Работа и пост: советы священников

Новости Москвы 
0
464
Время на чтение 7 минут

Каждый год перед обычным городским жителем неизбежно встают два практических вопроса:

- Как посещать богослужения, если рабочее время во время поста не сокращается?

- Как поститься, если, проводя целый день на работе, ешь то, что предлагает общепит?

О посте для работающих людей рассказывают клирик храма Казанской иконы Божией Матери священник Игорь Фомин, клирик Иерусалимского подворья в Москве, настоятель храма-часовни в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» при управлении МЧС, протоиерей Михаил Крутинь, клирик храма святителя Николая в Кузнецах священник Андрей Близнюк и клирик Хабаровской епархии иеромонах Никанор (Лепешев).

Священник Игорь Фомин: У каждого своя мера

Пост для работающего человека - время особое, как и для любого другого. Неработающих людей нет - кто-то работает на государственной службе, кто-то в частных компаниях, кто-то на дому. И мера поста у каждого своя. Так, как воздерживались древние отцы в египетских пустынях, наверное, сейчас поститься невозможно. Никто и не говеет, вкушая три боба в день, подобно тому, как, согласно житию преподобной Марии Египетской, питался Великим постом преподобный Зосима. Но отчуждать себя от тела всей Церкви в этот период ни в коем случае нельзя.

Каждый должен воздерживаться в ту меру, чтобы не просто волочить ноги, но и что-либо делать. Один духовник говорил, что если человек умирает от поста, то это грех самоубийства. Поэтому можно выделить для себя: да, я не смогу обходиться этим постом без подсолнечного масла, но я зато смогу обходиться без лишней болтовни на работе, без телевизора, без осуждения или участия в каких-то других недостойных мероприятиях. Я отключу себя от развлекательной части интернета. Может быть, дам себе задание прочитать какие-то определенные книги...

Пост важен не только в гастрономии. Важно и внутреннее состояние.

Что касается посещения богослужений, то я вспоминаю советское время, когда работу и церковные службы, было действительно тяжело совмещать по тем причинам, что работодатель (то есть государство) «гонял» и всячески следил за верующими, чтобы их как-то ущемить в их церковной жизни. Но люди верующие иногда даже брали отпуска, чтобы присутствовать на службах.

Здесь все зависит от того, что ты ищешь: ты ищешь средство посещения богослужения или причины их не посетить? Каждый сам определит.

Но если даже ты в силу каких-либо причин, имея желание посетить храм, в него не попадаешь - сейчас есть множество литературы, с помощью которой можно восполнить пропуск богослужения. Это ведь тоже очень важно: ты вдумчиво, не спеша, сам встанешь на молитву, ущемишь себя где-либо - и прочитаешь.

Богослужение - это одно из средств богообщения, но оно не единственное. Более того, я считаю, что иногда, при необходимости, надо заменить церковную службу на помощь кому-либо. Надо встать, отказаться от посещения храма - и идти помогать другому человеку.

Так что мой совет: искать средства богообщения трезвомысленно. Пусть это будет богослужение или пост, и во всем надо соблюдать свою меру. Чтобы мы воспитывали в себе воздержание, отказываясь от малого, а Господь мог бы нам доверить большее.

Протоиерей Михаил Крутинь: Духовный пост сложнее телесного

Нужно приложить усилия, соотнеся их со своими возможностями, чтобы совместить посещение богослужений со своими рабочими послушаниями. То же самое касается и пищи - нужно себя ограничить по возможности. Каждый из нас должен почувствовать, что сейчас особый период духовного обновления, и у каждого будет своя мера. Нужно вспомнить, что говорит Предание нашей Святой Церкви: постится не только наш желудок, но и все пять чувств.

Это самое главное. Разумеется, построить свою жизнь так, чтобы на сто процентов исполнить это правило, может не каждый. Только монахи древности уходили после чина прощения из обители, уединялись, чтобы постараться максимально исполнить подобные аскетические требования. Но мы, живя в миру, этого не сможем. Мы должны соотносить наши возможности и требования Предания. Не нужно путать православный пост с диетой. Если не можешь телесно попоститься - постарайся поститься духовно: никого не осуждать, не раздражаться, не гневаться, не смотреть на что-то пошлое, что мог раньше себе позволить, не слышать ничего лишнего, немного уединиться...

Священник Андрей Близнюк: Традиция послабления поста - древняя

Вообще Устав, говоря о посте, не различает, работающий человек или не работающий. Поэтому такие вопросы обычно решают с духовником, священником, который хорошо знает свое духовное чадо и может посоветовать что-то индивидуально. Очень много людей работают и строго постятся: не употребляют ни рыбы, ни мяса, ни молока. Но есть те, кому это соблюдать тяжело, особенно это относится к страдающим заболеваниями желудка или другими недугами. Тогда нужно брать благословление духовника на послабление поста.

Вообще традиция послабления поста - древняя. Еще в Соловецком монастыре, где в целом придерживаются очень строгих правил, трудникам (молодым ребятам, которые работали при монастыре, но еще не были монахами) разрешалось в пост вкушение рыбы. Потому что они выполняли тяжелую работу, и им давалось такое благословление.

Беременным женщинам, ослабленным иногда дают послабление не только на молоко, но и (в особо индивидуальных случаях) на мясо. Но хоть в какой-то мере даже самому немощному и предельно загруженному в трудах человеку пост нужно соблюдать. Ведь пост заключается не только в гастрономических ограничениях, но и в определенном поведении, отказе от развлечений. Например, если не может человек строго поститься, пусть откажется от телевизора. Это уже мера поста. Здесь должен быть такой подход... духовнический. Хорошо бы каждому человеку подойти к священнику, которому он исповедуется, и задать вопросы, волнующие его.

Нам ведь заранее известно, что, к примеру, на первой неделе Поста будет читаться канон Андрея Критского. Обычно он начинается в храме часов в 6 вечера. Поэтому православные люди со своим начальством стараются заранее договориться, предлагают отработку в другие дни, или просто отпрашиваются. Каждый пытается сделать все, чтобы его отпустили, потому что этот Канон дает удивительную помощь и сам по себе очень красив. А вообще здесь тоже все очень индивидуально. К примеру, в нашей православной гимназии мы отменяем занятия, чтобы дети в эти дни смогли пойти в храм. А у кого-то, может, и нет такой возможности. Прогуливать и лукавить - тоже плохо.

Иеромонах Никанор (Лепешев): Не унывать и не впадать в отчаяние

Соблюдать пост нужно таким образом, чтобы пощение не влияло на работоспособность. Общий принцип, который можно прочесть у многих святых отцов: пост и любые другие телесные подвиги должны оставлять место для молитвы и рукоделия. В данном случае таким рукоделием является работа.

Поэтому к посту, например, следует приступать, все взвесив, рассудив, посоветовавшись со священником, с кем-то из церковных людей, которые уже давно постятся и не понаслышке знают о том, что такое пост - и найти для себя меру, которая позволит, с одной стороны, и соблюсти пост, и, с другой стороны, не надорвать силы, избежать крайностей. То же касается и других постов.

Если проблема работающего человека состоит в том, что на работе негде отыскать постную пищу, то можно что-то готовить дома и брать с собой. Если и такой возможности нет - значит, из того, что предлагается в точках общепита, выбирать наименее скоромное.

Конечно же, надо в первую очередь помнить, что главное - это пост внутренний, состоящий в воздержании от греха, страстей, похотей, от дурных поступков, слов, мыслей, чувств, а пост внешний - это средство вспомогательное. Невозможность в полной мере соблюсти этот последний можно компенсировать тем, что обратить большее внимание на пост внутренний, на духовное трезвение.

Что касается богослужения, то нужно стараться его посещать, как только предоставляется такая возможность. Если же ее нет, то можно восполнить пробел тем, что дома вычитывать полностью или частично, в зависимости от времени и сил, какие-то службы в течение других постов. Сейчас довольно легко приобрести в книжных или интернет-магазинах последование служб поста.

В крайнем случае, если и дома, и на работе обстоятельства для молитвы затруднительные - можно почитать в дороге, сидя в вагоне метро или электрички. Это все равно будет лучше, чем ничего - разумеется, если нам не приходится стоять, толкаться, перепрыгивать из автобуса в автобус, а мы можем в транспорте сосредоточиться, погрузиться в себя.

А чтобы сосредоточиться на молитве, нужно постоянно понуждать себя к вниманию: рассеялись - снова собрались.

Вообще хорошо бы прежде, чем начать молиться, поупражняться в том, что называется «богомыслие»: тут хорошо помогают размышления на темы вечности, нашей греховности перед Богом, смерти, последующего Суда, домостроительства Божьего, творения мира, искупительной жертвы Спасителя; помогает чтение Писания и Святых Отцов. Благодаря таким размышлениям молитва будет более внимательной.

Но все равно рассеяние неизбежно - нет такого человека, который бы не испытывал этого состояния. Его нужно принять как данность, не унывать, не опускать руки, не впадать в отчаяние от невозможности идеально настроиться на пост и молитву. Нужно понимать, что рассеяние - общее состояние нашей падшей природы, нашего ума, поврежденного грехом. Нужно просто постоянно возвращать, погружать свой ум в слова молитвы, в память о Боге.

http://www.pravmir.ru/rabota-i-post-sovety-svyashhennikov/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Инокиня Евгения (Сеньчукова)
Все статьи Инокиня Евгения (Сеньчукова)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12