Только что закончился XII Всероссийский (а, возможно, уже и
Международный) фестиваль школьных театров «Русская драма». Это яркое и
неординарное театральное явление, постоянным девизом которого в течение
всех двенадцати лет был: «Береги честь смолоду». В конкурсной программе
участвовали многие коллективы из практически всех регионов России. Из
100 лучших были отобраны 12. Они-то и привезли в ноябре этого года свои
спектакли в Московский театр русской драмы «Камерная сцена», где и
прошёл заключительный тур фестиваля. Я являюсь в течение всего времени
фестиваля «Русская драма» председателем жюри, и, как мне кажется, мне
есть чем поделиться с читателями.
Ещё одно событие, которое заставило меня взяться за перо, - возникновение национальной инициативы «Наша новая школа».
Но по порядку.
Я буду говорить об общеизвестных вещах, которые сегодня почему-то
забываются. Сегодня обращается внимание на инновационные технологии в
образовании и именно на образование. О воспитании почему-то либо мало,
либо ничего. Однако это кардинальная ошибка. Ещё Ушинский говорил о
бессмысленности образования, когда в нём отсутствует
духовно-нравственный вектор. Он уподоблял процесс такого образования
плывущему кораблю, у которого рядом с компасом лежит магнит. Корабль
может быть прекрасно оснащён, но при неверном курсе он неизбежно
разобьётся. Верный вектор (по Ушинскому) это христианство.
Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов писал, что воспитывать детей
можно и должно не на основе одной науки, бессильной для воспитания, но
только на основе святой веры, Божиего закона и христианской совести.
Образование вне воспитания бесплодно. Это очевидная
педагогическая аксиома. Почему она нарушается? Трудно поверить, что для
тех, кто определяет политику, компрадорские интересы - всё, а судьба
народа и Отечества (а она в недрах образования) - ничто.
Чем же занята школа, какие задачи ставятся перед системой
образования? Прежде всего - как образовать, научить, и где-то на
третьем-десятом плане - как воспитать.
Удивительно ещё вот что. По результатам социальных опросов треть
выпускников наших вузов хочет уехать за рубеж. Причём это наиболее
успешные студенты. То есть те, кто хорошо образован. А вот чувство
Родины куда-то ушло. Его погубила идея личного материального успеха,
которая сейчас в системе аксиологии современного человека столкнула с
верхних ступеней ценностей идеи нравственности и верности национальным
интересам. Это происходит в тот момент, когда информационная война стала
главной формой борьбы за «мутацию русского духа»: уничтожен дух -
уничтожено тело. Новейшие технологии работают на программу
«транскультурного коммуникационного мировоззрения», в основе которого
отторжение «свободного индивидуума» от своей культуры.
Это проблема очень масштабная, я говорю о более частных, хотя и очень важных вопросах.
В современной школе сужается круг гуманитарных дисциплин, в
средних школах почти уничтожено художественное образование, всё более
ущербной делается сфера дополнительного образования. Есть, возможно, уже
доминирующая тенденция превращения сферы образования в сферу услуг:
хочешь услугу - плати. Это тем более удивительно, что образование всегда
относилось к области стратегических интересов страны. Прагматичная
тенденция превращения сферы образования в сферу услуг неизбежно приводит
в лучшем случае к возникновению многознающих роботов, нравственный
критерий которых очень прост: служу тому хозяину, который больше платит.
И здесь уже один шаг до отношения к России как к «этой стране» и
безразличия к судьбе народа.
Что же делать? Если бы это зависело только от меня, то я бы,
конечно же, не допускал сокращения часов по литературе и истории, по
изобразительному искусству и музыке, я бы внедрял Основы православной
культуры и развивал дополнительное образование.
Дело в том, что сокращение этих предметов последовательно ведёт к
угасанию творческого начала и, в результате, - к бесплодию и в
интеллектуальной сфере.
Коснусь той области, в которой тружусь почти всю жизнь и в
которой с очевидностью проявляются проблемы образования и воспитания.
Это театр.
Известно, что игровая стихия театра представляет из себя
чрезвычайно плодотворную форму получения знаний и навыков. Этот феномен,
можно сказать, доказан психологами. Играя, мы научаемся гораздо
большему, и процесс обучения осуществляется в ускоренном режиме. Ведь
известно (согласно древнегреческим философам), что познание есть процесс
удивления. Театральная игра убивает скуку, т.е. врага удивления.
Талантливый педагог интуитивно или сознательно вводит в образовательный
процесс театр. Однако для того, чтобы процесс удивления не иссякал,
необходимы не только творческие качества учителя, но и творческие
качества учеников, которые развиваются прежде всего в художественном
творчестве.
Речь идёт, в частности, о дополнительном образовании, которое в
настоящее время переживает не лучшие дни, ибо тоже имеет тенденцию
превращения в сферу услуг.
У меня достаточно большой педагогический опыт. Меня интересует
проблема творческого начала в процессе обучения и воспитания. Обращаю
внимание на две модели этого процесса. Первая: я преподаю некоторую
систему знаний и навыков студентам-педагогам и студентам-психологам в
педагогическом университете. Моя цель дать перспективу будущим
специалистам для использования принципов и приёмов театра в образовании и
воспитании. Вторая модель: я веду театральную студию в другом
университете.
Это две качественно разные модели. Степень актуальности получения
знаний и навыков у этих двух групп совершенно разная. Первой группе
нужно прежде всего на рациональном уровне усвоить некий комплекс знаний,
чтобы сдать экзамен. Эти знания для них могут быть сколько-то интересны
и любопытны, но они не есть предмет жизненной необходимости. Без них
можно обойтись. Для второй группы крайне важно понять сущность изучаемых
проблем, потому что им предстоит публичное высказывание в
художественной форме, а, значит, члены группы должны, во-первых, занять
определённую духовно-нравственную и гражданскую позицию, во-вторых,
должны сплотиться в семью единомышленников и, в-третьих, суметь овладеть
навыками актёрского и иного театрального мастерства - иначе они будут
неубедительны в своём высказывании.
Невооружённым взглядом видно, насколько глубже и продуктивнее
процесс воспитания и образования во второй группе, чем в первой.
Подчёркиваю, вторая группа не только приобретает более глубокие знания,
но и способность иметь нравственные и гражданские убеждения.
Сделаю небольшой шаг в сторону. У нашего театра сложились добрые
отношения с Синодальным отделом по делам молодёжи. И вот как-то
собралась группа молодых священников в нашем театре. Они обсуждали
проблему воскресных школ. Самые активные и горячие из них говорили, что
воскресные школы не выполняют своих задач, они дают какие-то знания и
понятия, которые не проникают в сердца детей, не делаются их глубокими
убеждениями. Обычно в таких случаях приводится в качестве примера
феномен Ленина и Сталина, которые прекрасно знали Закон Божий и были
ярыми богоборцами.
Я глубоко убеждён, что добрая идея приходит в сердце человека
(особенно молодого!), когда он осуществляет её в социальной практике.
Деятельное осуществление знаний и навыков - вот путь не только их
присвоения, но и воспитания. Это прекрасно понимал Макаренко.
Главная цель воспитания - любовь. Господь указал нам наибольшую
заповедь: любовь к Богу и ближнему. Но откуда её взять, если мир
диктует: «Будь эгоистом!»? Здесь я осмелюсь распространить учение
Станиславского из области театра в область действительности.
Цель системы Станиславского - правда чувства. Беда в том, что
если мы начинаем впрямую играть чувство, возникает дежурная эмоция, т.е.
лжеэмоция. Чувство не подчиняется нашей воле. Можно тысячу раз сказать
себе: «Люби!», а сердце будет молчать. Гениальное открытие
Станиславского состоит в том, что путь к истинному чувству лежит через
действие. Если я правильно действую, я начинаю правильно чувствовать. Но
этот феномен применим не только на сцене. После Второй мировой войны в
Европе возникла проблема преодоления ненависти к немцам. Им нужна была
помощь, т.к. они голодали. И тогда один пастор (ему впоследствии дали
прозвище «мистер Бекон») предложил людям отрезать кусок от своей колбасы
или бекона и передавать немцам. Люди начали это делать - и ненависть
стала исчезать. Я проиллюстрировал свою мысль на примере простой модели,
однако очевидно, что чувство управляемо действием. Нужно правильно
действовать, и тогда придёт в сердце любовь. Именно это качество имеет в
себе процесс театрального и иного творчества. Но это мощнейшее средство
воспитания отдано дополнительному образованию, финансирование которого
сокращается.
Наш театр - Московский театр русской драмы «Камерная сцена» - 13
лет назад выступил с инициативой проведения на его площадке, т.е. на
сцене профессионального театра, Всероссийского школьного фестиваля
«Русская драма». Я обратился в Министерство образования к руководителю
ведомства дополнительного образования А.К. Бруднову. Инициатива состояла
в том, чтобы утверждать в творчестве юных базовые ценности русской
культуры, которую И.А. Ильин называл культурой сердца.
Мы говорили о необходимости противопоставить национальные
ценности тотальному натиску вестернизированной массовой культуры. Мы
говорили о необходимости поддержки самодеятельного творчества.
Особенность фестиваля - участие в его работе выдающихся деятелей театра и
кино. Ещё одна особенность - работа параллельно с фестивалем
Всероссийской режиссёрской лаборатории, на которой ставятся перед
режиссёрами вопросы духовно-нравственных основ творчества и чисто
профессиональные проблемы. Бруднов поддержал нашу инициативу. И вот уже
12 лет каждый год проводится этот фестиваль. Он имеет огромную
популярность. В нём приняло участие около 1300 коллективов России и
ближнего зарубежья.
Однако последние годы финансирование его сократилось, его стали
финансировать через год, через два года. Финансирование сокращается и
сейчас. Мы всё равно независимо от финансирования проводили и будем
проводить этот фестиваль, т.к. он, несомненно, нужен.
Пафос моего высказывания очевиден: необходимы конкретные и
внятные шаги не только в сторону инновационных методов образования, но и
в сторону совершенствования процесса формирования духовно-нравственных и
гражданственных качеств личности.
Я убеждён в недальновидности ущемления художественного,
гуманитарного и дополнительного образования, ибо это действенные формы
воспитания, без которого все инновации делаются мощным оружием, отданным
в руки существ, нравственные нормы которых сомнительны.
Поэтому считаю необходимым поставить с не меньшей остротой, чем
вопрос об инновациях в обучении (а этот вопрос доминирует в национальной
инициативе «Наша новая школа»), проблему совершенствования воспитания,
которое в конечном счёте созидает дух народа. «Духа не угашайте», -
завещал апостол. Сегодня это как никогда актуально.
Михаил ЩЕПЕНКО,
художественный руководитель Московского театра
русской драмы «Камерная сцена»
заслуженный деятель искусств России,
академик РАЕН, профессор