Вести человека в храм

0
473
Время на чтение 6 минут

  Вопросы образования в школе и в ВУЗ-ах сегодня стоят как-никогда остро. Как в этом плане обстоят дела в Русской Православной Церкви?  Мы обратились с просьбой к митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Меркурию (Иванов), главе Донской митрополии,  председателю Синодального отдела религиозного образования и катехизации с просьбой рассказать, как строится образование в церкви.  Мы приносим свою искреннюю благодарность владыке, который, несмотря на свою загруженность, любезно ответил на наши вопросы.

Вести человека в храм

- Расскажите, чем занимается Синодальный отдел религиозного образования и катехизации?

- Если говорить коротко, отдел осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям: дошкольное православное воспитание в детских садах и яслях; образование в православных школах, гимназиях и лицеях; образование в высших православных учебных заведениях, занимающихся подготовкой православных педагогов и катехизаторов; религиозное образование в воскресных школах; катехизация на приходах. Еще одно направление работы, которое курирует отдел совместно с министерством образования и науки РФ - введение курса основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательной школе.

- Уже прошло чуть более года, как курс ввели в школах. Каковы результаты первого года обучения?

- Результат первого года - гармоничная интеграция курса в программу школы: установление межпредметных связей, заинтересованность в его дальнейшем развитии среди педагогов, хорошие отзывы учеников и их родителей.

Напомню, что с самого начала преподавания ОРКСЭ мы не ждали и не надеялись на скорые результаты. Перефразируя слова Святейшего Патриарха, скажу, что от курса мы ждем, в первую очередь, изменения, или точнее, качественного улучшения нравственного климата в школах и семьях тех, кто изучает религиозную культуру.

Понятно, это результат не одного года. В лучшем случае, благие плоды воспитательной составляющей школьной программы будут видны в выпускных классах. Поэтому, главное наше ожидание связано с мирным и счастливым будущим наших детей. Будущим, в котором они, надеюсь уже в ближайшее время, смогут изучать родную религиозную культуру не в одном четвертом классе, а действительно как полноценную предметную область на всех ступенях средней общеобразовательной школы, с перспективой углубления знаний по культуре конфессий в процессе получения высшего образования.

 

2.jpg

 

- Владыка, как Вы относитесь к современной науке, информационным технологиям, интернету?

- Современными технологиями и интернетом пользуюсь. В современном мире это такие же средства связи, какими раньше были (и теперь остаются) почта, книги, пресса и т.д. И так же, как в обычном письме можно написать как что-то святое, так и что-то греховное, так и в социальных сетях и по электронной почте. Наш Синодальный отдел имеет свой сайт, Донская митрополия - тоже. Более того, одним из первых моих распоряжений в качестве правящего архиерея было поручение всем приходам епархии создать странички своих приходов на сайте епархии, чтобы любой интересующийся человек мог познакомиться и с историей, и с современной жизнью прихода.

Сошлюсь на постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2013 года: «Отмечая рост влияния социальных медиа как средства формирования общественного мнения, их образовательный и воспитательный потенциал, Собор считает важной разработку новых подходов к ведению церковной миссии в интернет-пространстве».

Что касается современной науки, то первое, о чем хочется сказать, это об ответственности ученого за свою работу. Многие современные открытия подтверждают библейские истины, но многие исследования изначальны направлены на то, чтобы поставить под сомнение Божественный принцип построения мироздания. Поэтому «современная наука» - понятие неоднозначное. Есть великие ученые, которые трудятся в соработничестве с Творцом, а есть дельцы от науки, для которых на первом месте стоит личная выгода или утверждение сомнительных идей. От всей души желаю всем им помощи Божией - первым в их научном поиске, вторым - в возвращении на путь Истины.

- Многие слышали о воскресной школе, но не имеют представления, что это такое. Не могли бы Вы объяснить читателям, что они из себя представляют?

- Воскресная школа - это приходское учреждение, где силами общины организуется процесс обучения детей православному вероучению и нравственности, а также различные общеразвивающие кружки и секции. Стоит отметить, что те, кто преподает в воскресной школе Закон Божий, должен иметь не расплывчатое представление о Священном Писании и Церковной жизни, а должен прежде пройти определенную подготовку.

Воскресная школа - то место, где ребенок может непосредственно пообщаться со священнослужителем, задать волнующие вопросы, получить на них ответы, да и просто побеседовать. По сути, приходская община как таковая начинается с воскресной школы, когда взрослые, дети и священнослужители как семья. Следует подчеркнуть, что воскресная школа не ставит задачу подготовить абитуриентов для семинарии, а помогает человеку приобщиться к Церковной традиции, получить систематические знания о Православии.

Воскресные школы разные: большие и маленькие, городские и сельские, бывают и монастырские школы. Каждая школа имеет свой индивидуальный облик, свои подходы к обучению. Несмотря на непохожесть, цель у всех воскресных школ одна - привести человека в храм, к Богу.

 

3.jpg

 

- Общество постепенно начинает приходить к осознанию того, что люди с ограниченными возможностями - это не люди второго сорта, они такие же члены общества, как и все мы. Существуют ли какие-нибудь программы обучения детей, молодежи с инвалидностью? Есть ли инклюзивные церковные школы?

- Большинство православных школ является социально-ориентированными, то есть главным образом рассчитаны на учащихся из социально-незащищенных, многодетных семей, среди которых есть и дети с ограниченными возможностями. Православная школа имеет особый микроклимат, способствующий наибольшей адаптации таких детей. Сам уклад в наших школах располагает к наилучшему восприятию знаний, социальной адаптации детей. В школах для детей с ограниченными возможностями создаются условия для полноценного обучения наряду с другими детьми.

- Существуют ли какие-то программы психологической реабилитации для священнослужителей, ведь многим из них приходится работать весьма непростых условиях (а порой экстремальных ситуациях)?

- Такая программа психологический реабилитации есть. Она проводится во всех приходам Русской Церкви, в самых крупных городах и в самых отдаленных селах. Она называется - Божественная литургия. Понимаете, то, что держит священника, что бережет его душу, ум и разум от любых психологических перегрузок, стрессов и помешательств, - это не психотренинги, всевозможные релаксации или санатории, это то, что на языке христианского богословия называется «Божественная благодать». Убери ее от священника, и у него тут же, от колоссального психологического напряжения, как бы сказали, перегорят все лампочки. Но пока благодать Божия его хранит, поразительным образом он остается цел и невредим. Об этом вам могут свидетельствовать сотни священнослужителей. Каждая Литургия - это невыразимый прилив сил и духовной радости, без которых священнику невозможно совершать свое служение. Хотя, Вы правы, элементарный человеческий отдых еще никому не помешал. Но у каждого он проходит в соответствии с его потребностями и положением. Для кого-то это семья, а для кого-то - тишина кельи.

- Я понимаю, что у Вас очень мало свободного времени. Но все же. Чем Вы увлекаетесь, есть ли у Вас хобби?

- Когда говорят о свободном времени, я сразу думаю - свободное от чего? От трудов? От молитвы? От заботы о ближних? От того, что мне близко и дорого? Например, написать книгу с благодарением людям, которые помогали мне идти по дороге моей жизни - это к какой категории относится? А общение с родителями или духовно близкими мне людьми? Если свободным временем называют время праздности, когда человек, пытаясь заполнить пустоту, начинает смотреть телевизор или перекладывать марки из одного альбома в другой, то такого времени у меня, действительно, нет.

Благодарю Вас за вопросы. Рад был поделиться с Вами своими мыслями.

Автор:  Вахтанг Якобидзе

http://www.tribuna.ru/special_projects/good_people/vesti_cheloveka_v_khram_/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов)
Зачем школьникам Евангелие?
Митрополит Меркурий о православной культуре, детях и вере
06.09.2014
Митрополит Меркурий: «Свободный выбор изучения религиозной культуры в школе не может быть поставлен под сомнение»
Глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви высказался по поводу инициативы радикально изменить преподавание курса ОРКСЭ в школе
16.04.2014
Все статьи Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов)
Вахтанг Якобидзе
Все статьи Вахтанг Якобидзе
Последние комментарии
Разговор со стеной
Новый комментарий от Фиалковский
01.11.2024 21:03
Мироточивый Образ Государя Императора
Новый комментарий от Денис Никонов
01.11.2024 21:00
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от РОНОЛ
01.11.2024 18:16
«Началась эпоха идейных патриотов»
Новый комментарий от учитель
01.11.2024 18:08
С идеологией не только у «Царьграда», но и у России, – пока дела неважно
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
01.11.2024 17:03
Благодатная мать всей России
Новый комментарий от Владимир Николаев
01.11.2024 15:38
Аксиос. Достоин!
Новый комментарий от Владимир Николаев
01.11.2024 15:34