«Наше поколение – гумус, на котором вырастут будущие монахи»

Александра Сопова 
0
12.07.2012 386

Благочинный Спасо-Прилуцкого Димитриевского монастыря в Вологде иеромонах Александр (Кораблев) рассказал «Нескучному саду», кто сегодня приходит в монастырь, почему духовники не благословляют иноков на отшельничество в лесах и можно ли привыкнуть к городскому шуму за стенами обители.


Спасо-Прилуцкий монастырь

- Кто сегодня уходит в монастырь?

- В монастырь не уходят, а приходят. Некоторые, конечно, бегут от мира, устав от греховной жизни, когда некуда деваться - о таком человеке можно сказать, что он в монастырь «уходит». Здесь такой человек немного выздоравливает, глотнет чистого воздуха, и если это для него приемлемо - остается. Меньшее количество приходящих в монастырь руководствуются просто любовью к Богу, как преподобный Серафим.

В братии Спасо-Прилуцкого монастыря сейчас 14 человек - для нас это оптимально, хотя раньше, конечно, здесь жило больше монахов. Например, когда 18 декабря 1618 года отряды поляков-литовцев, гетмана Шелководского и казацкого атамана Баловня разоряли обитель, они сожгли в трапезной 59 монахов, а всего погибло более двухсот человек. Зато такой маленький коллектив не дробится на более мелкие группки.



- Сейчас многие говорят о кризисе монашества. Есть ли он с вашей точки зрения?

- Как говорил святитель Иоанн Златоуст, самое неблагоприятное время для монашества (и для христианства в целом) - это время благополучия. Так что можно сказать, что времена свободы Церкви - это кризис. Но мне трудно судить, потому что прежнего монашества я не знаю, я пришел к тому, что есть. У нас в монастыре не то что старцев - и стариков нет (хотя и молодых нет, самому старшему седьмой десяток, моложе тридцати ни одного человека), сравнивать не с чем. Приходится учиться на собственной шкуре. Я думаю, наше поколение - некий гумус, на котором вырастут будущие монахи. Это меня успокаивает.

У современных людей сбились приоритеты. Сегодняшняя молодежь готова работать до упаду - лишь бы отдохнуть. Работал-работал, накопил денег, поехал в такой отпуск, что после отдыха нужна еще неделя реабилитации. Надо наоборот: мы отдыхаем, чтобы опять поработать. Знаю людей, у которых вроде бы все есть, даже с излишком: стены толстые, как в нашем монастыре, и на окнах решетки, только счастья нет. Они все готовы отдать, чтобы найти счастье.

- К монашеству сегодня приходят в основном образованные люди?

- У нас все с образованием, крестьян нету, некому заниматься животными. Завели куриц - так из них выпали все перья, и мы их больше не заводим. Вон пруд монастырский - затянут тиной и ряской, как моя душа грехами. Кто скрипач, кто пианист, есть преподаватель радиоэлектроники из Военной академии. Кто педагог, кто технарь, кто лермонтовед...


Благочинный Спасо-Прилуцкого монастыря иеромонах Александр (Кораблев)

- В современном монастыре удается искать духовной жизни, или заедает быт?

- Быт заест везде, но в нашем монастыре, мне кажется, есть почти все условия для духовной жизни. Много сил вкладывается в молитву и богослужение: в четыре утра подъем, в 04-20 начинается служба, длится примерно до 9-30. Утреню служим утром, потом литургия, вечером вечерня, повечерие, братский молебен, у каждого келейное правило. То есть человек, который хочет идти этим путем, имеет к тому все возможности. Конечно, и от суеты не уйдешь: монастырь городской. Тут и женщины, и дети, хотя по канонам можно просто уйти из обители, куда есть доступ женщинам и детям. Только сегодня уже никуда не денешься.

- Монастырский храм выполняет функции одного из приходских в городе? Есть приходская община?

- Да, это приходский храм для нашего района: другого здесь нет. А вот общины здесь нет: люди приходят и молятся, но никто не ставит задачу создать православную приходскую общину и не занимается этим. Служба каждый день, исповедь каждый день, и все. Еще в паломнические поездки прихожан возим - это теперь в любом монастыре есть.

- Вокруг исповедующего священника формируется то, что называют «покаяльной семьей» - а ведь это уже шаг к общине?

- Формируется «покаяльная семья», конечно, ведь все думают: у него борода большая - значит, старец. Собирается много народу, вот и волоки их. Приходится тащить, хоть и падаешь, так ползком тащишь. Господь по вере прихожан помогает.



- Несущиеся рядом поезда мешают монашеской жизни?

- К поездам привыкаешь и замечать перестаешь. Люди, живущие у Ниагарского водопада, тоже его не слышат и между собой вполголоса разговаривают. Только паникадило на службе вибрирует - амплитуда сантиметров десять, когда поезд мимо идет. Если однажды на кого упадет - «скорую помощь» не тревожь, сразу «со святыми упокой».

- А близость жилых районов и пляж под стенами мешают?

- Уж точно не помогают. Пляж у нас тут во всех видах. Приходите лет через сколько-нибудь - буду постарше, смогу сказать из опыта. А пока не знаю. Недовольные иногда приходят, но хоть стекла пока не бьют. Однажды пришли двое с ребенком. Один показывает ребенку вертеп: смотри, это домик для черта. А супруга снимала на видео реакцию насельников монастыря и служителей привратной. Это было как раз время, когда порубили иконы в Великом Устюге. Не знаю, связано это или нет, но провокации тогда шли одна за другой. Смотрели на них спокойно, выдержанно.


Cразу за стеной монастыря начинается пляж

- Монахи сегодня стремятся уходить в леса?

- Рвутся.

- Благословляют ли?

- Не благословляют. Чтобы уйти в лес, сначала нужно научиться жить с людьми. В фильме «Поп» батюшка хорошие слова говорит о своей супруге-матушке: «Она - мой точильный камень». Надо сначала обточиться, научиться отказываться от своей воли, научиться жертвовать собой. Почитаете святителя Игнатия (Брянчанинова) - поймете, что подвиги, которые несли наши предки, в большинстве своем для нас неподъемны. Конечно, самородки всегда будут, но это исключение из правил. Нашего преподобного Павла Обнорского преподобный Сергий 15 лет выдерживал в затворе в монастыре, не давал уйти в пустынь, хотя тот и до того жил в одиночестве. Это при каких великих старцах было! А кто к нам в монастырь приходил, говорил, что они отшельники-старцы - все какие-то страстные были. Живет в лесу, а в нос его стукнешь - он тебя в ответ.

- Какого вы мнения о проекте положения Межсоборного присутствия о монашестве?

- Я его читал. Там отражено состояние современного монашества, вот и все.

- Сейчас слышны мнения, что после принятия такого положения можно закрывать все монастыри.

- Ничего не могу сказать, кроме «поживем - увидим». Но монастыри закрывать не придется: Господь с нами уже тысячу лет возится, как же теперь бросит? Делай, что должно, и будь, что Бог даст, вот и все. Бог ведь ближе, чем воздух в легких, а не то, что рубашка к телу. Иной раз не успеваешь мысль в слова облечь, а уже ответ приходит. Вот от чего страшно, аж мурашки бегут по коже. Вспоминаешь слова блаженного Августина: будьте осторожны в мыслях, они слышны на небе.

Александра СОПОВА

http://www.nsad.ru/index.php?issue=13&section=10014&article=2431

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Александра Сопова
Черногория вернула себе храм Александра Невского
В средиземноморской стране почитают русских святых и ждут визита Московского патриарха
19.09.2013
РПЦ обещает заступиться за жертв ювенальной юстиции
Представители родительской общественности считают, что позиция Церкви выражена неоднозначно
29.11.2012
Все статьи Александра Сопова
Последние комментарии
«Слова уст человеческих – глубокие воды»
Новый комментарий от Сергей Швецов
11.06.2021 08:07
О «подлётном» и потерянном времени
Новый комментарий от Наталия 2016
10.06.2021 20:06
«Это реальные предатели Белоруссии»
Новый комментарий от влдмр
10.06.2021 18:49
Громкая отставка в Белорусском Экзархате
Новый комментарий от влдмр
10.06.2021 18:47
О «Руси уходящей» митрополита Питирима
Новый комментарий от Советский недобиток
10.06.2021 18:45