Один день в мастерской «Палехский иконостас». Фоторепортаж

Константин Мацан 
0
05.12.2014 341
Один день в мастерской «Палехский иконостас». Фоторепортаж
В 1924 году в городе Палех Ивановской области основали Палехская артель древней живописи. О том, как делают иконостасы, читайте и смотрите в материале Владимира Ештокина и Константина Мацана.

Что такое «хаканье»? Кто такие «личники» и чем они отличаются от «доличников»? Как на самом деле выглядит сусальное золото и что делает иконостас настоящим? Об этом и многом другом корреспондент «Фомы» узнал, когда провел один день в городе Палех с сотрудниками мастерской «Палехский иконостас».

В СЕДЛЕ

- Джип?!

Я искренне удивился. Большая серая иномарка совсем не вписывалась в уютный деревенский пейзаж поселка Палех. Душистый воздух, комары, низкие деревянные заборы, ни одной многоэтажки - и вдруг такой привет из мегаполиса...

Вообще-то самый популярный транспорт в Палехе - велосипеды. Они тут в основном еще советские, ритмично поскрипывающие, с тонкими рамами и колесами. Старичок в потертом пиджаке, трениках и домашних тапочках и бабушка с авоськой - даже эти палешане прекрасно чувствуют себя в седле, не говоря уж о молодежи. Оно и понятно: город маленький, его и пешком-то можно за полчаса пересечь, а если на машине, то за несколько минут.

Оказалось, что для хозяина этого джипа автомобиль - не роскошь, а необходимость.Анатолий Владимирович Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас», без остановок колесит по стране: его иконостасы стоят в храмах Минска, Москвы, Коломны, Нижнего Новгорода, Сарова, Ульяновска. За четырнадцать лет существования мастерской в ней разработали, построили и установили в храмах почти девяносто иконостасов. Это немало - учитывая то, что в мастерской не готовят типовых проектов «конвейером».

- Мы едем в храм, делаем замеры, параллельно изучаем архитектуру и историю храма, учитываем все, вплоть до того, как проходят батареи и вентиляция. Потом разрабатываем в деталях и до мелочей эскиз иконостаса, включая узор резьбы, и согласовываем с настоятелем храма, - рассказывает Анатолий Владимирович.

- И неужели ни разу не повторялись?

- Ни разу. Хотя сейчас в некоторых случаях мы предлагаем заказчикам использовать не новые, а уже созданные составные элементы: в этом случае и конечная цена иконостаса ниже. Это для многих важно, не все же могут позволить себе дорогой заказ...

Любой иконостас состоит из трех частей: собственно деревянное основание, резьба и иконы. Вот и курсирует Анатолий Владимирович в течение рабочего дня между тремя точками производства.

Руководитель мастерской Анатолий Влезько: «Когда освящают сделанный тобой иконостас, это огромная радость».

Работа над новым проектом в мастерской начинается с молебна.

ДЕВЯТЬ МЕТРОВ ПО ГОРИЗОНТАЛИ

Около входа в огромный ангар аккуратно сложены длинные доски. Видимо, недавно привезли. Из ангара доносится жужжание - работает техника. Внутри в воздухе стоит деревянная пыль, а пол густо усыпан стружкой. Посередине ангара лежит собранная деревянная конструкция, вокруг которой ходят рабочие с молотками и дрелями. Подумать только: через некоторое время эта конструкция «обрастет» резьбой, на месте пустот появятся иконы, а в самом центре - Царские врата, через которые смогут проходить только диаконы и священники...

В горизонтальном положении остов иконостаса кажется огромным.

- Девять метров. Небольшой, - комментирует Анатолий Владимирович.

Рядом я увидел нечто напоминающее небольшую беседку - метра два на два, в человеческий рост. Оказалось, это называется «сень». В нее должны будут поместить киот с чудотворной Жадовской иконой Божией Матери. Это заказ Жадовской пустыни в Ульяновске.

- Сама икона - старая и незатейливая, - говорит руководитель мастерской, - поэтому и киот для нее мы делаем очень простой. А вот сень строим роскошную, чтобы выразить то, как почитаем этот чудотворный образ.

Мастерская - самый крупный работодатель в Палехском районе. Здесь работают в основном жители окрестных деревень, около ста пятидесяти человек.

В АЛТАРЬ С БУТЕРБРОДОМ

Потратив две минуты на дорогу, мы подъехали к другому ангару, цеху токарных работ. Внешне тут все было почти так же - шум, пыль, стружка. Только детали более мелкие. Здесь деревяшки превращались в заготовку изящной резьбы.

Анатолий Владимирович пожал руку каждому рабочему. В «Палехском иконостасе» работают в основном жители окрестных деревень, около ста пятидесяти человек. В этом плане мастерская - самый крупный работодатель в Палехском районе.

- Люди работают над иконостасом. Им вообще важно, что они делают его для храма? - спросил я Анатолия Владимировича.

- Разные есть люди. Однажды мы устанавливали иконостас, и один наш рабочий зашел в алтарь с бутербродом. Старосту чуть удар не хватил, ругаться начал. А этот рабочий просто не знал, что нельзя! Нецерковный человек был. Теперь вот узнал. В этом плане работа в нашей мастерской волей-неволей сотрудников просвещает...

...Через некоторое время деревянная конструкция «обрастет» резьбой, на месте пустот появятся иконы.

Медленно, сантиметр за сантиметром, изделие превращается из деревянного в золотое.

ХАКАНЬЕ, ИЛИ ЗАЩИТА ОТ БАБУШЕК

У крыльца большого трехэтажного здания стояли велосипеды. Здесь штаб-квартира мастерской, цех иконописи и множество других цехов: сюда из предыдущего ангара попадает необтесанная деревянная заготовка, которая вскоре чудесным образом превратится в золотую.

- Что это Вы делаете? - спросил я девушку в цехе золочения.

- Хакаю...

Неблагозвучное слово «хакать» означает горячий выдох: это как зимой дуть на руки, чтобы их согреть. Получается очень похоже на «хххааа». Перед тем как положить кусочек сусального золота на покрытую лаком деревянную фигуру, девушка наклонялась к самому изделию и «хакала» на то место, которое собиралась золотить.

Сусальное золото напоминает тончайшую фольгу и хранится в виде листов размером с человеческую ладонь. Каждый лист девушка на моих глазах делила на несколько еще более маленьких кусочков, подцепляя один за другим кисточкой. Медленно, сантиметр за сантиметром, изделие превращалось из деревянного в золотое.

Есть и другой способ позолотить дерево. Деталь сначала покрывают серебром, а потом накладывают специальный лак, который имитирует цвет золота. Лак может быть разных оттенков - тогда и золото будет темнее или светлее. Но эта технология - более дорогая.

- Зачем же она тогда нужна, если это не золочение, а лишь имитация? - удивился я.

- Грубо говоря, это защита от церковных бабушек, - ответил Анатолий Владимирович. - Они обычно орудуют тряпками так усердно, что стирают сусальное золото до самого дерева. А лак, который нанесен на серебро, не сотрешь.

Сусальное золото напоминает тончайшую фольгу, поэтому с ним работают кисточкой.

«ЛИЧНИКИ» И «ДОЛИЧНИКИ»

Городские экскурсоводы рассказывают, что в иконописи жители Палеха начали преуспевать еще в XVII веке. Объяснить это можно тем, что город стоял вдали от больших дорог, новые веяния доходили сюда неспешно, в палешанах сам собой культивировался маниакальный консерватизм - и потому такое традиционное искусство, как иконопись, развивалось успешно.

Впрочем, накануне революции здесь появились мастера, которые осваивали новые темы в лаковой миниатюре. После революции палешанам уже ничего не оставалось, как искать иное применение своему ремеслу. Так постепенно стали появляться знаменитые расписанные шкатулки, броши, марочницы и табакерки - именно они и прославили Палех на весь мир. Школу палехской иконописи (слово иконопись, конечно же, не упоминалось) советская власть поддержала: лаковая миниатюра ценилась в Европе и приносила новому государству стабильный валютный доход. Только концепция управления промыслом была предложена новая. В частности, мастерам выдвинули требование сохранить художественный метод, но изменить тематику живописи в соответствии с существующей идеологией...

Но это все в прошлом. Сейчас, когда заходишь в цех иконописи, становится очевидно, что люди здесь занимаются делом церковным и богоугодным. В просторной светлой комнате за широкими столами работают двадцать пять художников. В основном это женщины. (Они в платках и длинных юбках, хотя никакой официальной инструкции, предписывающей соответствующий дресс-код, не существует). А вот мужичин всего трое. Как говорят, мужчины-художники предпочитают на заработки уезжать в другие города, а женщины остаются в Палехе с семьями.

Все художники здесь - выпускники Палехского художественного училища. Кстати, именно там Анатолий Владимирович Влезько познакомился со своей будущей супругой Натальей. Сегодня она - руководитель цеха иконописи мастерской «Палехский иконостас».

Я понаблюдал за работой. Иконы, написанные наполовину, выглядели более чем необычно: на них было прорисовано все, кроме открытых частей тела - лиц и рук, на месте которых оставались пустоты.

- Дело в том, что разные части иконы пишут разные художники, - объяснила Наталья, заметив мое недоумение. - «Доличники» пишут все, что до лица. Лица рисуют «личники». Их труд более квалифицированный и выше оплачивается. Таких художников в нашей мастерской всего трое.

Разные части иконы пишут разные художники. «Доличники» пишут все, что до лица. Лица рисуют «личники».

IMG_9415

К этой внутренней терминологии быстро привыкаешь, потому что звучит она очень часто. При мне Наталья по телефону разговаривала с каким-то заказчиком:

- Не переживайте, к Вам приедет наш личник и все, что нужно, сделает...

Услышав разговор, Анатолий Владимирович поинтересовался, что случилось. Наталья ответила:

- Мы одного местночтимого святого изобразили темноволосым, а батюшка настаивает, что он должен быть седым.

- Ничего страшного, исправим, - согласился Анатолий Владимирович.

Мастерская «Палехский иконостас» начиналась как семейное предприятие. Под производство был выделен подвал собственного дома, а бухгалтерия располагалась в котельной.

- Сегодня мастерская разрослась, и нам, конечно же, немного не хватает семейности, - говорит руководитель. - Очень хочется, чтобы люди не только работали за зарплату, но еще и ощущали свою причастность к общему важному делу.

Вдруг Анатолий Владимирович о чем-то задумывается и добавляет:

- Понимаете, когда освящают сделанный тобой иконостас, это огромная радость. Смотришь на него - и узнаешь в нем каждый узор, каждую деталь. А потом бывает, через несколько лет приезжаешь в храм - и уже не узнаешь. Иконостас как будто становится другим. Цвет тот же, орнамент тот же - но что-то новое в нем появляется. И вот тогда понимаешь: «святым» иконостас делаешь не ты, а люди, которые потом перед ним молятся...

Один из самых памятных заказов мастерской - иконостас в храме преподобного Серафима Саровского в г. Саров.

Фотография предоставлена мастерской «Палехский иконостас»

фото Владимира Ештокина

МАЦАН Константин

http://foma.ru/odin-den-v-masterskoj-palexskij-ikonostas.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Константин Мацан
Елизавета Федоровна: жизнь как «дорога, полная света»
В чем загадка красоты великой княгини? 1 ноября - её день рождения
01.11.2016
Игорь Кириллов: соль второго плана
О профессии диктора, тринадцати заповедях и Божьем даре
16.09.2014
Голос в храме
Интервью с Сергеем Волчковым - победителем шоу "Голос"
17.03.2014
Все статьи Константин Мацан
Последние комментарии
За жертвователей в храме будут молиться
Новый комментарий от Евгений Х.
21.09.2021 20:12
Возможно ли объединение патриотических сил?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
21.09.2021 18:03
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Анатолий Степанов
21.09.2021 17:51
Готовится антихристианское кощунство
Новый комментарий от Кочерыжка
21.09.2021 15:19
«Новые люди» как инструмент либерального транзита власти
Новый комментарий от Калужанин
21.09.2021 14:47
В новой Думе «новые люди»?
Новый комментарий от Человек
21.09.2021 12:42
«Геолог, исследователь, педагог, публицист, коллекционер»
Новый комментарий от Наталья Сидорина
21.09.2021 10:09