Что же там произошло?
Буддист построил в Паттайе наш храм
- Такое впечатление, Владыка, словно в Таиланде тоже начала действовать
«Программа-200»: так много там стало появляться новых православных
храмов.
- Действительно, в последние шесть-семь лет в Таиланде развернулась
невиданная прежде активизация церковной жизни. Сейчас там уже шесть
построенных и освящённых храмов - такой рост просто поражает, если
вспомнить, с чего всё началось. Впервые наш священник Олег (Черепанин)
появился там 14 лет назад - он был направлен миссионерским отделом.
Условия служения были совсем скромные. Тогда там был совсем небольшой
храм на арендованной земле. Церковь наша не имела регистрации, было
только разрешение совершать богослужения.
Но эту ситуацию я часто привожу в пример подтверждения истины, что Сила
Божия в немощи совершается. Так случилось, что через некоторое время
отец Олег перенёс инсульт, несколько месяцев приходил в себя. Казалось
бы, какие тут перспективы? Ничего нет, арендованная земля, полная
зависимость от местных условий, денег нет - никакой надежды. Но именно
после этого началось бурное храмостроительство. Церковь наша получила
официальное признание, появился первый таец-священник, и начался новый
период в церковной жизни. Это показывает, что история совершается не
человеческими усилиями и стремлениями, а прежде всего Богом. Бог творит
историю, а люди становятся орудиями Божиими, когда проявляют смирение.
- И что же это за люди в Таиланде?
- В том числе и те, кто приехал сюда заниматься бизнесом. Постепенно
сложилась церковная община, появились экономические возможности для
храмостроительства. Больше стало русских, особенно в Паттайе, там у нас
уже два храма. Поразительно, что многие из тех, кто принял участие в
строительстве храмов, были до этого не воцерковлены, некоторые стали
именно там ходить в церковь. Храмы строятся главным образом на деньги
русских жителей, но не только. Последний храм в Паттайе, который я
освятил, построен буддистом, тайцем. Он даже принимал участие в
открытии, резал ленточку.
- Что представляет собой наша Церковь в Таиланде организационно?
- Это представительство Русской Православной Церкви. Есть Фонд
Православной Церкви в Таиланде, через него осуществляется наша
активность. Есть священники, действуют храмы: два в Паттайе, один на
Пхукете, один на острове Самуй, небольшая монастырская община в
Ратчабури, в Бангкоке собор и представительство, то есть целая структура
наподобие благочиния.
К священникам здесь отношение особое
- А каково отношение местных властей к нашей Церкви?
- Мы чувствуем поддержку и даже большую заинтересованность. Это потому,
что Церковь занимает активную социальную позицию. Когда случаются
стихийные бедствия, наводнения - собирает деньги, оказывает помощь
пострадавшим, помогает малоимущим поступать в учебные заведения.
Помогает нашим соотечественникам, попавших в беду: если человек остался
без денег и надо помочь переправить его на родину.
- Вы оказались в Таиланде во время политических волнений. Это осложнило поездку?
- Меня даже отговаривали: ситуация там напряжённая и рискованно ехать.
Но я посчитал: если наши туристы едут, чего же архиерею бояться? Отец
Олег попросил, чтобы мне дали полицейское сопровождение, когда я буду в
Бангкоке, но власти сами пошли навстречу и заявили: мы будем
сопровождать владыку на всей территории Таиланда. Это была их
инициатива. В Таиланде вообще к священнослужителям отношение
уважительное, даже в аэропортах им предлагается особый проход, наряду,
например, с дипломатами и работниками авиакомпаний.
Вместо греха - благодать
- Кто прихожане в тайских храмах?
- Есть и туристы, и бизнесмены, и местные тайцы. Есть люди, которые
приезжают перезимовать (особенно с Дальнего Востока, из Сибири), и
просто те, кто там живёт какое-то время, потому что им там комфортно.
Можно читать разные отзывы о Таиланде. Не секрет, что многие туда едут в
поисках сомнительных развлечений и секс-туризма. На таком фоне
присутствие нашей Церкви - это свет, который тьму разгоняет. Мне
запомнились слова одной женщины из Сибири, которая приехала туда на зиму
погреться и сказала мне: «Я ощутила здесь такую благодать!» Встретил её
в Паттайе, потом она была на богослужении в Бангкоке. Человек приехал, и
вместо того, к чему стремятся многие туристы - рестораны, бары, ночные
клубы, - она пришла в наш храм и сказала: какая благодать!
- Что побуждает коренных жителей переходить в православие? Их не считают «предателями веры»?
- Очень разные причины. У каждого своя судьба, свой путь. Кто-то зашёл в
наш храм почти случайно, что-то почувствовал и остался. Отношение
окружающих к ним вполне терпимое. Это совсем не похоже на страны, где
человек, сменивший свою веру и ставший христианином, чувствует себя
изгоем и подвергается большому риску.
Как найти свой храм?
- Православные храмы в Таиланде похожи на те, что в России? Или есть свои особенности?
- Особенность в том, что там иконостасы, как правило, не делают из
обычного дерева, потому что дерево может быть съедено местным жучком. То
же самое относительно престола. Стараются использовать иные материалы -
бронзу, камень. Правда, в новом храме в Паттайе иконостас из дерева, но
из твёрдых пород. А в архитектуре всё традиционно. Внешне эти храмы
похожи на те, что в России.
- Нашему туристу легко найти там храм?
- У нас есть храмы практически всюду, где живут наши соотечественники.
Найти их не трудно. Можно и заранее посмотреть в Интернете. Координаты и
другая информация о наших храмах есть на карте сайта Патриархии
www.karta.patriarchia.ru
Беседовали Валерий КОНОВАЛОВ, Михаил УСТЮГОВ