В центре Ялты, на заповедной территории - усадьбе выдающихся русских писателей Константина Тренёва и Петра Павленко - строится коттедж. А мемориальный дом, в котором некогда был музей, продолжает разрушаться и властям города и республики до этого никакого дела нет.
Один из первых советских драматургов К.А. Тренёв (1878-1945 гг.) приехал в Крым в 1909 году. После революции заведовал школьным отделом Крымнаркомпроса, работал в отделе народного образования, руководил редакционной частью Крымгиза, преподавал на рабфаке. В 1921 году поступил на агрономический факультет Крымского университета. В автобиографии писал, что прошел курс высшей агрономической школы «для пользы литературы, придя к убеждению, что бытописатель крестьянства должен серьезно знать агрономию».
Мемориальный дом, в котором жили писатели Тренёв и Павленко, построен в 1939 году. При жизни хозяев здесь постоянно гостили видные деятели советской и мировой литературы и искусства. Стены дома помнят голоса поэтов Владимира Луговского, Самуила Маршака, певца Ивана Козловского, кинорежиссеров и актёров Григория Александрова, Любови Орловой, Тамары Макаровой, Михаила Чиаурели, Мери Анджапаридзе. По свидетельствам очевидцев, частыми и желанными гостями здесь были Мария Павловна Чехова и Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. Поэтесса Маргарита Алигер подолгу жила и работала в этом доме. В 1957 году дом был передан наследниками писателей в дар городу. И 5 ноября 1958 года здесь открылся литературный филиал Ялтинского музея краеведения.
Справка за 1969 год свидетельствует, что музей пользовался популярностью, ежегодно его посещало 7-8 тыс. человек. Что неудивительно: вряд ли кто-то не читал в те времена пьесу К. Тренёва «Любовь Яровая», принёсшую автору всемирную известность, или не смотрел спектакль по ней. Так же широко была известна драма «Пугачёвщина», первое издание которой можно было увидеть в музее рядом с программкой первой её постановки в Московском Художественном театре. Как и исторические пьесы «Полководец» (посвящена победе русского народа в войне 1812 года), «Юность Петра», очерки и рассказы о людях, с честью перенесших тяготы Великой Отечественной войны, статью «Не бойтесь дерзать», которая стала своеобразным литературным завещанием писателя. Хранившиеся в музее автографы Ольги Форш, Николая Гудзия, Виктора Шкловского, Александра Твардовского и других всемирно известных писателей свидетельствуют о глубоком уважении, искренности и любви к замечательному советскому драматургу, творчество которого, безусловно, вписало славную страницу в историю отечественной литературы.Широко известным было и литературное творчество Петра Павленко (1899-1951 гг.), зятя Тренёва. Он поселился в Ялте в 1945 году. Руководил Крымским отделением Союза советских писателей, редактировал альманах «Крым», основал Ялтинское литературное объединение. Здесь он написал повесть «Степное солнце», роман» Счастье», «Крымские рассказы», главы к незаконченному роману «Труженики моря». Высокую оценку первому произведению будущего четырежды лауреата Сталинской премии - роману «На Востоке» дал известный французский писатель Ромен Роллан, назвавший его «целым миром в движении». По сценариям П. Павленко сняты фильмы «На границе», «Яков Свердлов». За картину «Александр Невский» сценарист вместе с режиссёром Сергеем Эйзенштейном удостоен в 1941 г. звания лауреата Сталинской премии.
Мемориальный Дом-музей К.А. Тренёва и П.А. Павленко представлял интерес не только экспозициями, посвящёнными этим двум писателям. В одной из самых больших комнат, служившей некогда столовой, размещался интереснейший материал о писателях, которые жили или бывали в Крыму: Александре Пушкине, Адаме Мицкевиче, Степане Руданском, Лесе Украинке, Михаиле Коцюбинском, Николае Некрасове, Льве Толстом, Максиме Горьком, Сергее Найдёнове, Максиме Богдановиче, Владимире Маяковском... В книге отзывов многочисленные посетители оставили записи с благодарностью ялтинцам, «хранящим память о чудесных людях земли русской».Сейчас мы можем говорить об этом лишь в прошедшем времени: музея, о котором ведём речь, увы, больше не существует. Уничтожению его положил начало приказ Ялтинского горисполкома от 19 июня 1991 года «О закрытии на капитальный ремонт отдела Ялтинского государственного объединённого историко-литературного Дома-музея К.А.Тренёва-П.А.Павленко». Сегодня есть основание утверждать, что «капитальный ремонт» был лишь благовидным предлогом: никто не собирался приводить исторический дом в порядок. Музей закрыли «перестроечники», которые считали его памятником сталинской эпохи. Скорее всего, дом давно бы перешёл в чьё-нибудь владение, да условия дарения не позволяют приватизировать сей лакомый кусочек в центре города-курорта.
Конечно, без всякого присмотра здание ветшало и приходило в негодность. Разумные доводы общественных организаций относительно создания на базе Дома-музея Тренёва-Павленко Международного центра научного и культурного сотрудничества с восстановлением экспозиции музея и открытием её для посетителей тогдашнее руководство мэрии проигнорировало, несмотря на то что идея нашла активную поддержку общественности Ялты и сессия горсовета приняла положительное решение по этому вопросу.Частному лицу повезло больше, чем известным своими плодотворными делами общественным организациям. Это частное лицо - некто гражданин В.А. Пархоменко, имя которого никому ничего не говорит. Гражданин, деяния которого столь же неизвестны, как и он сам, получает бумагу из Республиканского комитета по охране культурного наследия о том, что эта официальная организация «не возражает против отвода земельного участка площадью 0,09 га под размещение и обслуживание жилого дома и хозяйственных построек по ул. Павленко (в районе дома № 10) в г. Ялте». Сия бумага дала право частному лицу строить коттедж на территории мемориальной усадьбы К.А. Тренёва и П.А. Павленко, являющейся памятником истории и культуры местного значения. Как выяснилось, Пархоменко вёл строительные работы, не соизволив согласовать проектную документацию с разрешившей их проведение организацией.
Попытка выяснить в рескоме и в Ялтинском горисполкоме, что изменилось и изменилось ли вообще в последние годы за высоким забором, возведённым частником вокруг мемориальной усадьбы, успехом не увенчалась. Известно лишь, что зафиксированы нарушения застройщика мемориальной усадьбы. Но никаких санкций за этим не последовало.
Может быть, акты дарения с прописанными в них условиями потомков писателей, законных владельцев усадьбы, - миф, и поэтому никаких препятствий к её уничтожению нет и быть не может? Это предположение опровергает заслуженный работник культуры АРК кандидат филологических наук Алла Головачёва:
- Я передала Ялтинскому историко-литературному музею документы, имеющие отношение к созданию музея Тренёва-Павленко. Среди них - автографы двух писем от Натальи Константиновны Тренёвой, посланных в Ялту из Москвы. Первое из них датировано 1 августа 1956 года.
Вот выдержка из письма: «Весной этого года моя мать, Л.И. Тренёва, писала мне о разговоре с Вами относительно устройства в нашем доме филиала краеведческого музея с постоянной выставкой, посвященной творчеству Тренёва и Павленко, и прислала мне проект экспозиции... Но тут возникают вопросы, которые мне хотелось бы с Вами обсудить. Передавая дом государству... хотели бы быть уверены, что дом будет содержаться в надлежащем порядке, что на его содержание будут отпускаться средства, что через некоторое время он не будет заброшен или использован не по назначению. Конечно, при передаче дома это всё должно быть оговорено в официальных документах».
Настоятельно повторяет Н.К. Тренёва эту мысль и в следующем письме, датированном 23 ноября 1956 года: «В отношении устройства в нашем ялтинском доме филиала краеведческого музея, меня тревожит один вопрос, который имеет первостепенное значение... Ведь дело обстоит так: мы, семья Тренёвых-Павленко, согласны передать дом (за исключением двух маленьких комнат верхнего этажа, которые хотим оставить за семьей) в пользование государства безвозмездно, и не только дом, но и все экспонаты, соответствующую обстановку, книги и т. д. Но, делая это, мы должны быть уверены, что и дом, и прилегающая к фасадной стороне часть сада будут содержаться в надлежащем порядке... что всё это не придет в упадок, что краеведческий музей не станет отговариваться недостатком средств на какой-либо текущий ремонт, на содержание обслуживающего персонала и т. д., и что дом не будет, в конце концов, заброшен, сад вытоптан, а помещение, в конце концов, не будет использовано городом для каких-либо других нужд».
Как видим сегодня, опасения дочери писателя не были безосновательными.
В свое время музейная экспозиция в доме Тренёва-Павленко, открывшаяся в ноябре 1958 года, стала ярким дополнением на литературной карте Крыма. Как всякий памятник культуры, который всегда индивидуален, всегда связан с определенной эпохой в прошлом и определенными персоналиями, он имел свое отличительное лицо. Как органичная часть музея краеведения, он воспитывал любовь к родному краю и давал те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах.Увы, всё это теперь в прошедшем времени. Ялтинские власти отдали усадьбу на откуп нуворишу, который обещал - взамен на разрешение построить на ней свою «хатынку» - отремонтировать обветшавший мемориальный дом и содействовать открытию в нём музея. Обещание не выполнено, музей уничтожен. И дела до этого в республике никому нет. Хотя разговоров о сохранении русской культуры ведется много. Но, как говорится, одними разговорами сыт не будешь. А вот авторитет последний растерять - как дважды два.
__________
Фото - из архива музея; http://www.earth-tour.ru/dostoprimechatelnosti/dostoprimechatelnosti/literaturno-memorialnyy-muzey-treneva-pavlenko.html и автор
http://rusedin.ru/2013/04/21/chastnaya-xatynka-vmesto-muzeya/