Не только о фестивале «Русская драма»

0
462
Время на чтение 7 минут

  Только что закончился XII Всероссийский (а, возможно, уже и Международный) фестиваль школьных театров «Русская драма». Это яркое и неординарное театральное явление, постоянным девизом которого в течение всех двенадцати лет был: «Береги честь смолоду». В конкурсной программе участвовали многие коллективы из практически всех регионов России. Из 100 лучших были отобраны 12. Они-то и привезли в ноябре этого года свои спектакли в Московский театр русской драмы «Камерная сцена», где и прошёл заключительный тур фестиваля. Я являюсь в течение всего времени фестиваля «Русская драма» председателем жюри, и, как мне кажется, мне есть чем поделиться с читателями.
   

Ещё одно событие, которое заставило меня взяться за перо, - возникновение национальной инициативы «Наша новая школа».
  
Но по порядку.

Я буду говорить об общеизвестных вещах, которые сегодня почему-то забываются. Сегодня обращается внимание на инновационные технологии в образовании и именно на образование. О воспитании почему-то либо мало, либо ничего. Однако это кардинальная ошибка. Ещё Ушинский говорил о бессмысленности образования, когда в нём отсутствует духовно-нравственный вектор. Он уподоблял процесс такого образования плывущему кораблю, у которого рядом с компасом лежит магнит. Корабль может быть прекрасно оснащён, но при неверном курсе он неизбежно разобьётся. Верный вектор (по Ушинскому) это христианство. Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов писал, что воспитывать детей можно и должно не на основе одной науки, бессильной для воспитания, но только на основе святой веры, Божиего закона и христианской совести.
  
Образование вне воспитания бесплодно. Это очевидная педагогическая аксиома. Почему она нарушается? Трудно поверить, что для тех, кто определяет политику, компрадорские интересы - всё, а судьба народа и Отечества (а она в недрах образования) - ничто.
  
Чем же занята школа, какие задачи ставятся перед системой образования? Прежде всего - как образовать, научить, и где-то на третьем-десятом плане - как воспитать.
  
Удивительно ещё вот что. По результатам социальных опросов треть выпускников наших вузов хочет уехать за рубеж. Причём это наиболее успешные студенты. То есть те, кто хорошо образован. А вот чувство Родины куда-то ушло. Его погубила идея личного материального успеха, которая сейчас в системе аксиологии современного человека столкнула с верхних ступеней ценностей идеи нравственности и верности национальным интересам. Это происходит в тот момент, когда информационная война стала главной формой борьбы за «мутацию русского духа»: уничтожен дух - уничтожено тело. Новейшие технологии работают на программу «транскультурного коммуникационного мировоззрения», в основе которого отторжение «свободного индивидуума» от своей культуры.
  
Это проблема очень масштабная, я говорю о более частных, хотя и очень важных вопросах.
  
В современной школе сужается круг гуманитарных дисциплин, в средних школах почти уничтожено художественное образование, всё более ущербной делается сфера дополнительного образования. Есть, возможно, уже доминирующая тенденция превращения сферы образования в сферу услуг: хочешь услугу - плати. Это тем более удивительно, что образование всегда относилось к области стратегических интересов страны. Прагматичная тенденция превращения сферы образования в сферу услуг неизбежно приводит в лучшем случае к возникновению многознающих роботов, нравственный критерий которых очень прост: служу тому хозяину, который больше платит. И здесь уже один шаг до отношения к России как к «этой стране» и безразличия к судьбе народа.
  
Что же делать? Если бы это зависело только от меня, то я бы, конечно же, не допускал сокращения часов по литературе и истории, по изобразительному искусству и музыке, я бы внедрял Основы православной культуры и развивал дополнительное образование.
  
Дело в том, что сокращение этих предметов последовательно ведёт к угасанию творческого начала и, в результате, - к бесплодию и в интеллектуальной сфере.
  
Коснусь той области, в которой тружусь почти всю жизнь и в которой с очевидностью проявляются проблемы образования и воспитания. Это театр.
  
Известно, что игровая стихия театра представляет из себя чрезвычайно плодотворную форму получения знаний и навыков. Этот феномен, можно сказать, доказан психологами. Играя, мы научаемся гораздо большему, и процесс обучения осуществляется в ускоренном режиме. Ведь известно (согласно древнегреческим философам), что познание есть процесс удивления. Театральная игра убивает скуку, т.е. врага удивления. Талантливый педагог интуитивно или сознательно вводит в образовательный процесс театр. Однако для того, чтобы процесс удивления не иссякал, необходимы не только творческие качества учителя, но и творческие качества учеников, которые развиваются прежде всего в художественном творчестве.
  
Речь идёт, в частности, о дополнительном образовании, которое в настоящее время переживает не лучшие дни, ибо тоже имеет тенденцию превращения в сферу услуг.
  
У меня достаточно большой педагогический опыт. Меня интересует проблема творческого начала в процессе обучения и воспитания. Обращаю внимание на две модели этого процесса. Первая: я преподаю некоторую систему знаний и навыков студентам-педагогам и студентам-психологам в педагогическом университете. Моя цель дать перспективу будущим специалистам для использования принципов и приёмов театра в образовании и воспитании. Вторая модель: я веду театральную студию в другом университете.
  
Это две качественно разные модели. Степень актуальности получения знаний и навыков у этих двух групп совершенно разная. Первой группе нужно прежде всего на рациональном уровне усвоить некий комплекс знаний, чтобы сдать экзамен. Эти знания для них могут быть сколько-то интересны и любопытны, но они не есть предмет жизненной необходимости. Без них можно обойтись. Для второй группы крайне важно понять сущность изучаемых проблем, потому что им предстоит публичное высказывание в художественной форме, а, значит, члены группы должны, во-первых, занять определённую духовно-нравственную и гражданскую позицию, во-вторых, должны сплотиться в семью единомышленников и, в-третьих, суметь овладеть навыками актёрского и иного театрального мастерства - иначе они будут неубедительны в своём высказывании.
  
Невооружённым взглядом видно, насколько глубже и продуктивнее процесс воспитания и образования во второй группе, чем в первой. Подчёркиваю, вторая группа не только приобретает более глубокие знания, но и способность иметь нравственные и гражданские убеждения.
  
Сделаю небольшой шаг в сторону. У нашего театра сложились добрые отношения с Синодальным отделом по делам молодёжи. И вот как-то собралась группа молодых священников в нашем театре. Они обсуждали проблему воскресных школ. Самые активные и горячие из них говорили, что воскресные школы не выполняют своих задач, они дают какие-то знания и понятия, которые не проникают в сердца детей, не делаются их глубокими убеждениями. Обычно в таких случаях приводится в качестве примера феномен Ленина и Сталина, которые прекрасно знали Закон Божий и были ярыми богоборцами.
  
Я глубоко убеждён, что добрая идея приходит в сердце человека (особенно молодого!), когда он осуществляет её в социальной практике. Деятельное осуществление знаний и навыков - вот путь не только их присвоения, но и воспитания. Это прекрасно понимал Макаренко.
  
Главная цель воспитания - любовь. Господь указал нам наибольшую заповедь: любовь к Богу и ближнему. Но откуда её взять, если мир диктует: «Будь эгоистом!»? Здесь я осмелюсь распространить учение Станиславского из области театра в область действительности.

Цель системы Станиславского - правда чувства. Беда в том, что если мы начинаем впрямую играть чувство, возникает дежурная эмоция, т.е. лжеэмоция. Чувство не подчиняется нашей воле. Можно тысячу раз сказать себе: «Люби!», а сердце будет молчать. Гениальное открытие Станиславского состоит в том, что путь к истинному чувству лежит через действие. Если я правильно действую, я начинаю правильно чувствовать. Но этот феномен применим не только на сцене. После Второй мировой войны в Европе возникла проблема преодоления ненависти к немцам. Им нужна была помощь, т.к. они голодали. И тогда один пастор (ему впоследствии дали прозвище «мистер Бекон») предложил людям отрезать кусок от своей колбасы или бекона и передавать немцам. Люди начали это делать - и ненависть стала исчезать. Я проиллюстрировал свою мысль на примере простой модели, однако очевидно, что чувство управляемо действием. Нужно правильно действовать, и тогда придёт в сердце любовь. Именно это качество имеет в себе процесс театрального и иного творчества. Но это мощнейшее средство воспитания отдано дополнительному образованию, финансирование которого сокращается.

Наш театр - Московский театр русской драмы «Камерная сцена» - 13 лет назад выступил с инициативой проведения на его площадке, т.е. на сцене профессионального театра, Всероссийского школьного фестиваля «Русская драма». Я обратился в Министерство образования к руководителю ведомства дополнительного образования А.К. Бруднову. Инициатива состояла в том, чтобы утверждать в творчестве юных базовые ценности русской культуры, которую И.А. Ильин называл культурой сердца.

Мы говорили о необходимости противопоставить национальные ценности тотальному натиску вестернизированной массовой культуры. Мы говорили о необходимости поддержки самодеятельного творчества. Особенность фестиваля - участие в его работе выдающихся деятелей театра и кино. Ещё одна особенность - работа параллельно с фестивалем Всероссийской режиссёрской лаборатории, на которой ставятся перед режиссёрами вопросы духовно-нравственных основ творчества и чисто профессиональные проблемы. Бруднов поддержал нашу инициативу. И вот уже 12 лет каждый год проводится этот фестиваль. Он имеет огромную популярность. В нём приняло участие около 1300 коллективов России и ближнего зарубежья.
  
Однако последние годы финансирование его сократилось, его стали финансировать через год, через два года. Финансирование сокращается и сейчас. Мы всё равно независимо от финансирования проводили и будем проводить этот фестиваль, т.к. он, несомненно, нужен.

Пафос моего высказывания очевиден: необходимы конкретные и внятные шаги не только в сторону инновационных методов образования, но и в сторону совершенствования процесса формирования духовно-нравственных и гражданственных качеств личности.

Я убеждён в недальновидности ущемления художественного, гуманитарного и дополнительного образования, ибо это действенные формы воспитания, без которого все инновации делаются мощным оружием, отданным в руки существ, нравственные нормы которых сомнительны.

Поэтому считаю необходимым поставить с не меньшей остротой, чем вопрос об инновациях в обучении (а этот вопрос доминирует в национальной инициативе «Наша новая школа»), проблему совершенствования воспитания, которое в конечном счёте созидает дух народа. «Духа не угашайте», - завещал апостол. Сегодня это как никогда актуально.
   

Михаил ЩЕПЕНКО,
   художественный руководитель Московского театра
   русской драмы «Камерная сцена»
   заслуженный деятель искусств России,
   академик РАЕН, профессор

http://www.rv.ru/content.php3?id=8755

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Щепенко
«Если нет сверхзадачи, актёрство превращается в греховное занятие»
О Московском театре русской драмы под рук. Михаила Щепенко
15.09.2020
Михаил Щепенко: Грешно ли быть актёром?
Единственный режиссёр-богослов об искушениях, о свободе творчества и о цензуре
28.11.2015
Театр как братство
Интервью с Михаилом Щепенко
22.03.2014
Все статьи Михаил Щепенко
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.11.2024 02:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41