
Странный вопрос скажете вы. Человек вправе сам решать: пить или не пить.
Однако если посетить свадьбу или день рождения, корпоративную
вечеринку или праздничный банкет, то легко можно убедиться в том, что
свободы в данном вопросе просто не существует. Оказывается, что пусть не
всегда, пусть не по всякому поводу, но пьют спиртное практически все.
Пусть помаленьку, но пьют. Пьют мужчины и женщины, бизнесмены и
безработные, интеллигенты и «работяги». Пьют РУССКИЕ.
Про наш регион - Горный Алтай говорят, что это место, где встречаются
три религии, три культуры. И действительно у нас проживают русские
(православные), алтайцы (большинство - православные, но есть среди них
буддисты и язычники) и казахи (мусульмане). В 2006 году праздновалось
250-летие вхождения Горного Алтая в состав России, так вот одно из
праздничных мероприятий начиналось тем, что гостей встречали и угощали
девушки в национальных костюмах. Девушка в алтайской одежде с милой
улыбкой предлагала молоко, одетая по-казахски - кумыс. Румяная русская
красавица в сарафане и кокошнике, с косой до пояса потчевала водкой. А
мне стало до боли обидно! Ну почему!? Почему так живуч этот миф, что на
Руси всегда пили!? И почему так упорно утверждается, что народ,
построивший величайшее государство, создавший богатейшую культуру,
победивший сильнейших и свирепейших врагов - это ПЬЯНЫЙ народ?!
Когда я стал задавать этот вопрос разным людям, то многие из них
просто искренне недоумевали: Как так, - говорили - ведь еще князь
Владимир, выбирая веру, сказал, что «веселие Руси есть питие», и именно
то, что Церковь не запрещает вино, и сыграло значительную роль в том,
что мы теперь православные...
Действительно, Церковь вино не запрещает. И сегодня не редкость,
когда русские девушки выходят замуж за мусульман, только потому, что в
Коране есть запрет на спиртное...
Но ведь Церковь не поощряет пьянство. Более того: «пьяницы... Царства
Божия не наследуют.» (1 Кор.6; 10). Так пить или не пить православным?!
Сторонники «пития» обычно свою концепцию, как щитом, закрывают 51
Правилом от Святых Апостолов: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или
диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяс и вина,
не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся
добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и
таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет
извержен из священного чина, и отвержен от церкви. Такожде и мирянин».
При этом получается какое-то однобокое прочтение. Делается вывод, что
епископ, или пресвитер, или диакон, также и мирянин не пьют вино - то
подлежат анафеме. Простите, а как же епископы, которые не употребляют
мяса и тем более удалились от брака??? Ведь у нас весь епископат -
монашествующие. Давайте будем последовательны: если ради подвига
воздержания можно не есть мяса и не создавать семью, то и воздержание от
алкогольных напитков давайте не будем огульно называть гнушением.
Замечательный пример дает нам Апостол Павел: «Пища не приближает нас к
Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не
теряем. Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила
соблазном для немощных» (1 Кор. 8; 8 - 9). В наше время пищей мало кто
соблазняется, а вот питием...
И еще. Брак был благословлен Богом в раю, до грехопадения. Мясная
пища благословляется после Великого Потопа... А вот вина, согласно
Библии, Господь не создавал. Он подарил человеку виноградную лозу. А
первый опыт общения с вином принес горе человеку - вспомните опьяневшего
Ноя в шатре и последовавшее за этим разделение в семье (Быт. 9).
И вообще - позвольте разгневаться!!! До каких пор мы будем считать
все спиртные «напитки» (прости меня Господи, да и напитки ли они!) тем
вином, о котором говорится в Священном Писании и Правилах Апостольских?!
На языке Библии вино - не водка и не коньяк. В античном мире, как
известно, водки вообще не было, а про неразбавленное вино достаточно
красноречиво говорит одна из эпитафий: «Он жил как раб - пил
неразбавленное вино». В вине ценился вкус, букет, цвет, сладость,
терпкость, но не крепость. Если где в Священном Писании и говорится об
опьяняющих свойствах вина, то всегда в негативном смысле. Крепость и в
Библейской и в античной традиции рассматривалась скорее, как помеха.
Крепким считалось вино, имеющее не более 10% алкоголя. И пили его,
добавляя в него до 2/3 теплую воду. Т.е. в напитке оставалось не более 3
- 4% спирта. Сегодня - крепость главная ценность спиртных «напитков».
Пиво пьют литрами, «вино» - бокалами, водку - стопками. Если задаться
вопросом - почему-то ответ найти не трудно. В литре слабого пива, в
стакане креплёного вина этилового спирта содержится примерно столько же,
как в рюмке водки! Человек пьет спиртное ради спирта, но не ради
«букета» или пивных дрожжей. А этиловый спирт, - «наркотик, подрывающий
здоровье населения», это выписка из решения Всемирной Организации
Здравоохранения (ВОЗ) 1975 г. Так неужели 51 Апостольское правило
обязывает христиан пить отраву? Наверное, нет. Наверное, то вино, что
делает виноградарь, и то пойло что заполняют прилавки магазинов - разные
вещи. Почти диаметрально противоположные. Как, например, православный
священник и буддийский лама или шаман - для безбожников там и там
служитель культа, так и человеку алкоголизированному и водка - «вино», и
медицинский спирт - «вино», и смесь воды, спирта, красителя и
ароматизатора - «вино», и «Антилед» - «вино»! И все ему 51 правило не
только разрешает, но и даже предписывает пить!..
А вот православный христианин вполне даже имеет право гнушаться таким
вином. Во-первых, потому что ни водки, ни пива, ни коньяка, ни
«трояра», ни «Антиледа» Творец Вселенной не создавал, и если в природе
существуют спирты, то явно не в пищу и питие. А во-вторых, давно пора
признать, что все мы - русские люди сегодня смертельно больны
алкоголизмом. Если я, например, могу пить или не пить совершенно
одинаково, то для четверых из пяти моих соседей одна-единственная рюмка
является тем омутом, попав в который им не выбраться. И сегодня мы все
вместе просто обязаны совершать подвиг воздержания, к чему, кстати, и
призывает 51 Апостольское Правило.
А что касается знаменитого афоризма св. кн. Владимира, - то ведь это
он говорил еще будучи не христианином. Он еще искал веру и рассуждал,
как язычник, который не знает иных радостей, кроме земных сладостей... А
вот когда он, прозревши духовно и телесно, вышел из Св. Купели, то и
радость ТРЕЗВЕНИЯ открылась ему. Потому и на пирах Св. Князь угощал не
столько питием опьяняющим, сколько питием отрезвляющим - чтением
Священного Писания и душеспасительной литературы...
...Когда в церковной среде поднимается вопрос о трезвости, то
сторонники культурного пития обычно отбиваются таким аргументом, мол Сам
Господь Иисус Христос первое чудо совершил на браке в Кане Галилейской,
претворив воду в вино, и устанавливая Таинство Евхаристии опять-таки
вместе с хлебом избрал вино...
Что касается Первого чуда - то здесь мне возразить особо нечего,
кроме того, что как-то встретилось такое утверждение, что «доброе вино»
на языке Библии это свежий виноградный сок... Я принимаю это утверждение
на веру, и ничего доказывать или опровергать не стану. Просто как-то
трудно поверить в то, чтобы Христос, пришедший восстановить в человеке
Образ Божий начал Свое служение с того, что содействовал бы
окончательной потере образа человеческого в пирующих...
А вот что касается Евхаристии. Здесь просто необходимо проговорить два момента.
Первое. Довольно часто можно слышать, что в Церкви причащают вином.
Более грязную хулу трудно придумать... Вином «причащают» в кабаке, а в
Церкви мы Причащаемся Плоти и Крови Христовых...
Второе. Как известно, у нас в Сибири виноделие не практикуется. Брагу
- варят, самогон - гонят, к сожалению! А вино, настоящее, красное,
виноградное - никто не делает. В 2000 году я пробовал получить вино из
купленного винограда, но служить на нем не дерзнул. А то, что у нас
продается под названием «Кагор» - в 98% случаев подделка. Синтетический
компот на техническом спирте. И некоторые батюшки, за неимением лучшего
вынуждены брать это на проскомидию. Я знаю, что Поместный Собор 1917-18
годов рассматривал возможность служения по необходимости на заменителях,
в частности на вишневой настойке, знаю, что многие подвижники в
сталинских лагерях литургисали на клюквенном соке. А как быть нам,
деревенским священникам, если марочный кагор не по карману, а то, что
доступно - и рядом с виноградом не стояло? Не является ли кощунством
принесение в Алтарь «вина» только по надписи на этикетке?
Наверное, настало время обсудить и решить этот вопрос самым
серьезнейшим образом. Тем более, что за полтора десятка лет служения
священником мне встретилось немало собратий по службе, имеющих
алкогольную зависимость. А традиция «запивать» после потребления Даров,
увы, не поспособствовала освобождению от оной. А вот если бы вино,
приносимое в Алтарь, имело не более 7-9% спирта, или вообще его не
имело, то эта проблема растаяла бы как дым...
И последнее. Сколько я себя помню - особо положительного отношения к
спиртному у меня никогда не было. Однако были в моей жизни и периоды
сознательной трезвости, но чаще я, как и многие, не выдерживал давления
порочной традиции. Слава Богу, алкоголиком, в физиологическом значении
данного слова я не стал, но вот как праздновать без вина, как принимать
гостей, как, в конце концов, просто расслабляться - вот тут я стоял на
твердых позициях культуропитейства. Пока мне не попалась книга
выдающегося борца за трезвость, талантливейшего врача, замечательнейшего
человека Ф.Г.Углова «Самоубийцы». Вот выписка из этой книги:
«Нет такого заболевания, течение, которого не ухудшилось бы от
употребления алкоголя. Нет такого органа у человека, который бы не
страдал от приёма спиртных напитков. Однако больше всех и тяжелее всех
страдает мозг.
Если концентрацию алкоголя в крови принять за единицу, то в печени
она будет 1,45, в спинно-мозговой жидкости - 1,50, и в головном мозге -
1,75.
При вскрытии наибольшие изменения имеют место в мозгу. Твердая
мозговая оболочка напряжена, мягкие оболочки отёчны, полнокровны.
Головной мозг резко отёчен, сосуды расширены, множество мелких кист
диаметром 1-2 мм. Эти мелкие кисты образовались в местах кровоизлияний и
некроза (омертвления) участков вещества мозга.
Но не в этом самое большое зло алкоголя. У лиц, употребляющих
спиртные напитки, выявляется раннее склеивание эритроцитов, красных
кровяных шариков. Чем выше концентрация спирта, тем более выражен
процесс склеивания. В мозгу, где склеивание сильнее, так как
концентрация спирта выше, оно приводит к тяжёлым последствиям: в
мельчайших капиллярах, которые проводят кровь к отдельным мозговым
клеткам, диаметр их приближается к диаметру эритроцита. И если
произойдёт их склеивание, они закроют просвет капилляра. Снабжение
мозговой клетки кислородом прекратится. Такое кислородное голодание,
если оно продолжается 5-10 минут, приводит к омертвлению, то есть к
необратимой утрате мозговой клетки. И чем выше концентрация спирта в
крови, тем сильнее процесс склеивания и тем больше мозговых клеток
гибнет.
Вскрытия «умеренно» пьющих показали, что в их мозгу обнаруживаются целые «кладбища» из погибших корковых клеток.
Изменения структуры головного мозга возникают уже после нескольких
лет употребления спиртного. У всех обследуемых установлено уменьшение
объема мозга, или, как говорят, «сморщенный мозг». Причём, изменения
выражены больше всего в тех отделах коры головного мозга, где происходит
мыслительная деятельность, осуществляется функция памяти и т.п.»
Вот это меня поразило больше всего. Я не позволял себе напиваться.
Никогда не «опохмелялся», но даже самое скромное «возлияние» довольно
ощутимо стало отражаться на способностях памяти. Комментарии, как
говорится, стали излишними...
Хорошо, - сказал я себе. Я пить не буду и это мне нетрудно. На
приходе также не сложно провозгласить «сухой закон». А не потеряем ли мы
чего-то?
Между тем приближался Престольный праздник 2006 года.
Наш Престольный всегда в понедельник - День Святаго Духа. И всегда
это был рабочий день. А в 2006 году наш Праздник совпал с Днем
Независимости России, и мы ждали небывалое стечение народа. После
Литургии и Крестного хода всем, прямо в церковной ограде было предложено
небольшое угощение для подкрепления телесных сил богомольцев, затем
состоялся концерт Воскресной школы, различных творческих коллективов и
личностей. А затем священники, участвовавшие в службе, пошли в гости к
настоятелю. И вот здесь мы провели эксперимент. Спиртного покупать не
стали, а на стол поставили виноградный сок, разлитый в фужеры. Когда все
помолились и расселись за столом - я сказал тост. Поздравил всех с
праздником, поблагодарил за предпринятый труд, и предложил выпить того
вина, что в древности ценилось гораздо выше, чем вина в современном
понимании. Некоторые батюшки не сразу поняли, о чем идет речь, но в
итоге - никто не обиделся. За столом мы посидели нисколько не только не
хуже, чем со спиртным, а много лучше. Не было чувств тяжести в желудке,
тупости в голове, а ощущение праздника осталось до позднего вечера.
Следует добавить, что Престольные праздники 2007 и 2008 годов,
несмотря на отсутствие спиртного, собрали еще больше народа и прошли с
еще бОльшей радостью. Как и многие другие события нашей приходской
жизни...
Например, в этом году после Престольного мы всем приходом, с детьми,
выехали на берег реки. Сварили уху, пожарили шашлык, поиграли в футбол и
волейбол, попели песни, да просто повеселились. И без капли спиртного. И
даже никто не вспомнил, что чего-то не хватает, а отдохнули
великолепно...
...Не вино, и не спирт виноваты в том, что наш величайший,
талантливейший, трудолюбивейший и могущественнейший народ тонет в пьяном
омуте, теряя, может быть и безвозвратно те дарования, которые в прошлом
возвеличили его. Виноват сам народ, а это значит - я, мой брат, мой
сосед, виноваты в том, что разучились без дурмана радоваться, переносить
скорби и просто общаться. И сегодня спиртное нам всем смертельно
противопоказано. Если мой организм еще может расщеплять
Це-два-Аш-пять-О-Аш, то где гарантия, что организм моего сынишки или
внука будет справляться с этой задачей?
Обидно и больно, когда люди православные, иногда - священники
начинают убедительно вещать, что пить можно и нужно, только в меру,
умеючи, культурно...
На самом деле культура и пьянство понятия не совместимые, и нам,
людям церковным, нужно хранить трезвомыслие. И не пьянство
реабилитировать, а содействовать реальному отрезвлению смертельно
больного народа.
Начиная с себя.
Протоиерей Георгий Балакин
http://trezvenie.org/literature/author/full/&id=12577
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".