Возвращение в Павловск

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
461
Время на чтение 16 минут

(Окончание. Начало в № 696)

Старинные ступени

Побеседовав на исторические темы с отцом Даниилом Ранне, мы отправляемся в «обход» приходских помещений.


Павловск. Храм св. Марии Магдалины

Есть в XVIII веке особая притягательная красота - классическая. Никаких прихотливых изгибов - во всём простота, чёткость... Мебель - неудобные диваны с прямыми спинками, рамы для зеркал - в строгую линию, чугунные перила - прямые, лишь иногда вдруг завиток. Как недостаёт этого в нашу всеядную эпоху...

На второй этаж ведёт довольно-таки обшарпанная каменная лестница, может быть, ещё помнящая туфельки Марии Фёдоровны...

- Это ступени сохранились со времени основания храма и богадельни? - спрашиваю отца Даниила.

- Да, и я ни в коем случае не хочу их менять.

- Тогда, знаете, сюда в уголок просится какой-нибудь стол на тонких ножках или конторка, за какой Гоголь писал...

Пахнет деревом, работы в приходских помещениях ещё продолжаются. Растения в кадках, в проёме над лестницей - большая икона, скорее даже картина с изображением Марии Магдалины. А икона Божией Матери с Младенцем на троне - в отдельно стоящем киоте.

- Мы тут без конца ремонтируем, - словно извиняется отец настоятель и заводит меня в первое из помещений.

- Здесь у нас детский сад воскресного дня. Чтобы дети в возрасте до 6 лет не томили своих родителей во время богослужения, а занимались с педагогом. В конце литургии их выводят к причастию. А в воскресной школе занимаются в это время с детьми от 7 до 9 лет. Они выходят раньше - к Евхаристическому канону. Мы включаем детей в богослужение постепенно, уже подготовленными.

Отец Даниил открывает следующее помещение:

- Это у нас художественная библиотека. Есть каталог, всё как положено. Тут по средам вечером проходят евангельские часы... А ещё по воскресеньям глухонемые ребята занимаются.

- Чем занимаются, как?

- Садятся вокруг стола, им рассказывают о праздниках, а они рисуют...

Я сразу вспомнил, что школу для глухонемых основала при храмовой богадельне ещё Мария Фёдоровна. Как удивительно восстанавливается связь времён! Всё, что было оборвано-прервано, рано или поздно должно возвратиться Ему ведомыми путями. Только в подготовке этих путей, наверное, должны принять участие и мы...

- А вот тут наш актовый зал, - продолжает экскурсию настоятель.

- Какой огромный! Не каждый храм такого размера бывает. Да ещё с камином! Он настоящий или бутафорский?

- Да, можно топить. Здесь располагались пять комнат госпиталя, и всё было в перегородках. Мы вынуждены были поставить эти огромные столбы посредине, они уходят на первый этаж и упираются в независимый фундамент. Вообще внутри здания пришлось сделать огромный железный куб - к нему притянуты стены и на нём же держится крыша. Дело в том, что здание передали нам в настолько плачевном состоянии, что мы боялись: во время замены перекрытий оно рухнет...


Витраж в алтаре

Вот думаю: повезло или нет храму Марии Магдалины? Не разрушено, да, но шесть десятков лет в этом здании находились предприятия: сначала обувная фабрика «Спартак», в годы оккупации - немецкие мастерские, потом фабрика «Точмех». А с 1960-х, как раз когда здание было официально взято под охрану государства, фабрика «Металлоигрушка» установила здесь станки, которые и нанесли своей вибрацией основной урон.

Кстати, ещё подходя к церкви, я увидел на ней чугунную табличку из серии «хошь - верь, хошь - нет»: «Здание бывшего госпиталя построено в 1781-1784 гг. Архитектор Д. Кваренги. Охраняется государством». Дело даже не в том, что оно «охраняется» с точностью до наоборот, но обратите внимание: про храм на табличке даже не упомянуто. Хотя алтарную апсиду и купол ведь не спрячешь...

В 1991 году фабрика игрушек освободила здание. Несколько лет оно простояло без стёкол, с прохудившейся крышей и треснувшим сводом, под которым просто было опасно находиться...

Но я отвлёкся. Оглядываюсь: ряды стульев, большой экран, проектор.

- Здесь у нас летом проходили двухнедельные курсы для учителей по основам православной культуры, - продолжает рассказывать отец Даниил. - А вообще это кинотеатр.

- Чья идея?

- Моя. В ближайшее воскресенье будем крутить «Полёт ворона». Я смотрел этот фильм 1984 года, он очень простой...

- Регулярно проводите сеансы?

- Право на показ нужно покупать... Просматриваем тут раз в неделю какой-нибудь фильм, а раз в месяц проводим обсуждение. Здесь мы смотрели «Остров» за три недели до официального показа - спасибо отцу Георгию Митрофанову, он взял у режиссёра разрешение. 30 человек тогда собралось: кто-то сидел на полу, кто-то лежал...

Завершив экскурсию, отец Даниил приглашает заморить червячка. Проходим в трапезную, чинно рассаживаемся, и тут в помещение, где слышится лишь неспешное позвякивание ложечек, врывается вихрь...

Юлия

В столовую стремительно и в то же время деликатно (необычное сочетание!) влетает невысокая живая женщина с острыми чертами лица. Батюшка знакомит нас: Юлия Рубцова, певчая в храме, но главное её служение - социальная работа на приходе.

Перед ней, как и перед нами, появляется тарелка со снедью, но Юлия, нимало не обращая на неё внимания, с ходу вступает в активное обсуждение какой-то проблемы, связанной с детским домом-интернатом.

Постепенно начинаю понимать: похоже, дети заразились каким-то кожным заболеванием и администрация это скрыла, но перестала пускать в детдом волонтёров...

- У нас срывается мероприятие с паркурщиками. Мы с ними договорились, что они помогут детей вывезти. А теперь, непонятно чем их занимать...

- Нам бы подумать так, чтоб всегда была альтернатива, - говорит батюшка.

- Но если один раз отказать, два раза, то на третий они не приедут. Вы их на дискуссионный клуб позовите в Шувалово...

- Вы понимаете (это Юлия уже мне), у нас много детей-колясочников, которых надо в автобус поднять, следом коляску загрузить. А паркурщики здоровые, поэтому могут помочь.

Юлия продолжает свой эмоциональный рассказ. Энергия и заинтересованность, с какой она передаёт интонации её спора с руководством учреждения, заразительны.

- ...А она стала кричать: «Что вы суётесь!» И её главная фраза: «Я никогда не подпишу!» Я сказала: «Мне очень странно от вас это слышать, потому что есть проблема, и я предлагаю помощь в её решении». Много детей и персонала заражено, мероприятия надо проводить капитальные - дезкамера и прочее. А мне говорят: иди ты! Вот почему я хочу вас, батюшка, попросить...

- Давайте, что мне нужно сделать? - откликается настоятель.

Дальше идёт очень активный диалог между ним и Юлией, батюшка берёт трубку, куда-то звонит, ведёт переговоры... Тем временем Юлия расстроенно пересказывает мне диалог с кем-то (не понял, с кем именно):

- ...Информирую её, что во вторник будет молебен. Она мне: «Юля, так много детей вместе - нехорошо». Я говорю: «Поэтому давайте сделаем два молебна - на втором этаже и на первом». Она: «Дети же кричат!» Я отвечаю: «Они так выражают свои эмоции, ведь многие не могут сказать...»

Мы уже покушали, а перед Юлией еда так и не тронута. Я показываю ей глазами на тарелку, но она произносит традиционное: «Я не голодна», - и продолжает рассказ о детях-инвалидах.

- ...В нашем психоневрологическом интернате полный набор инвалидов - ДЦП и всё, что хотите... Он, наверно, самый большой в России - 600 человек! Мы сейчас боремся за изменение системы - чтобы в одном отделении были дети разной сохранности. Тогда сохранные смогут подтягивать других. На Западе эта система апробирована и хорошо себя зарекомендовала. Я общалась с сотрудниками подобного детского сада у нас и спрашивала: а не теряет ли кто-то в развитии за счёт этого? Одна воспитательница, чей ребёнок закончил этот сад, а потом и гимназию, подтвердила, что это лучший путь.

Уточняю, кто такие «сохранные».

- Есть дети лежачие, у которых всё нарушено. Им уже никогда... - спотыкается Юлия. - А есть те, кто при нормальной адаптации могут обычную жизнь вести...

- А паркур что такое? - снова проявляю свою неосведомлённость.

- Это такой вид спорта, - поясняет отец Даниил. - Он третий по популярности сейчас у молодёжи 15-18 лет, после футбола и хоккея. Суть его в преодолении по прямой любых препятствий, но без специальных приспособлений. Например, дом стоит и обойти его нельзя... Организаторы этого движения сами верующие и сейчас аккуратно подтягивают своих ребят к социальной работе.

- С одним мальчиком-паркурщиком мы пошли в первый корпус, - подхватывает тему Юлия, - там девочка неходячая увидела его, и как повисла на шее! Её отдирают, а она не отпускает! Наверно, для него это было самое яркое впечатление, - смеётся она.

- А в первый раз, когда их водили - помните? - говорит батюшка. - Двух мальчиков и девочку. Наши «зондики» - дети, у которых совершенно нарушенное всё и через нос торчит трубка-зонд, - с ними ведь тоже можно что-то делать, главное, не бояться... Так вот, девочка к ним зашла, побледнела, в глазах ужас, сейчас по стенке начнёт сползать... Я к ней подошёл, вывел в коридор: «Ну что, тебе полегче?» - «Полегче...» Да, там не для слабонервных...

- Меня недавно покусал ребёнок до крови. То, что у него герпес, я видела, но у него ещё оказался гепатит С. И вот я теперь укушенная... - Юлия смеётся, причём не истерично, не с сарказмом, а вполне искренне.

Заразившись её смехом, улыбается и отец Даниил:

- Всё ли в порядке сейчас?

- Я не знаю, обработала рану.

- Ну, если что - будете тогда нашей страстотерпицей. Храму нужны свои мощи...

Юлия поясняет: из благочиния пришло распоряжение найти мучеников, которые были в храме, но не сложилось...

- Появляются иногда благотворители, - продолжает она. - Хотят дать нечто материальное, а я пытаюсь объяснить им, что это вторично. Детей можно обставить мебелью, накупить им одежды, но главная проблема там: нужны руки и общение. Если нет помощников, игрушки, мебель работать не будут. Что толку, если детей некому посадить в коляску и повезти гулять... Для этого нужны волонтёры. Пусть даже и оплачиваемые. Но спонсоров в этом сложно убедить. И они не понимают, почему в госучреждении стоит такая проблема, до тех пор пока своими глазами не увидят всё.

Обсудив ещё какие-то дела с отцом Даниилом, Юлия прощается: «Столько дел!..» Обед так и остаётся не тронут.

Быть вместе

- Вот такие у нас прихожане, - говорит батюшка. - По сути, мы на нашем приходе собрали самых активных людей Павловска. Есть у нас ещё прихожанка Ирина. Я отсюда ухожу в субботу в 10 часов вечера - она ещё здесь, я приезжаю на раннюю литургию в 7.20 - она уже здесь. Притом она работает пять дней в неделю на основной работе. У неё семья: дети, внуки. Звонишь ей: «Вы где?» - «Ой, мне тут надо к тёще зайти, ещё туда, сюда... Скоро буду». Через два часа Ира здесь. Я спрашиваю: «Откуда у вас столько сил?» - «Сама не знаю!» - и дальше побежала. Смотрю, поражаюсь и ещё завидую. Самому не хватает энергетики...

Приход - это живой организм, со своими проблемами, радостями, переживаниями. Меня радует, что в воскресенье после литургии у нас во флигеле некуда приткнуться - всё занято! Я всегда беспокоился, чтоб помещения - у нас их немало - мёртвыми не стали. И вот Господь их как-то наполнил: в актовом зале воскресная школа, в канцелярии отец Дионисий катехизацией занимается, в трапезной народ ест, теперь и у меня появился кабинет - место, где я могу с людьми просто пообщаться.

Кто-то приходит, говорит: вот у вас так хорошо, вы так много делаете... А я вообще ничего этого не делаю. У нас есть актив, который решает все вопросы. Я стараюсь делегировать им как можно больше полномочий. Хотя меня всегда ставят в известность и благословение берут, но люди многое решают сами. Это не значит, что я не отслеживаю ситуацию. Я здесь за всё отвечаю перед архиереем и перед Богом. В церкви нет мелочей. Даже если попадёт плохая книжка в лавку...

- Иногда натыкаюсь в православных СМИ на высказывания с оттенком неудовольствия, что, дескать, превращают приход в клуб по интересам. Храм - это дом молитвы, а всё прочее должно быть не здесь...

- А я голосую за храм-клуб!

- Как вы оцениваете активность прихожан в целом?

- Прихожане бывают разные. Костяк прихода, актив, тащит на себе всё. Одни приходят каждое воскресенье и участвуют в каких-то мероприятиях. Другие приходят, ни в чём не участвуют, но они тоже наши прихожане. А есть те, кто называет себя нашими прихожанами и ездит каждый месяц из города. Наконец, кто-то просто заходит раз в месяц поставить свечку. И я не осмеливаюсь называть их не прихожанами.

На Пасху, когда мы идём вокруг храма, то, возвращаясь к крыльцу, видим, что некоторые ещё только начинают движение... Сколько их? Я никогда не считал.

- У меня возникла аналогия: когда человек говорит, что он русский, не зная ни традиций, ни истории, должны ли мы согласиться с ним?

- Мы катехизацию начали в 2000 году. Какое-то время я крестил людей с объяснениями, но это не была катехизация. 99 процентов взрослых, которые приходят креститься, на вопрос, зачем, отвечают: «Как же, ведь я русский!» На это мы говорим, что принадлежность к культуре или нации не значит, что вы автоматически принадлежите к этой вере.

- Трудно не согласиться.

- Кто-то соглашался, а кто-то разворачивался и шёл креститься в другой храм. Потому что в одном храме беседуют в течение часа перед крещением, а в другом требуют что-то выучить наизусть. И конечно, многие выбирают, где удобнее.


Служба в храме св. Марии Магдалины.

Является ли прихожанином человек, которому достаточно богослужения - ему не надо ни с кем общаться, для него жизнь прихода - это только литургия? Является. Хотя мы с вами говорили, что основной признак прихода - это то, что все друг друга знают по именам. А он знает только имя священника, у которого исповедуется. Приходит, становится в уголок, после службы разворачивается и уходит.

- Если понимать приход как клуб - тогда нет. Но если расширить это понятие, - я задумался. - Может, тогда в ваше определение стоит внести что-то ещё?

- Кто он - истинный прихожанин? Может, чтобы это определить, нужны серьёзные испытания? Когда скажут: сейчас в Павловске будут храм рушить, у вас есть возможность его отстоять, но это может стоить вам времени, карьеры, жизни. И вот тогда здесь соберётся настоящий приход.

- Мне почему-то кажется, что придёт масса людей, которые в храме особо-то и не бывали. У наших сограждан ведь такая мобилизационная психология...

- Я поэтому и говорю, что для меня это открытая тема. Есть хорошее произведение у Лескова, называется «Гора». Про Зенона златокузнеца. И там говорится о том, что египетские власти в Александрии во время засухи предложили городским христианам передвинуть по вере гору в Нил. Он поля затопит, и будет всё хорошо. Патриарх уехал сразу из Александрии, сказав, что здесь есть местный епископ. Епископ в ужасе сдал всех, кого только мог. В итоге человек, которого даже не считали христианином, эту гору сдвинул. Не в прямом смысле, конечно... Вполне допускаю, что придут те, кто в храм не ходил.

- Моя задача: не мешать. Быть везде и нигде. Когда приходит человек - это уже начало богослужения. Собирается община - и это начало. Поэтому для меня вся жизнь прихода, конечно условно, - богослужение. Разве не является богослужением, когда священник спешит причастить больного? А когда я просто выйду из алтаря и ко мне подойдёт человек, у которого какая-то жизненная трагедия, на глазах слёзы, и мы с ним начнём говорить о Боге? Богослужение шире, чем «Благословен Бог наш...» и многолетие в конце. Есть уставное богослужение, да. Но я не считаю, что исповедь, которая иногда начинается задолго до того, как человек подошёл ко кресту и Евангелию, - это не богослужение.

У нас на приходе много бывших протестантов и даже сектантов. Поэтому одна из задач - донести богослужение до человека. Люди приходят на службу, наблюдают незнакомую им жизнь и вдруг видят что-то понятное для себя - например, слышат Апостол и Евангелие, которое мы читаем, кроме церковнославянского, ещё и на русском. Потом мы начинаем общаться...

- Есть мнение, что нужно изучать богослужение не во время службы, а заранее.

- Нереально. Возникнет разрыв между практикой и теорией.

- В этой ситуации всегда найдутся люди, которые скажут: не поступимся нашими принципами. Отсюда недалеко и до раскола на приходе...

- Я пришёл в 1999 году, когда здесь вообще ничего не было. Помню, как начинал первую воскресную школу. Сначала нас было двое, потом стало четверо. В первый момент у нас был определённый посыл на миссионерство, но вскоре мы осознали чёткую внутреннюю задачу, что хотим создать думающий приход. Где не просто собираются на службы, а где участвуют в богослужении, осознавая его.

- Можно сказать, вы приход и сформировали?

- Не я один, нас было много, и Господь это всё покрывал Своей благодатью. Священник вообще не бывает один на приходе. Просто появлялись люди, которые приходили, слушали, говорили: «Да, это наше», - и оставались. Даже переезжали сюда, в Павловск, из Пушкина. Вот вспомнилось: одна женщина подошла и говорит: «Вы знаете, никак не могла подойти к священнику, а вы во время службы с псаломщиком друг другу улыбнулись, и у меня что-то в душе повернулось, я смогла подойти».

До сих пор для меня остаётся загадкой: что такое приход. Слова я могу подобрать, но сердцем до сих пор не знаю... Место, где все друг друга знают по имени, - это только начало. Отправная точка. А дальше? Я знаю только одно: люди должны быть вместе. Во время молитвы и вне её.

Новое и старое

- Вы упомянули про миссионерскую деятельность. Что в вашем понимании - миссия сегодня? До какой степени она приемлема в Церкви? Например, такая картина: священник на мотоцикле впереди байкеров. Или трудится батюшка только на приходе. Вот два полюса таких. Вы можете сказать, когда миссионерство переходит в популизм?

- Есть два принципа миссионерской деятельности Церкви. Первый самый важный и самый простой: всегда оставаться христианином. Сколько верующих каются и причащаются, а за оградой храма становятся такими же, как и весь мир. Вы говорите: на байке впереди? Для кого-то это приемлемо. Отец Вячеслав Харинов, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Петербурге, общается с ними очень хорошо. В каждом социуме есть свои нюансы, но принцип прост - быть христианином вне церкви.

- А какие-то традиции существуют или это такой... безграничный мир?

- Мы сейчас говорим о том, где находится горизонт. Если подпрыгнуть - горизонт всё же немного дальше. Здесь то же самое.

- Хорошее сравнение. В своё время, когда обсуждалась выставка в притворе университетского храма, организованная отцом Максимом Козловым, его критиковали за допущение «вольностей» в обращении со святынями. В церковных СМИ прежде всего. Он пытался осуществить миссию в мире «продвинутого» современного искусства. Теперь отец Максим уже не настоятель храма в честь мученицы Татианы...

- У одного знакомого художника в Москве в мастерской я увидел распятие. Я сначала не понял... Очень простой пропорциональный крест из дерева, но верх креста, что над перекладиной, наклонён вперёд. И вот когда подходишь к нему - а он значительно выше человека - и начинаешь поднимать глаза, то возникает ощущение, что крест, нагнувшись, смотрит на тебя... Это не церковная классика, но если кому-то подобное решение поможет в религиозных размышлениях, думаю, это следует приветствовать. Во всяком случае, церковным Собором было сказано: то, что приводит к развитию духовной жизни человека, - полезно. Многие критикуют протодиакона Кураева за выступления на рок-концертах. Но если кого-то это приведёт к Богу, то отец Андрей поступает правильно.

- В этой ситуации традиция вступает в конфликт с новацией. В сознание русского человека заложено, что в Церкви всё должно быть так, как сто и двести лет назад. А когда он видит новую форму миссионерства, то спрашивает себя: может, Церковь становится другой, перестаёт быть моей Церковью? Я имею в виду пожилых людей в первую очередь...

- Мне кажется, нам не хватает элементарного терпения. Кто-то может соблазниться, потому что не хочет воспринять, а другого это поможет привести к вере. Нужно постараться не осудить, а понять другого человека. По сути, проблему непросвещённости усугубляет нетерпимость.

Церковь - это живой организм. Евангелие на церковнославянском языке русифицировано при Елизавете. Почему не говорят, что это давно не тот текст, который был пять веков назад? Почему не принято говорить о том, что часть богослужения - это традиция, которая была введена для удобства? Хотя бы то, что в воскресный день Евангелие читается посередине храма, что, с точки зрения богословия, неправильно, потому что оно должно читаться на престоле. Но в XIX веке из-за больших размеров храмов его стали выносить, чтоб всем было слышно. На самом деле мы не держимся консервативных традиций, а закоснели в непонимании Церкви. Обратите внимание, когда начались проблемы с ИНН и паспортами? Когда ломанулись в Церковь огромное количество новых верующих. А те, кто сохранили веру в годы советской власти, на этом не акцентировали внимание. Потому что настолько это вторично... И надо понять: что же для нас первично, а что - вторично?

- А что первично? Участие в богослужении?

- В первую очередь, когда Евхаристия для человека станет центром его жизни. А всё остальное будет прививаться. Если мы с вами будем говорить, что не должны ничего изменять, то мы не понимаем, что такое Церковь. Она - живая. Надо просто собрать современников вокруг себя и понять: что им важно, когда они идут в храм. И чтобы это важное они там нашли... Это не значит, что Церковь должна подстраиваться под мир, это значит - спуститься к человеку и попытаться его вытащить на другой уровень.

- Вы ощущаете, что есть новое поколение и что с ним приходят какие-то новые вопросы в Церковь?

- Никаких новых вопросов. С тех пор как Христос вознёсся, общество не изменилось. Изменились пространство, время и технологии, а человек каким был, таким и остался. Раньше ездил на кобыле, а теперь на машине - ну и что? Человека, по сути, беспокоит то же, что и две тысячи лет назад. А вот если мы возьмём современный образ жизни, то там есть много вопросов, на которые мы с трудом даём ответы. Сейчас есть препараты, которые поддерживают жизнь человека так, что он фактически находится в некоем ином мире. Человек попал в реанимацию, он мучается. Можно аппарат отключить, зная, что он уже не может жить? Новые вопросы связаны с наукой и технологиями, и на них нужно отвечать. Это большая проблема в Церкви. Мы - соборная Церковь, у нас есть священноначалие и Синод. Но пока вопрос не решён - как поступать?

*    *    *

В общем, это был такой разговор с отцом Даниилом, который длится и длится. Мы говорили ещё о вызовах Церкви, о молодёжи, о Павловске... А потом я шёл обратно по Садовой улице, ещё недавно бывшей Революционной, мимо дворца с памятником Павлу Первому, по аллеям - снова через столь любимый мною парк. Казалось мне, что с того времени, как я тут был, не день прошёл, а неделя или, может быть, даже полжизни. По аллеям всё так же прогуливались дамы с колясками, так же неподвижно нависал над водой рыбак... Правда, больше не было слышно газонокосилки, зато вокруг разносились птичий гомон и детские голоса.

Я сел на скамейку и закрыл глаза. Вдруг вспомнилось очень давно, в молодости, услышанное: что очень любишь, всегда возвращается. Вот, мы - возвращаемся. Наверное, Кто-то очень любит нас..

Игорь ИВАНОВ

http://www.rusvera.mrezha.ru/698/5.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Иванов
Путь расслабленных
О причинах и следствиях отказа освящать оружие
08.06.2021
О достоинстве личности и любви
Беседа с вятским священником Александром Балыбердиным, автором книги «Буковый лес»
31.10.2016
Все статьи Игорь Иванов
Александр Сергеевич Пушкин
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
16.11.2024 13:05
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
16.11.2024 12:59
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Советский недобиток
16.11.2024 12:43
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
16.11.2024 11:37
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
16.11.2024 11:30
О трезвомыслии, скромности и карантине
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
16.11.2024 10:53
Зачем?
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 09:46