Пояс Пресвятой Богородицы, пробыв в России чуть более месяца,
а в Москве чуть более недели, отбыл в монастырь Ватопед на Святую
Афонскую гору рано утром в понедельник. Ему поклонились чуть менее трех
миллионов человек. Время подводить итоги и сравнивать выводы экспертов:
то ли мы сумели взять от принесения святыни, что могли и хотели
получить.
Ежедневные публикации во всех светских СМИ, верхушки рейтингов в новостях, репортажи на телевидении. Может, на каком-то этапе и пиар, но почти сразу - уже отражение события, заинтересовавшего десятки тысяч людей и, стало быть, достойного внимания все новых и новых десятков тысяч. Город получил событие, ради которого некоторые жители «глубинки» отправились в столицу, потому что многое можно увидеть по телевизору - и достаточно, а к этому - душа просит быть причастным.
Что получила Церковь? «Этот Пояс дает нам возможность молитвенно и физически прикоснуться к Самой Пречистой Царице Небесной, - сказал в последний день пребывания святыни в Москве Патриарх Кирилл. - То, что произошло в связи с посещением этой святыней нашей земли, являет силу Божественной благодати нашему народу, который в значительной степени еще пребывает в безверии и отстоит далеко от Церкви, даже будучи формально крещеным. И когда миллионы людей прикасаются к этой святыне, выстаивая сутками в мороз и под дождем, то тем самым является сила Святой Руси, которую многие уже считали умершей, безвозвратно потерянной... Принесение Пояса Пресвятой Богородицы вдруг дало возможность увидеть, может быть, самое сильное и великое, что сохраняется в жизни народа, - эту сильную, горячую, искреннюю веру людей».
Вряд ли Патриарх предполагает непереходимую пропасть между тем народом, который «лишь формально крещен и пока далек от Церкви», и тем, который стоял в очереди к храму Христа Спасителя. Ведь стояли в том числе те, кто последний раз заходил освятить куличи и собирался теперь за крещенской водой, да вклинился в эти планы ковчег с древним артефактом. Очередь объединила их с теми, кто регулярно исповедуется и гречку с тушенкой в среду или пятницу с полевой кухни не возьмет.
Два мира - два детства
Фразочка о двух мирах вспоминалась за эту неделю часто и по многим поводам. Во-первых, она мягко заменяет формулу о том, что у нас якобы «две Церкви» и/или «две России». Мол, одна Россия увидела другую и одна Церковь - осознала массовость другой. Во-вторых, описывает нетождественность события его отражением в СМИ и соцсетях. В-третьих, она о взгляде из «обычной» многочасовой очереди на короткую жидкую очередь «випов», как бы они ни получили свои пропуска: как «благоукрасители и благотворители» или как высокие чиновники.
В тех, кто стоял в очереди, сознательные верующие подозревали
«магическое сознание» и языческую логику «я Тебе, Боже, 12 часов в
очереди, а Ты мне - изволь удачу, здоровье и много денег». Неверующие
предполагали «тупой фанатизм», «стадный инстинкт» и «подделку» вместо
самой реликвии.
«В большинстве своем адекватные люди, - сделал из общения вывод один из
священников, дежуривших в очереди и отвечавших на вопросы паломников. - С
нормальными вопросами».
«То, с чем упорно боролись, на борьбу с чем положено столько сил,
сопротивлению чему в жертву принесено так много, - за считанные дни
признано церковной нормой. Десять лет моих личных пастырских усилий -
нивелировано с легкостью...» - сетует другой священник на Facebook,
замечая, впрочем, что к стоящим у него претензий нет. В комментариях
разгорается одна из самых длинных дискуссий по теме.
Споры о месте интеллигенции в Церкви эффектно противопоставляются
тысячам «я ребеночка хочу» и «можно ли взять не один, а два освященных
пояска».
Об очереди, сломавшей «формат церковно-общественных мероприятий», пишут
«ломающие формат» авторской колонки художественные тексты; почему-то
наибольшее напряжение вызывают публикации о пропусках в храм мимо
очереди (как будто они не всегда бывают и как будто стоящие в «длинной и
честной» очереди пытаются запретить Христу войти в дом мытаря Закхея);
одни говорят о пасхальной радости на набережной, другие - о зверином
ожесточении и тоске.
Пиар и политика
«Объясните мне, чего вы к сейчас в такой очереди стоите, а к другим святыням в Москве не ходите?» - спрашивает священник у народа. «Да мы ж ничего не знаем!» - честно отвечают ему. «Много ведь мощей в храмах!» - «Получается, здесь просто пиара больше», - говорят сами верующие. Начинается краткий экскурс по святыням столицы: не только частица того же пояса Богородицы в храме Илии Обыденного, но и мощи и чудотворные иконы, перед которыми можно помолиться в той или иной скорби. «Батюшка, а нам, а нам!» - рассказ повторяется для «галерки» стоящих в том же кордоне. Другой священник заключает подобную лекцию пастырским наставлением: «Если что забудете, в интернете посмотрите». Эффект от рассказов есть: в храме пророка Илии народу явно больше обычного, вопрос «где свечи о здравии, а где за упокой» выдает нечастых захожан, да и на ближайших улицах дорогой в Обыденский интересуются постоянно.«Батюшка, как в очереди молиться?» - «Например, можно так: Пресвятая Богородице, спаси нас!» - «Я имею в виду, какую молитву читать?» - «Так это тоже молитва, только краткая».
«Мы тут сами как священники становимся, - рассказывает полицейский на набережной. - Перед тем как кордон открывать, целую проповедь читаешь: братья и сестры, не бегите, не давите друг друга, не по-Божески это».
В воскресенье днем очередь преодолевалась часа за два. В ней практически постоянно двигались, полевые кухни уступали солдатам и полицейским, а кроме того, не давились, не бежали сломя голову между кордонами, как в предыдущие дни, когда за 18 часов ожесточались на морозе. Тогда, вспоминают «дежурные батюшки», люди стремились хотя бы просто за руку подержаться, а главным вопросом было «сколько осталось стоять». Но в шустрой двухчасовой очереди и молитвенников почти не видно, и акафистов не слышно. Те же священники говорят, что этим очередь отличается от обычных уже для Москвы людских потоков к «привозным святыням»: например, к мощам великомученика Пантелеимона редкий человек шел без молитвослова.
«Все равно это чудо Божие, - уверен священник после общения с очередью. - Я не помню, когда последний раз что бы то ни было выводило на улицу сотни тысяч человек. Митинги на Манежной в 90-е? Путч? Разгром Белого дома? И тогда столько не было. А теперь вера вывела».
В интернете продолжат обсуждать, что в Храм Христа Спасителя приезжал приложиться к поясу Богородицы раб Божий Геннадий, председатель ЦК КПРФ, а перед храмом на Остоженке милые девушки раздавали листовки с призывами не слушать «верных ленинцев», которые «вновь поднимают голову», не забыть о мраке безбожия, в который они ввергали страну. Вроде бы агитацию и даже церковную торговлю (чтобы не создать прикрытие для злоупотреблений, мошенничества и сектантской вербовки) в очереди собирались пресекать, а листовки были анонимные, и раздававшие их люди уверяли, что «не знают», кто автор текста и кто инициировал его распространение.
Отложенные последствия
У принесения пояса Богородицы есть даже комический эффект: в столице сегодня всем понятна шутка в надписи на заборе: «Москвичи! В городе 154 магазина «ремни»!» Для многих самым заметным следствием массового паломничества стали перекрытия дорог и пробки. Владимир Путин рассуждает о роли принесения святыни в решении демографической проблемы в России. Кто-то полагает, что государство должно оценить реальную численность и активность верующих и впредь еще больше с этим считаться. Однозначно, событие стало достаточно резонансным, и каждый из побывавших у святыни теперь с большей вероятностью начнет задавать себе и окружающим вопросы о вере. Наверняка многое будет зависеть от того, как ему будут отвечать. Один из священников сказал: «Они - наша потенциальная паства, и у нас появилась уникальная возможность обратиться к ним. Другое дело, что не все эти люди и после поклонения Поясу будут ходить в храмы - но это уже наша вина, вина священников, прежде всего». Как и ожидаемый бэби-бум, оценивать миссионерский эффект принесения святыни пока рано.Считается, что в городах, где пояс Богородицы побывал до принесения в Москву, святыне поклонились около двух миллионов человек. В Москве к вечеру последнего дня - более 800 тысяч человек. Более трети паломников - жители других регионов России и ближнего зарубежья: организаторы насчитали больше 850 автобусов с паломниками с Украины, из Белоруссии и Молдавии.
С 20 октября принесенная Фондом Андрея Первозванного в Россию реликвия посетила Санкт-Петербург, Екатеринбург, Норильск, Владивосток, Красноярск, Тюмень, Нижний Новгород, Дивеево, Саранск, Самару, Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Калининград, Москву. Первоначально святыня должна была вернуться на Афон 23 ноября, но срок ее пребывания в России продлили из-за большого числа желающих поклониться ей.
Александра СОПОВА
http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ion=10014&article=1775&print=1