На днях муфтий республики Татарстан Камиль Самигуллин заявил в интервью «БИЗНЕС Online», что религиозная одежда должна быть разрешена повсеместно в России: «Только такое решение может стать единым! Возмутителен сам факт того, что вообще в обществе это обсуждается. Где уважение к культурам коренных народов, которые веками по соседству живут в России? Почему насаждается мысль, что хиджаб — это нечто привнесенное из посторонних традиций и нарушение прав женщин? Потому что это неприемлемо на "цивилизованном" Западе? Истинное лицо Запада мы уже увидели, как можно вообще равняться на него?»
«Покрытие головы платком, другими словами, хиджаб, — это не только традиция ислама, — отметил он. — Платок — это традиция, которая есть и в христианстве, и в иудаизме. Женщины в России всегда покрывались и, таким образом, защищали себя от непристойных взглядов. Картины или старинные фотографии прошлых веков, которые дошли до наших дней, свидетельствуют о том, что традиционная одежда всех женщин в России — русских и нерусских — покрывала их с головы до ног, кроме лица и кистей рук, или, другими словами, была хиджабом. Взгляните на иконы. Или вспомните, как изображали художники деву Марию — мать Пророка Исы (мир ему). Не полуголый внешний вид, а именно хиджаб — это традиционная духовная ценность российских женщин, потому что это целомудренная одежда. Значит, эту традицию нужно беречь, а не запрещать».
«Но сегодня мы вынуждены наблюдать, как девочек в российских школах, училищах и вузах заставляют снимать платки, — посетовал муфтий. — То есть со школьной скамьи мы внушаем нашим детям, что быть верующим и следовать законам Всевышнего — это неправильно. В нашей стране не ограничивается, насколько человек может раздеться, почему тогда нужно ограничивать то, насколько он может покрыться? Конституцией России в статье 28 гарантирована свобода вероисповедания и право действовать в соответствии со своими вероубеждениями. Быть покрытой для женщины — это и есть следование своей религии.
Если хиджаб запретят к ношению в общественных местах, в образовательных учреждениях, мы придем к тому, что девушки и женщины, соблюдающие религию, будут вынуждены перейти на домашнее обучение и работу на дому. Другими словами, мы ограничим права наших граждан на общедоступное образование и профессиональную самореализацию».
По поводу никаба муфтий заявил следующее: «Сегодня этот вопрос для России неактуальный, поскольку в нашей стране процент женщин, носящих никаб, — мизерный. В Татарстане — то же самое. Поэтому не считаю нужным полемизировать на эту тему. Проблема надуманная. Как я уже сказал, Россия — большая страна, ее регионы могут сильно отличаться между собой в разных аспектах, в том числе и по ситуации в религиозной сфере».
Тем временем Правительство РФ не поддержало нынешнюю редакцию законопроекта, разрешающего школам и муниципалитетам вводить локальный запрет на религиозную одежду, сообщает ТАСС.
Законопроект был внесен вице-спикером Госдумы Владиславом Даванковым. Инициатива предполагает, что образовательные организации смогут устанавливать локальный запрет на ношение религиозной одежды или символики. А муниципальные или региональные депутаты смогут вводить местный запрет на ношение в государственных организациях, общественных местах религиозной и иной одежды, полностью или частично скрывающей лицо.
В правительстве РФ отметили, что понятия «религиозная одежда», «одежда с религиозными атрибутами или религиозной символикой» не определены в законодательстве и это «может привести к неоднозначной правоприменительной практике».
Заявление муфтия и ситуацию вокруг возможного запрета никаба прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» профессор Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) исламовед Роман Анатольевич Силантьев:
В России никто не борется с хиджабами. В некоторых учебных учреждениях действует собственный дресс-код. Например, в медицинском колледже или университете предписано носить белую шапочку. Это право учебных заведений. Есть иные формы экипировки, например, мотоциклетный шлем, необходимый для езды на мотоцикле. В России хиджаб не ассоциируется с ваххабитами.
А вот вопрос с ношением никаба стоит остро, особенно в Дагестане. Ваххабиты демонстративно наряжают своих женщин в никабы и таким образом показывают своё присутствие, опознавание «свой-чужой». Также ношение никаба позволяет им совершать преступления — активно воруют в том же Дагестане с использованием никаба.
Помимо воров, извращенцы и наркодилеры активно используют никаб в своих беззаконных целях. Я надеюсь, что никабы запретят из соображений безопасности.
Напомню, что никаб — это не религиозная одежда. Прежде всего, никаб связан с определёнными культурами. Например, в ряде культур никаб — традиционная одежда проституток, в том числе религиозных проституток.
К сожалению, Даванков, автор законопроекта о запрете никаба, путает его с хиджабом, а делать этого не надо. Необходимо чётко разграничить хиджаб и никаб и запретить только ношение никаба.
Насколько я понимаю, принято принципиальное решение о законодательном запрете ношения никаба. Большинство мусульман поддерживает запрет. А их мнение тут решающее.
Примут закон о запрете ношения одежды, закрывающее лицо. Не думаю, что речь будет идти именно о никабах. Можно всё назвать совершенно иначе.