Фото: официальный сайт Рязанской епархии Русской Православной Церкви
Интервью телеканала "Царьград" с главой Рязанской митрополии и Рязанской епархии митрополитом Рязанским и Михайловским Марком (Головковым) об опасностях неоязычества, опыте его разоблачения и о том, почему православное христианство не имеет ничего общего с либеральным пацифизмом и толстовским "непротивлением".
В Рязанской епархии стартовал уникальный и крайне актуальный проект, направленный на разоблачение неоязыческой пропаганды в молодёжной среде, разработанный епархиальным миссионерским отделом и получивший поддержку на грантовом конкурсе "Православная инициатива – 2019-2020". В его рамках для широкой общественности будет проводиться подробный критический разбор неоязыческих мифов. О подробностях этого начинания и опасностях самого неоязычества в беседе с Царьградом рассказал митрополит Рязанский и Михайловский Марк.
* * *
"Идёт война за сознание молодёжи"
"Царьград": Владыка, несколько месяцев назад одной из приоритетных тем для рассмотрения Межсоборным присутствием Священный Синод Русской Православной Церкви обозначил проблему неоязычества. Сама проблема возникла не сегодня, но почему именно в последнее время ей уделяется особое внимание, в том числе в возглавляемой Вами епархии?
Митрополит Рязанский и Михайловский Марк: Само неоязычество как явление возникло довольно давно, однако в последнее время оно приобрело особенно широкий размах и влияние на умы. В России это явление не столько религиозное, сколько политическое, агрессивное, в первую очередь по отношению к христианству как основополагающей идее русской государственности.
Так, за последние годы участились случаи вандализма в православных храмах, различных поджогов, другого рода террористической деятельности. Вы наверняка помните случай, когда в 2014 году неоязычник в православном храме расстрелял несколько человек.
В целом это сообщество идейно и нравственно нестабильно, что представляет в сочетании с присущей ему агрессивностью серьёзную проблему и с точки зрения безопасности государства. Известны случаи участия неоязычников в украинском майдане. В Тюмени не так давно раскрыли банду, которая терроризировала и убивала бизнесменов. Все её члены оказались практикующими неоязычниками.
Неоязычество. Фото: globallookpress.com
Ц.: А непосредственно в Рязани и Рязанской епархии эта проблема столь же остра?
Владыка Марк: Да, в Рязанской области действует ряд неоязыческих групп, кроме того, заезжие неоязычники ищут здесь, как они говорят, "места силы". Особенно привлекает их городище Старой Рязани. Это место для нас особое: оно не просто исторически важно для Рязанского края, но буквально пропитано молитвой. И именно здесь неоязыческие группы несколько лет назад хотели организовать капище, недалеко от этого места проводили встречи. Наша забота – просвещать жителей региона, предупреждать их об опасности увлечения подобными деструктивными идеями.
Ц.: Но почему неоязычество столь сильно распространяется именно в молодёжной среде, а также среди сотрудников силовых структур и военнослужащих? И даже в казачестве, традиционно глубоко православном?
Владыка Марк: Во все времена молодые люди искали ответы на вечные вопросы: есть Бог или нет? есть ли в мире справедливость и как её найти? как стать сильным и пробиться в люди, достичь тех или иных высот? В Православной России и в Советском Союзе на все эти вопросы звучали чёткие ответы. Они могли устраивать молодёжь или не устраивать, но ответы были.
Сегодня ответы молодому человеку дают компьютер и продукты теле- и киноиндустрии. За его сознание идёт война на самом глубинном уровне. В молодых людях много энергии, много сил, которые им непременно надо куда-то приложить. Во время великих войн молодёжь шла на поля сражений, в мирные дни – на родные нивы, в годины смут – на "майданы" или в банды, сегодня – или в компьютер, или в те же банды, или вот в такие лжепатриотические организации.
Подрастающее поколение в принципе наиболее подвержено агрессивному воздействию извне. Сегодня же сознание молодёжи во многом порабощено рекламными лозунгами общества потребления. Мышление, восприятие мира становится "клиповым", фрагментарным. Нам всем порой не хватает критического и логического осмысления получаемой информации, тем более это трудно для молодёжи. Этому надо учиться!
Между тем средства массовой информации, вся современная идеологическая машина внедряют так называемое "мышление имиджами", когда форма становится важнее содержания, когда наличие определённого набора вещей становится характеристикой человека как личности. Современные люди привыкают к быстрому, неглубокому восприятию информации. И внешне неоязычество может быть очень привлекательным именно как пример яркого имиджа, который служит определённым ответом на запросы патриотически настроенного молодого человека и воина XXI века.
Неоязычники. Фото: CW Pix / Shutterstock.com
Среди молодёжи и силовых структур неоязычество позиционирует себя как культ силы. При отсутствии у молодёжи и наших воинов элементарного религиозного и культурологического образования формируется среда, где неоязыческие мифы, оккультные теории, псевдорелигиозные идеи ложатся на подготовленную почву.
Это также относится и к казакам. Тем более что сегодня среди них много тех, кто плохо представляет себе, что такое казачество, кто воспринимает его как некую ролевую игру, дающую определённый статус в обществе. Отсюда и лёгкое восприятие неоязыческих идей как мнимо патриотических и псевдоисторических.
"Если угрожают твоей семье, твоей земле, подставление щёк – предательство"
Ц.: Недавно в беседе с митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином мы уже поднимали этот вопрос и говорили о том, что неоязычники очень часто ложно представляют Православную Церковь "Церковью слабых", подменяя христианские любовь и всепрощение толстовским непротивлением злу силой. Как, на Ваш взгляд, Церковь могла бы наиболее эффективно противостоять подобной пропаганде?
Владыка Марк: На самом деле идеологи неоязыческих взглядов далеко не глупые люди. Они часто заворачивают ложь в обертку полуправды, чем, конечно, вызывают доверие у тех, кто симпатизирует подобным идеям. В христианстве есть понятие смирения, которое характеризуется как раз способностью терпеливо и стойко переносить различные трудности. Неоязычники вкладывают в этот термин противоположный смысл, говорят о слабости христиан и противопоставляют этому как раз мнимую силу язычества.
Конечно, тот, кто незнаком с христианским отношением к жизни, может в это поверить. По сути, большинство тех, кто принимает эти утверждения за чистую монету, или очень доверчивы, или не способны сопоставить очевидные факты. Между тем вот истинное кредо православного христианина, сформулированное знаменитым митрополитом Московским Филаретом:
Люби врагов своих, гнушайся врагов Христа и бей врагов Отечества.
Мы, христиане, - граждане Отечества земного и Отечества Небесного. Нас с детства научают любить и Отечество земное, и Отечество Небесное. При этом Отечество земное нас также учат защищать. То есть в случае нападения врага на нашу Родину нам не предлагают подставить другую щёку и сбежать. Другую щёку ты можешь подставлять, если речь идёт только о тебе. Если же угрожают твоей матери, твоей семье, твоей земле, подставление щёк – это уже предательство! Это уже грех против своих близких, против своего Отечества!
История Русской Православной Церкви изобилует примерами служения земному Отечеству. Русские воины побеждали врагов с упованием на Бога. Многие русские воины были прославлены в лике святых. И надо всегда помнить, что каждый христианин – это воин Христов, который призван отражать нападения бесовской силы. Так что позиция православного человека – это позиция воина. И об этом, конечно, необходимо свидетельствовать. Это необходимо проповедовать!
На самом деле, что бы неоязычники ни говорили, они не считают христиан и христианство слабыми. Это можно понять хотя бы по их убеждению, что Русь приняла "кровавое крещение". Этим убеждением подразумевается, что "слабые" христиане уничтожили огромное количество "могучих" язычников и те не смогли никак воспрепятствовать этому "геноциду". Таков полный противоречий взгляд неоязычника на историю.
"Религия сильного человека"
Ц.: Не так давно стало известно, что именно в Рязанской епархии сейчас реализуется проект, направленный на разоблачение неоязыческой пропаганды в молодёжной среде. Расскажите, пожалуйста, вкратце об этом начинании.
Владыка Марк: Миссионерский отдел в нашей епархии в целом занимается вопросами противодействия деструктивным сектам, в том числе и неоязыческой пропаганде. Проект, о котором идёт речь, родился несколько лет назад благодаря сотруднику отдела Максиму Кузнецову, который предложил обобщить имеющиеся сведения о неоязычестве, составив из них некое пособие, полезное для всех, кто интересуется данной темой.
Была издана книга "Российское неоязычество. История, идеи, мифы". Книга заслужила одобрительные отклики специалистов, поэтому было принято решение о дальнейшем развитии проекта, который получил название "Лабарум". Так называли штандарт императора Константина Великого, увенчанный монограммой Иисуса Христа (хризмой) и имевший надпись на полотнище "Сим победиши".
Книга "Российское неоязычество. История, идеи, мифы". Фото: официальный сайт Рязанской епархии
Проект направлен на противодействие неоязыческой пропаганде в молодёжной среде через критический разбор неоязыческих мифов и распространение просветительских материалов в наиболее популярных сегодня форматах. В рамках проекта планируется издание нескольких пособий о неоязычестве. Это уже упомянутая мною книга Максима Кузнецова, которая в дополненном варианте будет выпущена в качестве приложений для Android и iOS. Их можно будет свободно скачать. Кроме того, будут изданы пособие для молодёжи и спортсменов "Религия сильного человека" и информационная брошюра для священников, приходских миссионеров и консультантов, сопровождаемая дополнительными материалами на CD.
В рамках проекта предполагается провести цикл радиопередач, посвящённый обсуждаемой теме. По мере реализации проекта будут возникать и другие формы и методы работы в этом направлении. Для Рязани это важно ещё и потому, что в городе существует три высших образовательных учреждения, связанных с силовыми структурами, а также ряд средних профессиональных учебных заведений, которые готовят специалистов для МЧС.
Ц.: Как православные миряне, в том числе представители СМИ, могли бы содействовать Церкви в профилактике неоязычества и борьбе с этой проблемой?
Владыка Марк: Прежде всего это просветительская работа. Как я уже сказал, необходимо просвещать людей, объяснять им опасность неоязыческих заблуждений, в то же время просто и доходчиво рассказывать о православной вере. И рассказывать ярко, увлекательно, не "загружая" сразу запретами, но предлагая масштабную "положительную программу".
Важно уже в школе преподавать Основы православной культуры, причём не только в начальных, но и в старших классах. Это прививка против различных деструктивных идей, с которыми молодой человек может встретиться в обществе. Не известно ни одного случая, когда в неоязычество переходил бы воцерковлённый человек.
Итак, против яда лжеучений мы должны предлагать противоядие Живой Воды спасительного Источника Вечной Истины.
Источник: Царьград