itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Вектор миссии

Миссионерская деятельность 
0
432
Время на чтение 6 минут

Нынешним летом в двух старинных храмах - в поселке Сокур и селе Урусово - впервые за долгие десятилетия после их закрытия была совершена Божественная литургия. Каждому богослужению предшествовала немалая подготовительная миссионерская работа, в которой принимал участие Епархиальный отдел по работе с молодежью. С руководителем отдела иеромонахом Дорофеем (Барановым) - наш сегодняшний разговор.

- Отец Дорофей, можно начать с личных впечатлений? Деревенские улочки, домики, сараюшки какие-то... Люди, одетые в ядовитых расцветок китайский ширпотреб этот искусственный... И над всем этим - как символ былого величия - руины огромного храма. Под полуобрушенными сводами пролетают, сбивая крыльями «пыль веков», голуби. Стены темные, в разводах соляных, пол земляной - а все равно такая красота там, такая мощь, такая... натуральность! Хор поет, дым от кадил в косых лучах света. Над всем этим, высоко - купол. И мы поднимаем голову в сторону неба... В Интернете об Архиерейских службах в полуразрушенных храмах в других епархиях ничего не нашла. Откуда вообще пришла эта идея? И почему вектор миссии оказался направлен именно на село?

- Как пришла эта идея? Предыстория такова. С 2006 года мы с ребятами из Молодежного православного общества совершаем так называемые «трудовые десанты». Едем в село, где есть старинный храм, устраиваем там субботник. Убираемся внутри, убираем территорию вокруг храма. Работы неимоверно много, но привести храм в порядок - это задача минимум. Задача-максимум - собственным примером вовлечь в эту работу местных жителей, привести их в храм в прямом и переносном смысле. Потому что если восстановить церковь в селе каким-то сторонним волевым усилием - она будет пустовать. Храм - это не просто «строительно-реставрационный объект». Восстановление храма в широком смысле включает в себя еще и работу по восстановлению души, а без усилий со стороны самого человека это невозможно. Начинается с малого: вот человек увидел, что в его село приехали ребята, пытаются в храме порядок навести, мусор выгребают. И если он присоединился, если хотя бы ведро мусора сам вынес - он к этому храму начинает как к чему-то своему, родному, относиться. Ведь он вложил свой труд, а к своему труду в народе уважение еще осталось. Бывает, что мы приезжаем - и как начали субботник одни, так его одни и заканчиваем. А где-то местные жители - один, другой, третий, пятый - присоединяются. Кто-то по ведру, по кирпичику мусор выносит; кто-то от полевых работ отвлекся и на своем «КамАЗе» приехал, чтобы его вывезти. И вот когда в одно и то же село мы возвращались во второй, в третий раз, в глазах этих людей мы видели вопрос: а что дальше, какое продолжение будет? Но если мы говорим о храме, то продолжение может быть только одно: богослужебное, и Архиерейское богослужение - как его вершина. Почему мы едем именно в село? Потому что именно деревня сегодня находится в самом плачевном состоянии как по уровню жизни, так и по уровню воцерковления. Миссионерство в городе - это прежде всего сама приходская жизнь. А мы направляемся туда, где пока еще никакой церковной жизни нет. Сегодня у села единственный шанс выжить - это объединиться вокруг храма. Потому что всегда на селе жили общиной; разбить, разрушить общину - это и была цель советской власти, и сегодня в деревне люди живут очень разобщенно. Так что объединение, восстановление общины вокруг храма - это единственное, что может спасти село.

- Знаете, интересно, а как вообще все это начинается? Ну вот вы, прежде чем субботник провести - объявления расклеиваете, жителей приглашаете?

- В деревне объявления развешивать не надо. Там проблемы распространения информации нет: если кто-то что-то делает, то в течение получаса это всем становится известно. Проблема в другом: в социальной инертности. Даже если человек пообещал прийти - не факт, что он придет; не хватает воли сделать шаг за порог своего дома, чтобы что-то изменить. Изменений в лучшую сторону ждут - но чтобы все произошло без их участия.

- А как к храму люди относятся?

- Я помню, как два года назад мы приехали в село Мордово, вошли в храм полуразрушенный. Там надпись: «Маша + Витя», прямо под куполом. С нами были местные жители, и вот одна женщина вспомнила, что это она, когда молодая была, написала. Там же зернохранилище сделали, зерно до самого верха насыпано было - до купола рукой подать. Вот она свою «формулу любви» и вывела. Сколько лет уж прошло, а она до сих пор раскаивается, что сделала это. Потому что в народе на генетическом уровне уважение к храму, благоговейное к нему отношение сохранилось. Именно поэтому наши миссионерские усилия все же находят отклик.

- Вот вы говорите: миссионерские усилия. А в чем именно они заключаются? Как это сейчас принято говорить, что составляет наполнение проекта?

- Подготовительный этап - это не только работа в храме. Это прежде всего - общение с жителями села. Конечно, православная миссия не должна быть навязчивой, как сектантская, которая собирает большой урожай. Но этот урожай быстро гниет, потому что его негде хранить. Миссия же православная - это зернышки человеческих душ, которые должны прорастать, погружаясь в церковную среду. Именно поэтому мы, приезжая, разговориваем с людьми, отвечаем на вопросы, привозим православную литературу. Очень много зависит от настроя местных жителей. Вот в Урусово учителя местной школы нам очень помогали - не только своим участием в работе, но своим неравнодушным отношением, активной позицией. Самое трудное - когда активность местного населения нулевая. Не в переносном, а в самом прямом смысле. В Сухом Карабулаке, куда мы за последние три года выезжали раза четыре, к нам никто из местного населения так и не присоединился - ни во время работы, ни после, когда мы, по установившейся традиции, устраиваем «посиделки» с пением у костра. Очень тяжелая обстановка в селе - какое-то ожесточение в людях чувствуется.

- Ну, видимо, действительно село селу рознь - потому что нельзя забыть, с каким воодушевлением сельчане воспринимали концерты духовных песнопений и народной музыки, которые были и в Сокуре, и в Урусово. Кстати говоря, что это были за замечательные песни? Сейчас такого плана народную музыку нечасто услышишь...

- В Урусово мы в программу включили казачьи и военные песни времен Первой мировой. Песни действительно замечательные. Вообще пение - это одна из ярких сторон жизни человеческого духа. И наши концерты потому так хорошо воспринимаются и запоминаются, что в людях жива еще генетическая память о том, что когда-то на селе люди пели и это составляло немалое утешение для их душ. А хором петь может только община.

- По логике, если с восстановлением храма будет восстанавливаться и общинный уклад жизни на селе - люди снова запоют?

- А так и происходит. Возьмите Багаевку Саратовского района (отец Дорофей является настоятелем строящегося храма в честь Владимирской иконы Божией Матери в этом селе.- Авт.). Когда-то там был народный хор, потом все распалось. Когда начали строить храм, начались службы в приспособленном помещении - те, кто хотел петь, стали объединяться, появился приходской хор. Причем и молодежь туда подтягивается! Так что храм на селе - это сегодня еще и культурный, и социальный, и образовательный центр, и центр по работе с молодежью...

- Отец Дорофей, старинные храмы в Сокуре и в Урусово поражают своей величиной. Наверное, это один из критериев выбора адреса при планировании миссионерской акции? И будут ли подобные акции продолжены?

- То, что храмы в этих селах большие,- не исключение, а скорее правило. Из сохранившихся по районам области старинных сельских храмов большинство рассчитано человек на 500, не меньше. В Саратовской губернии до революции ведь были богатые хлебные села; здесь специально переселенцев селили, которые занимались зерновыми культурами. Пшеница с Узеня, балаковская пшеница по всей России известны были. В хлеборобных местах народ селился компактно, села были большие, и храмы большие строились. В Кутьино пока еще стоит огромный Свято-Никольский храм, замечательный по архитектуре. Рассказывают, когда его строили, десятки окрестных сел отказались от потребления яиц - все шло на приготовление раствора (для крепости в раствор белок добавляли). Вот так люди на храм жертвовали. Потому что это были их земля, их храм, их жизнь. Помочь сегодняшним селянам осознать это - одна из задач нашей миссии. А критерий выбора села для проведения миссионерской акции предельно прозаичен: храм там не должен находиться в аварийном состоянии. Вот в том же Кутьино, к сожалению, ни в самом храме, ни у его стен миссионерскую акцию провести нельзя - может обвалиться кладка. И в селе Лох храм аварийный. Но в одном из старинных храмов Красноармейского и Новобурасского районов, где летом работали ребята из епархиального молодежного общества, миссионерская акция обязательно пройдет.

Газета «Православная вера» № 17 (421) 2010 г.

Опубликовано на сайте Православие и современность

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=10582&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Маргарита Крючкова
Все статьи Маргарита Крючкова
Иеромонах Дорофей (Баранов)
По пути смирения
Богослужения Страстной седмицы
28.04.2021
Путь к Небу
Вознесение Господне: что мы празднуем?
21.05.2015
Он пришел избавить от одиночества
7 января Православная Церковь отмечает Рождество Христово
06.01.2015
Все статьи Иеромонах Дорофей (Баранов)
Миссионерская деятельность
«Плюс ребёнок — плюс ресурс»
Участники Общецерковного съезда по социальному служению призвали развивать церковные проекты, направленные на поддержку семей с детьми
22.03.2024
«Миссия русского народа – быть с Богом, оставаться оплотом правды, справедливости и мира»
Митрополит Варсонофий принял участие в заседании регионального ВРНС
15.03.2024
«Бойцы хотят проговорить важные для них вещи»
Священник Владимир Суханов рассказал, что военным госпиталям не хватает священников и сестёр милосердия
07.03.2024
Почему православный храм стал символом Зимних азиатских игр?
О Православии в Китае и «крестопаде» в России
06.03.2024
В гости к святому князю Владимиру
Поездки по храмам Находкинской епархии носят духовно-просветительский и миссионерский смысл
06.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 03:37
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04