Театр как братство

Интервью с Михаилом Щепенко

Новости Москвы 
0
657
Время на чтение 7 минут

Коллектив Московского театра русской драмы "Камерная сцена" существует уже более тридцати лет. За это время его бессменному художественному руководителю Михаилу Григорьевичу Щепенко удалось создать театр с особой теплой, домашней атмосферой и очень высокой репертуарной планкой. Михаил Щепенко поделился с нашим порталом своим уникальным опытом и рассказал о том, с какими трудностями театр сталкивается сегодня.

Михаил Григорьевич, в конце прошлого года вы удостоились почётной грамоты Президента РФ В. В. Путина за заслуги в области культуры и многолетнюю творческую деятельность. Поздравляем вас.

- Спасибо.

- У вас всегда была активная социальная позиция, насколько это возможно для театрального худрука... Вы участвуете в Рождественских чтениях, ведете собственную секцию "Православие. Воспитание. Театр"...

- Да, мы ее основали несколько лет назад.

- А на что сегодня способен театр по части общественного темперамента?

- Театр способен на многое. Достоевский говорил, что в мире идет борьба между Христом и Аполлоном. В современном искусстве возобладали агрессивные постмодернистские тенденции. Основная идея постмодернизма - отсутствие логоцентризма, то есть идеи как таковой. Есть формула эстетического имморализма: искусство - вне морали. Человек - существо целостное, он неизбежно оказывается носителем моральных ценностей, хочет он того или нет. Если он отказывается от морали, ценностью становится аморализм. Художник не может брать на себя только эстетические задачи, а нравственные игнорировать. Это фатальное заблуждение.

- В российском искусстве много людей, которые последовательно воплощают такие идеи?

- В основе русского искусства лежит идея, высказанная И. А. Ильиным "русская культура - это культура любви". Конечно же для многих современных художников эта базовая традиция остается основополагающей. На девиз театрального форума "Золотой витязь", возглавляемого Николаем Бурляевым: "За нравственные христианские идеалы", откликаются очень многие театральные деятели. Искусство отрицания и поедания самих себя бесплодно. "Если Бога нет, то всё дозволено," - как сказал Ф. М. Достоевский.

- Почему многие христиане до сих пор считают, что театр не нужен верующему человеку?

- Это тезис раннего христианства. Известно, что Иоанн Златоуст отрицательно относился к театру, приравнивал актеров к блудницам. Но театр меняется, он очень разный. Почему его нельзя "воцерковить", не формально, а по сути? Ведь времена ристалищ, гладиаторских боев давно в прошлом.

Другой святой Иоанн - Кронштадский - тоже критически относился к театру. Причем тогда, когда уже зарождался Московский художественный театр. От Иоанна до Иоанна - очень сурово. Но сейчас мы наблюдаем перекос в другую сторону. Например, один диакон мне говорит: "Ну все, доказано, что балет - богоугодное искусство, потому что многие помазанники Божии его любили. Например, Николай I".

- Аргумент однако...

- Театр - это очень опасный феномен. У человека и так непростой путь, а если он театральный деятель, то искушения удваиваются, утраиваются. Уверен: только наличие сверхзадачи, о которой говорил Станиславский, - причем, в сердце, а не в рассудке, может оправдывать служение христианина в театре. Театр имеет право на существование только если мы не служим своим страстям и амбициям, если мы подчинены идее нравственного преображения общества. Полностью оправдать театр нельзя. Он требует двойного подвига: подвига христианина и художника.

- У вас есть эта сверхзадача, и к выбору репертуара вы всегда подходите очень аккуратно.

- Аккуратно - не совсем верное слово... Сверхзадача предполагает сильное чувство. Аккуратность тут не совсем уместна. Мы ставили только пьесы, которые считаем очень актуальными и для нас и для общества.

Проблема репертуара - это проблема всех времён. Новых авторов найти непросто. В нашем репертуаре много классики, это и XIX, и XX век. А современность? У нас сложилась особая традиция: авторы часто вырастают в недрах театра. И это яркие, интересные авторы!

- Можете привести примеры собственной "внутренней " драматургии?

- Юлия Аверина очень талантливый драматург. У нас идет пять ее пьес. Детские: "Небесный гость", "Ночь, когда открываются тайны", "Морозко", "Два мороза". Сейчас Юлия заканчивает режиссерский факультет, недавно поставила собственную пьесу "Последний звонок". Это несомненно значительный спектакль. Юлия Аверина написала пьесу по мотивам замечательного детского писателя Николая Носова, и теперь это любимейший зрителями спектакль, в котором дети и взрослые артисты играют вместе.

РИА "Новости" провели мониторинг по результатам рождественских и новогодних театральных представлений и среди восьми лучших оказалось три наших спектакля. Все три спектакля принадлежат современным авторам и драматургам нашего театра.

- Театр попал в трудную ситуацию после пожара, лишился зала и сцены, мы знаем, что у вас большой репертуар и многие спектакли имеют интересные и сложные сценографические решения. Как Вам удается выходить из положения, ведь Вы вынуждены играть на разных площадках?

- Да, у нас большой репертуарный план. Большинство спектаклей успешно адаптируются к другим площадкам, и не теряют своей художественной ценности, но есть спектакли, которые настолько привязаны к параметрам сцены нашего театра, что без изготовления выездного варианта сценографии, мы играть их не можем. Это принципиальные для нас и очень востребованные зрителями спектакли, такие как "Муромское чудо", "Царский путь", "Куликово поле", "Лифт" и др. Здесь, конечно, мы надеемся на помощь и поддержку Департамента культуры. А если найдутся люди, готовые оказать нам посильную помощь в этой проблеме, будем крайне благодарны не только мы, но и зрители, которые хотят видеть свои любимые спектакли. У нас ведь всегда аншлаг и переаншлаг. Пожар случился в наше отсутствие, когда театр был на фестивале в Екатеринбурге. Органами дознания установлено, что это произошло не по нашей вине. Конечно, театру крайне необходима помощь и поддержка Департамента культуры города Москвы.

- В этом году вашей творческой деятельности 40 лет...

- Для нас это очень важная дата. Мы вместе с Тамарой Басниной, которая многие годы является не только режиссёром и актрисой, но и директором театра, основывали театр как особую общность, как некое братство, как семью, направленную на совместное творчество во имя благих целей.

- Театр-дом?

- Совершенно верно. Люди, которые попадают на наши спектакли, говорят, что у нас особая, домашняя, теплая атмосфера и душевное отношение к зрителям. Это одна из наших творческих задач. Театр стал очень востребованным. Мы с Тамарой Сергеевной как мать и отец. Убеждён, что семейное начало должно быть в основе всех социальных сообществ - от государства до родственных отношений.

- В средствах массовой информации сообщено, что Московский Международный Фестиваль школьных театров "Русская драма", который успешно проводился многие годы вашим театром, отменён.

- Да, Департамент культуры Фестиваль отменил. 17 лет назад я пошел с этим вопросом в Министерство образования РФ, у нас возникло взаимопонимание. Мы создали Фестиваль школьных театров "Русская драма". В прошлом году прошел 15-й юбилейный Фестиваль. Устроители, оргкомитет - и Правительство Москвы, и Департамент культуры, и Союз театральных деятелей, и Русская Православная Церковь, и "Федерация Мира и Согласия" и другие организации. В Фестивале участвует фактически вся Россия. Он стал международным. Более полутора тысяч коллективов приняли в нем участие.

- Да, деятельность колоссальная. А как происходит отбор участников?

- В три этапа. Сначала отбор проходит на местах, потом мы получаем порядка 150 заявок из разных областей России. На втором этапе конкурса оргкомитет отбирает примерно 15 коллективов на заключительный этап, который всегда проходил на сцене нашего театра, а в этом году мы хотели провести на другой сцене. Приезжают режиссеры со всех концов страны для участия во Всероссийской режиссерской лаборатории, обмениваются опытом, проводят мастер-классы, театральные гостиные. Фестиваль живет творческой жизнью.

- Какие у фестиваля задачи?

- Главная задача Фестиваля, как прописано в его уставе, - ориентация будущих поколений на корневые основы русской национальной культуры. Конечно, имеется в виду православие. Еще одна задача - поддержка самодеятельности в регионах. Ведь движение любительских театров слабеет. А оно всегда было важной кузницей кадров профессионального театра и лабораторией идей. Те энтузиасты которые продолжают свое дело, фактически плывут против течения. Мы поддерживаем театралов-любителей, причем на профессиональной сцене с участием высококлассных деятелей культуры. Здесь люди получают уникальный опыт. Благодаря поддержке Правительства Москвы и Департамента культуры мы имели возможность вручать победителям ценные награды, возить их на экскурсии, организовывать культурные программы.

- Обычные фестивали - это чаще всего конкуренция, игра на самолюбии.

- Да, к сожалению дух конкуренции преодолеть трудно, но наша задача - поддержать коллективы, помочь ощутить радость совместного созидания. Одно то, что в наше время люди занимаются с детьми, говорит о многом. Дети, особенно в глубинке, заброшены, они предоставлены самим себе. Здесь, в столице, они попадают на профессиональную сцену, в культурный контекст. А для них Фестиваль в Москве - это праздник. Некоторые приезжают в столицу впервые. В жюри у нас всегда священники, поскольку на сцене идет разговор о вечном, а не соревнование, для нас важно сосредоточить внимание руководителей на духовной составляющей творческого процесса.

- Это же уникальный обмен опытом.

- Разумеется. Президент России во Пскове наконец произнес эти слова: надо формировать национальную идентичность, ориентироваться на традиционные начала. И тем не менее... Фестиваля в этом году не будет.

- И это несмотря на то, что вы сами все организуете?

- Конечно, это же дело нашей жизни. Есть участники, есть президентские гранты, выделенные талантливой молодежи.

- Какова же судьба Вашего замечательного фестиваля?

- Я верю, что он должен существовать. Да, он в этом году отменён Департаментом культуры города Москвы. Но поскольку Фестиваль имеет мощный потенциал - и творческий и организационный, поскольку программа Фестиваля необыкновенно актуальна, поскольку у Фестиваля огромный авторитет по всей России, поскольку он попросту нужен, повторяю: я верю, что Фестиваль будет!

http://www.religare.ru/2_103965.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Щепенко
«Если нет сверхзадачи, актёрство превращается в греховное занятие»
О Московском театре русской драмы под рук. Михаила Щепенко
15.09.2020
Михаил Щепенко: Грешно ли быть актёром?
Единственный режиссёр-богослов об искушениях, о свободе творчества и о цензуре
28.11.2015
Все статьи Михаил Щепенко
Светлана Галанинская
Уроки Ивана Великого
Интервью со скульптором Виктором Воробьевым
17.03.2014
Память места
Интервью с активистом общины преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле Павлом Митрофановым
13.02.2014
Храм парку не помеха
Интервью с Алексеем Третьяковым, активистом общины преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле
07.02.2014
Все статьи Светлана Галанинская
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.11.2024 00:46