Мало кто ожидал, что в финале шоу «Голос» победит 25-летний баритон Сергей Волчков. Возможно, этого не ждал даже его наставник Александр Градский. И уж точно не ждал сам Сергей:
- Для меня это стало неожиданностью. Многие думали, что я вовсе не
пройду в финал, что победит кто-то другой. Когда зрители проголосовали
за меня, я почувствовал, как много в судьбе артиста зависит от внимания
публики. Я от всего сердца благодарен каждому проголосовавшему. До
последнего не мог предположить, что все выйдет так. К тому же у меня был
настолько сильный соперник - непохожий на других певец, шикарный тенор!
Да и все остальные финалисты - уникальные певцы. И Тина Кузнецова,
и Гела Гуралиа - настоящие профессионалы. Наргиз Закирова - выдающаяся,
эпатажная, вся молодежь от нее на ушах стояла и стоит до сих пор.
- Я,
честно говоря, тоже не ожидал твоей победы. Мне казалось, что твой
репертуар и твоя стилистика - близость к высокому академическому жанру
- это не для всех...
- Да, я академический певец. Но кроме
оперной музыки и оперной карьеры, которых, само собой, я для себя не
исключаю, мне интересно и песенное направление - например, романсы.
Многое из того, что я исполнял на «Голосе» - это не академический
репертуар: песня Александры Пахмутовой, песня из репертуара Муслима
Магомаева, народная украинская песня, которую мы с Александром
Борисовичем (Градским. - Ред.) пели дуэтом в финале.
-
И все же в четверке финалистов «Голоса» ты олицетворял скорее
академическое, классическое направление, и мне казалось, что массовый
зритель за это не проголосует...
- Мне кажется, настало очень
подходящее время. Возможно, в России сегодня созданы такие условия
жизни, в которых во главе общества, как и должно быть, становится
Церковь - Русская Православная Церковь. В этом смысле в проекте «Голос»
победила, я так думаю, русская душа, выраженная в русском слове
и в русской музыке. Только ради Бога не воспринимайте это плоско, мол,
«победил русский парень Сережа» (смеется), я совсем не об этом. К тому
же я белорус, но ведь в данном случае это неважно. Культура-то все равно
одна. И мне очень хочется об этом сказать: мне кажется, что, зрители,
которые поддержали меня и мой репертуар, по-своему хотели как раз
выразить любовь к образцам высокой, глубокой, настоящей культуры.
Подчеркнуть любовь к своим корням. Может быть, это своего рода
патриотизм, который сыграл в народе... Не знаю, как еще это назвать...
Низкий поклон тем, кто взял в руки телефоны и проголосовал! Говорю это
совершенно искренне, пусть это не прозвучит пафосно.
Как выразить радость?
- О том, что ты православный верующий, узнали все зрители
Первого канала, когда после победы в финале ты прямо в кадре
перекрестился...
- Я допускаю, что кому-то это могло
показаться лишним - как будто показным, неискренним... Но вот смотрите:
есть люди, которые на сцене от радости станут прыгать, веселиться,
ликовать. А для меня выразить радость - это выразить благодарность Богу
за то, что все произошло именно так. Что в этом плохого? И я не помню,
чтобы в сознательном возрасте я хоть однажды вышел на сцену, не прочитав
перед этим «Отче наш» и не сказав после выступления: «Слава Богу за
всё». Это моя жизненная позиция, и никакой показухи для меня в этом нет.
Не вижу ничего странного в том, чтобы креститься на людях. Вернее, так
даже вопроса не стоит. Какая разница вообще, где я нахожусь? Я могу
перекреститься на улице, увидев храм. Или что - православный человек
должен в этом смысле себя контролировать: мол, стоп, Сергей, тебя видят
миллионы, не крестись?! И хорошо, что видят. Я ничего плохого не делаю.
- Ты осознаешь, что тебя теперь ждет испытание славой?
-
Я знаю, что в нашей профессии искушение славой ждет каждого.
И я стараюсь максимально спокойно воспринимать все свои успехи. Я просто
делаю все от себя зависящее, но знаю, что победу дает Бог. Любые
успехи - Его дар, чтобы я мог своей профессией содержать семью. После
каждой победы, после важных концертов я должен обязательно прийти
в храм - исповедаться и причаститься. Это знак доверия и, повторюсь,
благодарности Богу. К этому меня приучает моя жена.
- Жена? Приучает?
-
Да, Наташа немного старше меня, у нее за плечами десять лет настоящей
церковной жизни. В этом плане она человек более опытный, более мудрый,
как мне кажется. Не то чтобы она прямо садится и «приучает», это
происходит само собой. Недавно у нас родилась дочка. И мне самому очень
важно, чтобы каждое воскресенье мы бывали бы в храме все вместе.
- А какую роль жена сыграла в твоем приходе к вере?
- Огромную. По сути, она меня к вере и привела.
Когда
я учился в школе, наш классный руководитель руководила также
и воскресной школой. По воскресеньям она водила нас в храм. Мне было 8
лет. Я исповедовался и причащался, но толком не понимал зачем. Просто
думал, что так надо. А потом наступил подростковый возраст, и интересы
совсем сместились - Церкви в них места особо не было. Играл в футбол,
ходил на дискотеки. По инерции приходил в храм на Пасху, на Радоницу
ездил на кладбище - но именно по инерции. Ставил свечки, но не более
того.
Закончив хоровое училище в Могилеве, я приехал в Москву
поступать в ГИТИС и пошел петь в храм святых Петра и Павла в Лефортове.
Казалось бы, все условия для воцерковления - но воцерковленным человеком
я в тот момент так и не стал. Да, общался со священниками, да, молился
во время богослужений, но потребности пойти исповедоваться
и причаститься не было. Почему - не знаю, не было - и все... И слава Богу,
не случилось в жизни таких вероломных моментов, которые привели бы
к вере через боль, болезнь и т. д.
Так продолжалось четыре года.
И вот однажды я увидел в храме Наталью... Стою на клиросе, пою, и вдруг
ловлю взглядом ее взгляд - и так меня он удивил! Часто в храме видишь
людей как будто закрытых от других, всех в себе. А Наташа была совсем не
такой:по ней было видно, что она сосредоточенно молится, но при этом
она радостная, открытая Богу и людям. Вдруг раздается детский смех -
звонко, на весь храм - и Наташа начинает искать глазами этого ребенка,
который засмеялся, и сама улыбается. И тут - бац! - я понимаю: вот тот
человек, который нужен мне в жизни! Я ничего не знал о ней! Но я как
будто увидел в ней самое главное... В ней была та же потребность создать
семью и растить детей, которая, как я почувствовал, есть и во мне. После
службы мы познакомились, поехали в кафе и часа три болтали... И вот тут
я вдруг ощутил, что совершенно сознательно хочу пойти на исповедь
и причаститься. Это было реальное желание полноценно войти в церковную
жизнь. Через два месяца Наташа пригласила поехать к ее духовнику
в Суздаль - получить благословение. Там мы тоже, само собой,
исповедались и причастились. И батюшка сказал нам: «А чего тянуть?
Приезжайте через месяц - я вас обвенчаю». Так и живем с тех пор.
- Для
многих семей ситуация, когда жена в церковном плане более опытная, чем
муж, - это проблема. Мужчине непросто смириться с тем, что женщина ему
что-то объясняет или даже «приучает»... Для тебя такой проблемы нет?
- Нет, она же родной человек, не чужой...
Люблю жизнь, какой успел ее узнать
- Что больше всего удивило тебя в работе с Александром Градским?
- Его
человечность. Я, конечно, всегда знал, что он Человек с большой буквы,
но все же... Вот пришел к нему такой Сережа Волчков - а он отнесся ко мне
как к самому близкому. Александр Борисович - это такой «флакон», где
соединилось столько всего, что можно черпать и черпать опыт, знания,
вдохновение, идеи... Он часто повторял одну фразу: «Сережа, просто
доверься мне - и увидишь результат». Я так и поступил: взял и доверился,
старался не думать о каких-то своих сомнениях. Просто верил
наставнику - Учителю с большой буквы. И действительно увидел результат.
Впервые посмотрел на себя со стороны на большом экране, начал учиться на
своих ошибках. Теперь я лучше понимаю, что умею хорошо, а в чем нужно
еще попахать. Многое в том, что я увидел, мне понравилось - это
результат работы Александра Борисовича. Когда мы вместе с ним смотрели
запись финала и он сказал: «Я тобой горжусь», - для меня это было самой
главной наградой! Когда наставник говорит тебе: «Ты сделал все, о чем
я просил», это дорогого стоит. Поэтому я никогда не забываю о том, что
те 560 тысяч человек, которые проголосовали в финале за меня,
проголосовали в каком-то смысле за наш совместный с Александром
Борисовичем труд, за нашу общую работу.
Для меня ценно, что
и сейчас, после завершения проекта, мы все равно продолжаем тесно
общаться с Александром Борисовичем. Это никак не связано с условиями
участия в «Голосе». Это просто мое стремление, на которое Градский
откликается. Он пригласил меня работать в своем театре, и я, не
задумываясь, ответил: «Да, конечно!» Знаешь, бывает, что над творческими
предложениями, даже самыми заманчивыми, иногда нужно подумать, но тут
не было и тени сомнения, что театр Градского - это то место, где я хотел
бы петь всегда.
- Когда ты спел «Я люблю тебя, жизнь»,
Леонид Агутин сказал: «Никогда не думал, что мне нравится песня „Я люблю
тебя, жизнь"...» И действительно, есть присыпанная нафталином классика
советской эстрады - и вдруг ты поешь ее так современно... Как вы ее
репетировали? Что говорил Градский?
- Нашей задачей было
сделать ее романсом. Кто-то говорил, что я, мол, слишком молод, чтобы ее
петь. Ну, еще бы - она была написана для Марка Бернеса, и он исполнил
ее незадолго до смерти. Но и я тоже - в свои двадцать пять лет - люблю
жизнь, просто по-своему! И я пел об этом. Да, эту песню обычно исполняют
глубоко философски, торжественно или с некоторой светлой грустью... К
этому всему я старался добавить еще что-то свое: спеть песню на улыбке,
может, даже с иронией. Я пел ее своему ребенку и именно изнутри своего
возраста - ведь слова песни и вправду немного этот возраст опережают. Но
все же если задуматься: почему «Я люблю тебя, жизнь» - это непременно
песня умудренного опытом человека? Что там такого непонятного для меня?
«Как поют соловьи...» Что я - не знаю, как соловьи поют? Знаю, в деревне
рос. «Полумрак, поцелуй на рассвете, и вершина любви - это чудо
великое - дети...» Это вообще про меня сейчас! Я люблю жизнь такой, какой
я успел ее узнать. Наверное, лет в шестьдесят, когда самосвалы по мне
поездят и несколько кирпичей на голову упадет, я спою эту песню уже
по-другому - грузно и печально. Но сейчас - так (Смеется).
Честно
говоря, я сомневался по поводу этой песни. Делился опасениями
с Александром Борисовичем, мол, может, не эту песню брать. Но он снова
сказал мне самое главное: «Доверься мне». И добавил, что публике это
нужно.
- Кстати, Градский и вправду часто давал своим
подопечным песни из репертуара советской эстрады: «С полуслова,
с полувзгляда» Давида Тухманова, «Река Волга», которую исполняла
Людмила Зыкина. С чем это связано?
- Мы с ним это не
обсуждали, но лично я считаю, что эта музыка сегодня должна звучать.
С нами больше нет Марка Бернеса, Георга Отса, Муслима Магомаева и многих
других. Они были образцами настоящего исполнительского искусства.
И сегодня я и мои ровесники должны перенимать эстафету. Мы - своего рода
продолжатели. И нет ничего страшного в том, чтобы оживлять, как ты
говоришь, «присыпанную нафталином классику советской эстрады». Музыка
вне времени. Мы же помним дедов-ветеранов, мы же до сих плачем и смеемся
над советскими мультфильмами. Песни, которые пели на советской эстраде,
могут быть актуальны и сегодня, если услышать в них главное
- искренность сердца, любовь. А у любви, как мы знаем, «не бывает
прошедшего времени». Это не значит, что я буду петь только советскую
классику и откажусь петь что-то современное. Нет, в XXI веке нужно
говорить на языке XXI века, но существует то культурное наследие,
которое я во вчерашнем дне не оставлю.
- Ты не боишься,
что теперь, грубо говоря, станешь известным не просто как Сергей
Волчков, а как «Сергей-Волчков-тот-самый-парень-с-шоу-„Голос"»? Не
боишься всю жизнь тащить за собой этот шлейф?
- Меня этот
шлейф не смущает. Мне кажется, на сегодняшний день «Голос» - одна из
возможностей заявить о себе, причем совершенно бесплатно. Что здесь
плохого? «Голос» - вокальный конкурс, и никаких ненужных ассоциаций он,
на мой взгляд, не создает.
С верой я сильнее
- Как для тебя вера сочетается с профессией?
- На
участие в «Голосе» я брал благословение духовника. Он сказал, что сам
смотрел прошлый сезон, ему понравилось, и благословил. Я приезжал к нему
за благословением перед каждым новым этапом. Мне так проще. Проще идти
к победе с молитвой, и проще принять поражение с улыбкой. Сцена - это
всегда стресс, всегда особое состояние. Но я понимаю, что я на сцене не
один. Рядом со мной - мой ангел-хранитель. Мне кажется, с верой человек
сильнее.
- А какую роль вера вообще играет в жизни?
- Это
главная составляющая, наверное... Не знаю, мне реально трудно это
сформулировать, не дорос еще, наверное, но я четко это чувствую. Когда
мне друзья подобные вопросы задают, я немного теряюсь. Говорю, что любой
батюшка лучше меня вам на это ответит. Единственное, мне кажется, что
ничто не связывает людей прочнее и глубже, чем что-то духовное, чем вера
во что-то высшее. Так люди объединяются и становятся народом. Я совсем
не имею в виду, что, мол, «всем быстро стать православными»! Нет,
я говорю только о том, что для каждого этот выбор стоит - быть частью
большого целого или не быть...
- Ты упомянул беседы с сомневающимися друзьями. С какими сомнениями чаще всего приходится сталкиваться?
- Многие
говорят: «Пока не увижу - не поверю». Но часто ведь бывает как раз
по-другому: «Пока не поверишь - не увидишь». Ведь в жизни есть чудеса,
просто нужно поверить, что перед тобой - чудо, а не что-то другое. Вот
например: молодой парень из белорусской деревни поступил в ГИТИС,
отправил заявку на главный вокальный конкурс страны на Первом канале,
пришел, спел и победил - не заплатив никому ни копейки денег. Один
скажет: «Везение!» Другой скажет: «Все равно все кем-то для чего-то
проплачено». Я просто верю и знаю, что это - Божье чудо, которое
зачем-то мне послано.
Справка "Фомы"
Сергей Волчков.
Родился в 1988 году в городе Быхове, Белоруссия. В 2009 году окончил Могилёвский государственный музыкальный колледж имени Римского-Корсакова, после чего поступил на факультет музыкального театра РАТИ (ГИТИС) в Москве. В 2011 году стал лауреатом международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада». Участвовал в музыкальном проекте «Романтика романса». В 2013 году стал победителем второго сезона шоу «Голос» на Первом канале, выступая в команде Александра Градского.
Шоу «Голос»
Вокальный телевизионный конкурс на Первом канале - российская адаптация шоу «The Voice of Holland», впервые запущенного в 2010 году на нидерландском телевидении. Каждый из четырех наставников (Леонид Агутин, Дима Билан, Александр Градский, Пелагея) набирает себе команду вокалистов, из которой к финалу остается один участник.
Автор: МАЦАН Константин
http://www.foma.ru/golos-v-xrame.html