«Гениальный сын земли Русской» - эти слова, выбитые по-французски на розовом граните могильной плиты парижского кладбища Батиньоль, - короткая и ёмкая характеристика сути величайшего певца Фёдора Ивановича Шаляпина. К этому можно разве что добавить слова Д. Веневитинова - «сын богов, любимец муз и вдохновения!».
История отечественного вокально-сценического искусства не знает артиста, превзошедшего Шаляпина или хотя бы ставшего равным ему по умению вживаться в образ. Недаром его называли «поющим артистом» и «играющим на сцене певцом». Владимир Немирович-Данченко любил приводить кем-то произнесённые слова: «Когда Бог создавал его, то был в особенно хорошем настроении, создавая на радость всем».
Фёдор Иванович Шаляпин, 140-летие которого на днях отметил Русский мир, оказался в числе первых граждан молодой страны Советов, удостоенных звания «Народный артист Республики», в компании с композитором Александром Глазуновым и певцом Леонидом Собиновым. Было это в 1919 году.
Со дня смерти Шаляпина (1873-1938) прошло 75 лет, но интерес к нему и к его творчеству не ослабевает. Он продолжает оставаться эталоном оперного певца мирового уровня. И конечно, гордостью российской культуры.
В богатой событиями биографии певца особое место занимает Крым. Пожалуй, нигде нет такого количества памятных мест, связанных с его именем. Полуденный край певец полюбил всем сердцем и при малейшей возможности устремлялся туда, чтобы отдохнуть душой на лоне природы, пообщаться с многочисленными друзьями, которых здесь приобрёл.
Лавровый венок от ялтинской публики
Первый концерт в Ялте Фёдор Шаляпин дал 16 сентября 1898 года. Его выступление в городском театре произвело настоящий фурор среди почтенной публики. Рецензент газеты «Крымский курьер» назвал его «певцом-художником в самом серьёзном значении этих слов». А было Шаляпину тогда всего 25 лет. Позже он отметит, что эти лестные слова в провинциальной газете стали первым признанием его таланта. Аккомпанировал ему молодой пианист Сергей Рахманинов, которого впереди тоже ждала мировая слава. А в зале сидел Антон Павлович Чехов. Публика долго не отпускала певца со сцены, а потом надела на него лавровый венок.
Следующий приезд был через четыре года, в разгар весны. Шаляпин гостит на даче Максима Горького «Нюра» в Нижнем Мисхоре. Охотно поёт для гостей. Вместе с Горьким навещает Чехова, где встречается с Буниным, Скитальцем, Сулержицким, Немировичем-Данченко, Спендиаровым. На импровизированных концертах в чеховском доме поёт под аккомпанемент сестры писателя Марии Павловны.
Приезжая в разные годы в Ялту, Шаляпин исполнил почти все основные партии своего репертуара, среди которых Сусанин («Иван Сусанин» Глинки), Мельник («Русалка» Даргомыжского), Борис Годунов, Варлаам и Досифей («Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского), Иван Грозный и Сальери («Псковитянка» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова), Олоферн («Юдифь» Серова), Нилаканта («Лакме» Делиба). Особенно любила здешняя публика в его исполнении романсы и русские народные песни.
Скала в подарок
Побывав впервые в Гурзуфе в 1913 году на даче Константина Коровина, с которым его связывала нежная дружба, певец был очарован этим местом.
В 1916 году он привёз сюда семью и поселился в имении «Суук-Су» Ольги Михайловны Соловьёвой, вдовы известного русского инженера, строителя мостов и железных дорог Владимира Ильича Березина.
Из воспоминаний дочери Шаляпина Лидии: «Мы снимали прелестную виллу «Орлиное гнездо», стоявшую высоко над морем, откуда открывался вид на весь залив, где солнце отражалось миллионами ослепительных звёзд. Недалеко от берега в море возвышались два скалистых островка - Адалары, слева гора Аю-Даг, а в середине самого пляжа мысом выступала знаменитая Пушкинская скала...»
На это скале Шаляпин загорелся идеей построить замок искусств, чтобы собирать там талантливую молодёжь, проводить концерты мировых знаменитостей. Но продать скалу Соловьева сначала категорически и довольно резко отказалась.
Однако буквально через несколько дней поменяла решение. Вот как рассказывала об этом дочь певца артистка Московского театра имени Вахтангова Ирина Фёдоровна Шаляпина, отдыхавшая в октябре 1969 года в санатории «Нижняя Ореанда»: «Однажды... решили огромной компанией поехать к рыбакам жарить на кострах кефаль, печь картошку и, вообще, - повеселиться. Зачинательницей и вдохновительницей всей этой затеи была Ольга Михайловна...Отец сидел, крепко задумавшись, потом встал и прислонился к дереву. Лунный блик едва освещал его лицо. Вдруг... он запел. Полились грустные, заунывные русские мелодии, рассказывающие о горе-горюшке людском - такие простые, такие глубокие и в то же время щемящие душу...
Улетая далеко в ушедшее, неведомое и вечное, прозвучала последняя нота. Наступила тишина, в которой была такая насыщенность, как будто души говорили с душами. И вдруг Ольга Михайловна резко поднялась:
«Фёдор Иванович, твоя скала!»
У обоих были слёзы на глазах, но это были слёзы радости и счастья! Скала была подарена, но для полной законности права собственности на землю были составлены документы о приобретении участка за один рубль!»
Проект замка искусств выполнил друг Шаляпина известный архитектор Иван Александрович Фомин (по его чертежам построен Дом правительства в Киеве). Были начаты и строительные работы, следы которых видны до сих пор. Но начавшаяся революция и гражданская война помешали осуществить задуманное. Шаляпин с горечью пишет об этом в автобиографической книге «Маска и душа»: «Мечту свою я оставил в России разбитой, иногда люди говорят мне: ещё найдётся какой-нибудь благородный любитель искусства, который создаст вам ваш театр. Я их в шутку спрашиваю: «А где он возьмёт Пушкинскую скалу?«. Но это, конечно, не шутка. Моя мечта неразрывно связана с Россией, с русской талантливой и чуткой молодежью. В каком-нибудь Охайо или на Рейне этот замок искусства не так меня прельщает. Я не создал своего театра, придут другие - создадут. Искусство может пережить времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь».Все четыре эскиза к проекту шаляпинского замка хранятся в московском Музее архитектуры имени А.В. Щусева. А скалу с тех пор называют Шаляпинской.
Он со всей обречённостью понял это в наступившие смутные времена, когда многие поспешили покинуть страну. Решение последовать примеру друзей и знакомых Шаляпину далось трудно. Подтолкнул диалог с Константином Коровиным. Приглашённый на очередное выступление - перед непонятным воинским подразделением «конные матросы», Шаляпин поинтересовался у друга: «А что это такое - конные матросы?» И получил лаконичный ответ: «Не знаю, что такое конные матросы, но уезжать надо...»
В воспоминаниях Шаляпина читаем: «Я убедился, что за границей я могу жить более спокойно, более независимо, не отдавая никому ни в чем никаких отчетов, не спрашивая, как ученик приготовительного класса, можно ли выйти или нельзя...»
Заключив контракты на несколько лет вперёд, он 29 июня 1922 года уехал на гастроли. Оказалось - покинул Родину навсегда.
Приехавшая в 96 лет в Москву его дочь Марина Шаляпина-Фредди на вопрос, как отец ощущал себя на чужбине, ответила: «Конечно, он был абсолютно русским человеком и тосковал по России. Ему было тягостно, что он был от нее отлучён... Но спасало искусство, то, что он до последнего дня выступал - на эстраде и в театре».
Священная память
Через много лет вернулись в любимый Гурзуф памятниками из бронзы Шаляпин и Коровин и теперь встречают посетителей на входе в Дом творчества художников имени К.А. Коровина.
В парке санатория «Гурзуфский» в советские времена была создана аллея знаменитостей, на которой рядом с бронзовыми бюстами Адама Мицкевича, Леси Украинки, Антона Чехова, Владимира Маковского установлен и бюст Шаляпина. Увидеть его тогда мог каждый интересующийся историей и культурой. Теперь это - закрытая частная территория: аллея, как и два памятника Пушкину, упрятана за высоким забором.Имя Фёдора Шаляпина увековечено на мемориальной доске, что на фасаде Ялтинского театра им. А.П. Чехова. В фойе на втором этаже театра - его барельеф.
В Новом свете есть Шаляпинский грот, в котором он, по легенде, пел. Здесь проходят фестивали имени певца.
Мог ли подумать бедный писарь, выходец из крестьян Вятской губернии Иван Шаляпин, отдавший сына «в люди» сначала к сапожнику, а потом к скорняку, что тот прославит их род на века. Что судьба подарит его Фёдору, наделённому творцом уникальным голосом, жизнь бурную, увлекательную, наполненную высоким смыслом...Говорят, талантливый человек талантлив во всём. Шаляпина создатель наделил ещё и литературным даром. В этом легко убедиться, взяв в руки его книгу «Маска и душа», написанную во Франции, где певец остался в 1922 году.
В последний раз великий певец вышел на сцену в июне 1937 года в Париже в образе Бориса Годунова. Он волновался, как никогда. Ему уже сильно нездоровилось, и после концерта Федор Иванович ушёл за кулисы бледный, с дрожащими руками. В 1938 году Шаляпин умер от болезни крови. Страстное желание вернуться на родину не осуществилось. Лишь в 1984 году его прах был привезён из Франции и перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
___________
Фото - http://forum.vgd.ru/post/614/36665/p1119733.htm; Н. Носков и автор