, что убедить православного человека хорошо относиться к носителю другой религии или представителю нации можно только через обращение к его собственным убеждениям: «Нельзя на основе отвлеченного религиоведческого предмета, который не имеет никакого отношения к воспитанию, убедить людей, что нужно жить дружно».

Наш путь другой - многообразие традиционных религий народов России изучать в светской, государственно-общественной школе, считаясь с потребностями людей, граждан, общества. И в этом процессе сотрудничая с государством, школой, другими конфессиями, формировать у детей уважение к культурным особенностям, традициям, правам сограждан, отличающихся от них по культуре, образу жизни. Опыт преподавания ОРКСЭ показал, что это и возможно, и полезно для нашей школы и общества.

- Но ведь школьник должен знать и о других религиях тоже?

- Да, должен. Но, во-первых, при условии, что он будет иметь возможность (подчеркну) систематически изучать, свою духовную культуру, свои истоки. Нельзя ожидать, что дерево даст плоды, если у него нет корневой системы. Нельзя учить ребенка иностранным языкам, если он не знает, не освоил, родной язык. И так же странно пытаться преподавать детям разные духовные культуры, если они не имеют представления о своей, близкой к их семье. Человек, не знающий своих культурных корней, никогда не сможет уважительно относиться к чужой культуре - он просто не будет понимать, в чем ее важность и ценность. Это касается и религии.

И, во-вторых, есть учебный предмет «Обществознание» почти по всем годам обучения, в рамках которого школьники знакомятся с религиями, религиозными организациями в России. Есть курс истории, в рамках которого изучаются мировые религии. Сейчас ведется активная дискуссия о необходимости его обновления, о новых учебниках и программах, где были бы преодолены старые подходы к преподаванию, полноценно представлена духовная культура народов России, в том числе и православная.

А у предметной области по религиозным культурам - своя задача - духовно-нравственное воспитание детей с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи, реализация воспитательного потенциала традиционных религий в школе.

Еще раз хочу подчеркнуть, какие бы идеи нововведений или изменений не возникали, процесс преподавания религиозных культур по выбору максимально продуктивен, и его необходимо развивать и совершенствовать.

Нужно развивать, накапливать положительный опыт церковно-государственного и межконфессионального сотрудничества в сфере духовно-нравственного воспитания школьников.

http://pravobraz.ru/mitropolit-merkurij-svobodnyj-vybor-izucheniya-religioznoj-kultury-v-shkole-ne-mozhet-byt-postavlen-pod-somnenie/

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов)
Зачем школьникам Евангелие?
Митрополит Меркурий о православной культуре, детях и вере
06.09.2014
Митрополит Меркурий: «Свободный выбор изучения религиозной культуры в школе не может быть поставлен под сомнение»
Глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви высказался по поводу инициативы радикально изменить преподавание курса ОРКСЭ в школе
16.04.2014
Все статьи Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов)
Основы православной культуры
«Духовно-нравственное воспитание - это комплекс дел»
Награждение петербургских деятелей образования и культуры за заслуги в области духовного просвещения прошло в Каменноостровском дворце
11.03.2021
«В стране разрушено педагогическое образование»
Почему школьники выступают против преподавания ОБЖ, Астрономии и даже «Основ православной культуры»
08.03.2021
Почему европейцы завидуют русским
Или Когда наши власти перестанут смотреть в сторону Запада и введут в школах Основы Православия
30.12.2020
«Пока неоткуда взяться оптимизму»
Выводы ФОМ о почти двукратном сокращении в России сквернословов сомнительны
16.12.2020
У «Фонтанки.ру» приступ безбожия
Либеральный портал напуган активизацией сотрудничества Церкви и школы в Санкт-Петербурге
09.10.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Андрей Козлов
14.05.2021 16:42
Чипирование оружия и смертная казнь
Новый комментарий от Тюменец
14.05.2021 16:29
«Вакцинация населения - вопрос суверенитета России»
Новый комментарий от Константин В.
14.05.2021 16:25
Женская свобода ведёт к уничтожению нации
Новый комментарий от Русский Иван
14.05.2021 15:05
О смыслах Русской цивилизации
Новый комментарий от В.Р.
14.05.2021 14:16
О смыслах Русской цивилизации
Новый комментарий от Русский Сталинист
14.05.2021 12:56