По пути смирения

Богослужения Страстной седмицы

Иеромонах Дорофей (Баранов) 
Великий пост 
0
28.04.2021 1048

В начале Великого поста мы говорили о предстоящем нам взлете: духовном преображении через покаяние, осознании своих грехов, участии в церковных Таинствах и, наконец, сближении с Церковью как единственным местом встречи Бога и человека. Накануне завершения великопостного пути напомним себе, какие же дни ждут нас впереди.

Пост вот-вот закончится, но прежде нам предстоит серьезное испытание. Надо будет совершить посадку и не пролететь мимо, поскольку садиться нужно будет при нулевой видимости - собственной духовной немощи и слепоте. Единственный наш шанс - полет по приборам, точное следование за храмовым богослужением, когда нас буквально поведут за руку богослужения Страстной седмицы.

«Просим видети...»

В пятницу недели, предшествующей Страстной седмице, в храмах поется стихира, возвещающая о завершении Великого поста: «Душеполезную совершивши Четыредесятницу, и Святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче...». Речь, конечно же, идет не о том, что совсем закончился пост, но завершилась подготовительная часть, Четыредесятница, перед самым главным событием годового богослужебного круга. Святая, или Страстная, седмица - это последовательное изложение, даже можно сказать изображение последних дней земной жизни Господа.

Из-за важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы называется великим. Приходя в эти дни на службы, мы оказываемся то у стен Иерусалима, встречающими Христа, то в Иерусалимском храме, слушающими назидательные притчи Спасителя о Царстве Небесном; затем перемещаемся в Сионскую горницу на Тайную вечерю, а после, воспевая псалмы, идем на ночлег в Гефсиманию, где становимся свидетелями иудиного предательства и ночного ареста Христа. А в конце вплотную приближаемся к Голгофе...

Каждый день этой недели - воспоминание, выражаемое в песнопениях и чтениях из Евангелия. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы - это воспоминание о последних беседах Спасителя с учениками и народом. Великий четверг - воспоминание об установлении Таинства Евхаристии, Причащения. Великая пятница - день, в который останавливается время, потому что люди убивают своего Бога. Всего этого слишком много для одной недели, поэтому-то накануне мы и просим у Бога дать нам возможность увидеть, стать свидетелями или даже можно так сказать: прожить это время вместе с апостолами.

Три дня учебы

Прежде чем пострадать ради спасения людей и уничтожить нашего главного и последнего врага - смерть, Христос первые три дня пребывания в Иерусалиме проповедует о грядущем Своем Царстве. В притчах, то есть простых, буквально из повседневной жизни примерах в доступной для людей форме Господь излагает Свое учение об иной жизни, учит нас духовым законам, более важным и таким же неизменным, как законы природы.

В Великий понедельник вспоминается иссушение Господом покрытой пышной листвой, но бесплодной смоковницы. Это плодовое дерево изображает кроме иудеев, кичившихся своей праведностью, но отвергнувших пришедшую к ним Правду, также и всякую душу, прикрывающуюся листвой мнимого добра, но не приносящую настоящего плода духовной жизни - покаяния. В следующей притче о злых виноградарях видится не только ожесточение иудеев, избивавших пророков, а с пришествием на землю Сына Божия распявших и Его Самого, но и осуждение христиан, нарушающих заповеди и тем самым изгоняющих Христа из своей жизни.

На фоне такого строгого обличения духовного бесплодия в эти дни звучит в храмах песнопение «Се Жених грядет в полунощи...», которое отсылкой к евангельской притче о десяти девах указывает, что наша встреча со Христом (Женихом нашей души) может произойти в любой момент. Словами этого песнопения мы обращаемся к своей душе: «Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши». Они звучат как предупреждение о губительном бездействии в духовной жизни, как бы призывают нас: «Спеши стать хорошим христианином!».

В эти же дни поется на службах одно из самых трогательных песнопений Страстной седмицы - «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь...». Брак души со Христом - это таинственное единение Бога и человека в вечности. И этот небесный брачный чертог христианин уже видит, но сокрушается о том, что не имеет плодов духовной жизни - подобающих брачных одежд, чтобы войти в него.

В Великий вторник мы услышим в храмах притчи, сказанные Христом в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесарю, воскресении мертвых, Страшном суде и о талантах. В этот день также читается отрывок из евангелиста Матфея, в котором Господь, обличая книжников и фарисеев, многажды повторяет такие слова: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры», и после этих слов каждый раз Он указывает на то, чего не должны делать христиане,

чтобы не уподобиться по своим делам фарисеям и не услышать страшные слова проклятия: «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?».

Среда Страстной седмицы повествует о предательстве Иудой Иисуса Христа. И вспоминается также некая грешная женщина, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя. Совершилось и то и другое, когда Господь пребывал в Вифании - селении недалеко от Иерусалима. Это суровый урок противопоставления бескорыстного поступка худого и бедного человека с добрым сердцем корыстному предательству того, кто должен бы по близости ко Христу быть самым лучшим подражателем Его нищеты. В этот день вся Церковь как бы замирает перед фактом того, что родилось в душе Иуды на почве страсти сребролюбия преступное намерение предать Своего Учителя и Господа.

Великие дни

В четверг Страстной седмицы вспоминается Тайная вечеря, на которой Господь установил таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам в знак глубочайшего смирения и любви к ним и молитва Спасителя в Гефсиманском саду перед началом пути на Голгофу. Утром совершается Божественная литургия, во время которой христиане (конечно, у кого есть возможность в рабочий день) стараются обязательно причаститься.

Самое главное в этот день будет на вечернем богослужении, когда служится уже утреня Великой пятницы, на которой совершается Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. На середину храма, перед установленным Распятием, выходят все священнослужители, и начинается самое продолжительное по времени богослужение Великого поста - чтение Страстных Евангелий, выдержки из всех четырех евангелистов о Страданиях Спасителя.

Весь следующий день Великого пятка, собственно, и посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. Утром совершаются часы, которые принято называть Царскими, или Великими. Литургии в этот день не совершается в знак скорби христиан о величайшем злодеянии - распятии Христа.

Обычно около двух часов дня в храмах служится вечерня Великого пятка, по окончании которой совершается Чин выноса Плащаницы с изображением положения Христа во гроб, после чего бывает чтение священником умилительного

канона «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы». После чтения этого канона совершается поклонение Плащанице как Самому Господу, снятому со Креста и приготовленному к погребению во гробе.

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие Его во ад для избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия.

Утреня Великой субботы совершается обычно в пятницу вечером, и эта служба погребения Господа завершается Крестным ходом с Плащаницей вокруг храма. В Великую субботу утром совершается особое богослужение. Одежды священников и облачения в храме с черных меняются на белые, и этот день не похож ни на один

другой день церковного года. Христос уже сошел во ад, чтобы разрушить его власть над людьми и освободить из него души ветхозаветных праведников. Но Церковь, подражая неведению апостолов о Воскресении Христа, пока откладывает до Пасхи эту переливающуюся через край радость. Великая суббота - это день особой безмолвной сосредоточенности на деле спасения человеческого рода, совершенном Богочеловеком Иисусом Христом. Лучше всего настроение Великой субботы передает песнопение, исполняемое на литургии вместо «Херувимской»: «Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет...».

Эти Великие дни не вмещаются ни в одну неделю, ни во все время, которое прожило и проживет еще все человечество. Главная мысль, которую богослужения Страстной седмицы до нас доносят, - это необходимость осознания нами, что Богочеловек Иисус Христос пришел к людям, чтобы спасти всех, но главное - спасти лично меня. Чтобы спасти кого-либо от гибели, необходимо устранить причину, приводящую к гибели. Таковой является наша гордыня, то есть желание жить и принимать решения не так, как того хочет от нас наш Творец, а основываясь на собственном произвольном выборе. Это высшая точка гордости - бунт горшка против горшечника - приводит человека к тому, что он разбивается вдребезги, спрыгивает с полки и, пока не закончит свой бесславный полет, успевает на один краткий миг ощутить обманчивую сладость свободного падения. Исправить последствия произвольного бунта оказалось возможно только посредством произвольного же смирения и послушания. Смирению невозможно научить, его можно только показать, чтобы затем последовать за этим примером. И, по сути, на Страстной седмице, как и во всем христианстве, нам преподается этот самый главный пример.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Загрузка...
Иеромонах Дорофей (Баранов)
По пути смирения
Богослужения Страстной седмицы
28.04.2021
Путь к Небу
Вознесение Господне: что мы празднуем?
21.05.2015
Он пришел избавить от одиночества
7 января Православная Церковь отмечает Рождество Христово
06.01.2015
Все статьи Иеромонах Дорофей (Баранов)
Великий пост
О празднике светлого Христова Воскресения
Событие праздника и его эортологическая динамика
03.05.2021
Христа ради, прекратите стрелять, хотя бы в
Пасхальные дни! — Предстоятель УПЦ
30.04.2021
Высшее сражение нашего Господа
Слово протоиерея Александра Шаргунова в Великую Пятницу
30.04.2021
Прочувствовать благодатную горечь страстей Христовых
Слово перед Плащаницей в Великий Пяток
30.04.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
А я Собянина понимаю…
Новый комментарий от Анатолий Степанов
19.06.2021 20:50
Церковь готовится признать «екатеринбургские останки»?
Новый комментарий от Наталья Сидорина
19.06.2021 19:58
Нас от таких фильмов тошнит!
Новый комментарий от Георгий Н.
19.06.2021 18:11
Национализм – это зло или благо?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.06.2021 17:26
Вакцинация: Президента России можно игнорировать?
Новый комментарий от печеклад
19.06.2021 10:31
Грядёт второй Амман?
Новый комментарий от влдмр
19.06.2021 09:20