Кавказ: долгий путь к миру

Зачем Патриарх ездил в Ставрополье

Новости Москвы 
0
472
Время на чтение 7 минут

«Чтобы утвердился мир на Кавказе, нужно укреплять веру и среди православных, и среди мусульман», - сказал Патриарх Кирилл после Литургии 27 января, за которой ему сослужил новохиротонисанный епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам - глава образованной несколько месяцев назад Махачкалинской епархии. На трапезе после богослужения присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин и глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров. Тема мира на Северном Кавказе недавно уже возникала в церковной повестке дня: 12-14 декабря 2012 года состоялся визит Святейшего Патриарха Кирилла на в Ставропольскую епархию. Какой Церковь видит свою миссию в проблемном регионе? Что конкретно она готова предложить в борьбе с терроризмом и какую позицию по этому вопросу занимает? На чем сегодня строятся взаимоотношения Церкви и северо-кавказских мусульманских общин? На эти и другие вопросы «Фоме» ответил руководитель Центра географии религий при Отделе по взаимоотношениям Церкви и общества, кандидат исторических наук, исламовед Роман Силантьев.

Источник фотографии - официальный сайт Московского Патриархата.

- Для установление мира на Северном Кавказе принимаются политические и экономические меры. Что особенного готова тут предложить Церковь? Как в этом смысле оценивать декабрьский визит Патриарха?

- Визит Патриарха на Северный Кавказ был в первую очередь призван людей приободрить. Ситуация в регионе непростая и нервная. Война с терроризмом продолжается, и нельзя сказать, что мы в ней уверенно побеждаем. Людей гибнет все больше, особенно тяжелые потери несут традиционные мусульманские лидеры и правоохранители. Люди в целом чувствуют себя неуверенно - поэтому идет отток населения. Причем не только православного. Из Дагестана, например, начали уезжать уже и мусульмане, потому что постоянно жить в режиме контр-террористической операции - трудно. В этой ситуации Церковь может людей поддержать. Показать, что о них не забывают. Например, несколько лет назад по инициативе Патриарха Кирилла мусульманских духовных лидеров и православных священников, погибших и пострадавших в борьбе с ваххабитами, стали награждать государственными наградами. Это является символом того, что и Церковь, и государство о людях помнят. Неправильно считать войну с ваххабитскими террористами сугубо внутриисламским делом. Это общенациональная проблема, поскольку их идеология - это захват власти во всем мире. Никто - в том числе и Русская Православная Церковь - не может с ними мирно сосуществовать, дружить и выстраивать отношения. С традиционными мусульманами, с буддистами, с представителями других мирных традиционных религий - может. Но с ваххабитами - так же, как, например, с сатанистами или иеговистами - нет. И бороться с такими сектами можно только общими усилиями представителей всех религий.

- Но какие инструменты для борьбы могут быть у Церкви?

- У Церкви есть ее слово. И главное, что в данном случае говорит Церковь в лице Патриарха, следующее: важно, что каждый может попытаться исправить ситуацию сам, а не ждать всегда и во всем помощи и указания из центра. Многие эффективные меры могут быть приняты региональными властями, муниципалитетами и даже сходом местных жителей. Задачи нравственного воспитания и просвещения молодежи решаются как раз на этом уровне в контакте с епархиями и местными мусульманскими общинами. Патриарх призывает людей самоорганизоваться. Подумать, что каждый может сделать здесь и сейчас на своем месте.

- Получается, Церковь только говорит и призывает, но конкретных мер не предлагает?

- Предлагает. В рамках визита Патриарха Кирилла на Северном Кавказе было открыто региональное отделение Всемирного русского народного собора (ВРНС) - крупнейшей и самой авторитетной в России православной общественной организации. Это площадка, где жители региона - не только православные, но все - могут как раз самоорганизоваться. Ведь в регионе существуют этнические ОПГ, и бизнесмены стоят перед вопросом защиты своего бизнеса. Чтобы защитить свой бизнес, свою семью и в итоге свой край - нужно объединяться. И ВРНС дает возможность сделать это легально, в правовом поле - а не создавать закрытые клубы или русские ОПГ. У такой площадки, как ВРНС, на Северном Кавказе есть огромные перспективы и востребованность. Это площадка для людей, которые любят свою страну, свой землю и не хотят уезжать.

- Получается, с точки зрения Церкви, ситуацию с терроризмом можно победить вот так легко - путем местной самоорганизации?

- Церковь в лице Патриарха призывает к еще одной важной вещи - не упрощать ситуацию. Не думать, что терроризм - это только проблема безработицы и социальной несправедливости, которая в теории может быть легко уврачевана. Патриарх как раз говорил, что не надо думать, будто государственные декларации могут изменить положение дел. Террористы этих деклараций не читают, а если читают, то смеются. Не надо переоценивать увещевания. Надо признать, что террористы - люди не бедные, от социальной несправедливости в большинстве своем не пострадали. Они совершенно невосприимчивы к здравому смыслу. Поэтому, я думаю, не надо бояться принуждать их к миру всеми доступными способами. У некоторых руководителей в Москве, как и у отдельных политиков на Северном Кавказе, есть мнение, что борьбу с терроризмом нужно перевести исключительно в мирные рамки и признать ваххабитов стороной переговорного процесса. Когда нам говорят, что идеологию можно победить только идеологией, часто забывают, что носители террористической идеологии своих оппонентов просто убивают. И этот «богословский спор» заканчивается смертью одного из участников. Патриарх Кирилл и тут предлагает конкретные меры по обеспечению безопасности: свое законное историческое место в регионе должны вернуть себе казаки. Сейчас мы зачастую видим, что люди, именующие себя казаками, являются всего лишь потомками настоящих казаков. Но ведь исторически казаки имели вполне четкую функцию - связанную со службой в армии и с защитой порядка. Если человек порядок не защищает и в армии не служит - к нему соответственно и относятся. Но там, где казаки сегодня работают в контакте с правоохранительными органами и людей защищают, уважение к ним резко растет. Их уже не считают ряженными, их воспринимают всерьез. И такие примеры на Ставрополье есть - например, город Зеленокумск.

Фотография Владимира Ештокина.

- Получается, что Церковь выступает за предельно жесткую позицию?

- Есть заявление Межрелигиозного совета России после трагедии в Беслане, где четко сказано, что не надо бояться принуждать к миру террористов, а если необходимо - уничтожать вместе с пособниками. Это заявление актуально до сих пор.

- Во время визита Патриарх встречался с муфтиями. Каков вообще вес слов главы Русской Православной Церкви для представителей ислама на Северном Кавказе?

- Полагаю, что большой. Мало кто из муфтиев, в том числе и молодых, без уважения относится к Патриарху. Они знают, что Церковь - их союзник, причем часто важнейший. Позиция власти может меняться в ту или другую сторону, но Церковь всегда их поддержит. Яркий пример: в 1994 году мусульманские раскольники пытались свергнуть муфтия Талгата Тажуддина. В тот момент от него отвернулись все, даже власти, которые уже готовы были признать это свержение. И только Церковь за него вступилась, и ситуация нормализовалась.

Во время нынешнего визита Патриарха был вручен высокий церковный орден муфтию Шафигу Пшихачеву, генеральному представителю Координационного совета мусульман Северного Кавказа в Москве. Он очень давно помогает Церкви и является одним из оплотов межрелигиозного мира на Кавказе. Его двоюродного брата - муфтия Кабардино-Балкарии Анаса Пшихачева - в 2010 году убили ваххабиты. На таких людях, как эти муфтии, межрелигиозный мир в регионе и держится. Ведь этот мир - не данность, не некое природное явление. Нет, он созидается конкретными людьми, которых можно назвать поименно.

Святейший Патриарх эти проблемы понимает. И когда муфтии от него слышат правду, а не призывы к пресловутой толерантности, им это нравится. Так, осенью прошлого года Патриарх, выступая в Императорском православном палестинском обществе, очень жестко отозвался о ваххабитах в лице их катарского главаря Юсуфа Кардави. Полагаю, нынешний визит Предстоятеля муфтиев ободрил.

- В чем заключается миссия Церкви на Северном Кавказе сегодня?

- Когда Патриарх проводил совещание глав новообразованных северо-кавказских епархий, первым вопросом стояла необходимость удержать в этом регионе православных. Если уедут православные, то о никакой церковной жизни там говорить не придется. Собственно миссионерская работа, конечно же, затруднена. Главная задача - показать людям, что на Северном Кавказе у них есть будущее - раз строятся храмы, школы, раз есть работа, а она здесь на самом деле есть. И конечно, всем тем комплексом мер, о которых мы уже говорили, Церковь помогает людям обеспечивать свою безопасность.

Практика показывает: там, где создается живой православный приход, люди начинают резко меньше уезжать. Активизируется жизнь. Например, в Азербайджане русское присутствие удалось сохранить в основном благодаря Православной Церкви.

- Каковы Ваши личные впечатления от визита Патриарха Кирилла на Северный Кавказ?

- Это один из важнейших визитов в 2012 году, если не важнейший. Это не был визит вежливости, там были проведены встречи с конкретными темами. Главный смысл этого визита - поддержать людей. Эта цель, на мой взгляд, была достигнута.

Источник фотографии анонса - официальный сайт Московского Патриархата.


http://www.foma.ru/kavkaz-dolgij-put-k-miru.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Силантьев
Роди ихтиандра: как секты губят здоровье людей
Мошенники под видом религиозных гуру могут серьезно навредить
08.02.2021
Эта мера не приведет к повышению активности сект
Конституционный суд России обязал изменить норму о передаче религиозным общинам помещений под храмы
21.11.2020
«Реестр будет носить рекомендательный характер»
Мусульмане призвали Министерство юстиции создать список религиоведов для экспертиз исламской литературы на предмет наличия в ней экстремизма
22.02.2020
Все статьи Роман Силантьев
Константин Мацан
Елизавета Федоровна: жизнь как «дорога, полная света»
В чем загадка красоты великой княгини? 1 ноября - её день рождения
01.11.2016
Игорь Кириллов: соль второго плана
О профессии диктора, тринадцати заповедях и Божьем даре
16.09.2014
Голос в храме
Интервью с Сергеем Волчковым - победителем шоу "Голос"
17.03.2014
Все статьи Константин Мацан
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.04.2024 11:27
На картошку!
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.04.2024 11:19
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.04.2024 11:09
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33
«Победить нашу страну извне невозможно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:22