В Издательстве Саратовской епархии вышел новый диск: «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова исполняет Сводный хор храмов Саратова под управлением Светланы Хахалиной. «Запись такого диска - мечта любого регента!» - признается Светлана Владимировна. Мы попросили ее рассказать о том, как шла работа над этим сложнейшим музыкальным произведением и как проходила сама запись.
Год назад поздними майскими вечерами в Покровском храме Саратова собирались музыканты пяти церковных саратовских хоров: Архиерейского мужского хора Духосошественского кафедрального собора, Свято-Троицкого собора, храма в честь Казанской иконы Божией Матери, храма во имя преподобного Серафима Саровского и самого Покровского храма. В течение часа звукорежиссер расставлял микрофоны и настраивал аппаратуру, хористы распевались. Ровно в полночь начиналась запись.
- Диск записывали десять дней,- рассказывает регент Светлана Хахалина.- Собирались к одиннадцати, заканчивали в пять часов утра, после чего кому-то надо было ехать на службу в свой храм, кому-то - на экзамены в консерваторию (как раз шла сессия).
Порой количество записанных дублей доходило до двух десятков: то уборочная машина-пылесос по улице Горького проедет, то под утро начнется предрассветная перекличка собак из окрестных улочек. А однажды во время записи погас свет. Музыканты надеялись, что электричество в скором времени подключат, но, прождав напрасно два долгих часа, хор вынужден был разойтись. Петь, конечно, можно и при свечах, а вот записывать - не получится.
«Всенощное бдение» Рахманинова - произведение сложнейшее. Если в обычном партесном пении, как правило, используется три-четыре голоса, то здесь хоровая партитура рассчитана на 12 голосов. Для того чтобы решиться исполнить его, хоровой коллектив должен иметь очень высокий уровень профессионализма и зрелости: композитор писал «Всенощную» для Московского Синодального хора, который считался одним из лучших хоров в Европе. В 60-е годы в Советском Союзе именно «Всенощное бдение» Рахманинова стало первым произведением духовной музыки, записанным на грампластинку; для этой записи Государственный академический русский хор под управлением А.В. Свешникова разучивал произведение в течение долгих месяцев.
- И мне, и хористам поначалу казалось, что для нас это совершенно неисполнимая, нереальная задача,- вспоминает начало работы над произведением Светлана Хахалина.- Огромное значение поэтому имело доверие, которое оказал нам Епископ Саратовский и Вольский Лонгин, благословив нас на эту работу, а также поддержка Владыки, которую мы чувствовали постоянно. Мы делали все, чтобы оправдать возложенные на нас надежды. Работать было очень сложно - но в то же время и необыкновенно интересно. Было вдохновение - и оно передавалось каждому, кто принимал участие в этой работе.
С благодарностью Светлана Владимировна перечисляет имена регентов хоров храмов, которые разучивали хоровые партии на начальном этапе,- Александр Занорин, Михаил Толчин, Галина Баширова, Виктория Блохина. В период сводных репетиций помощником регента стал Александр Германович Занорин. Сложнейшие организационные задачи приходилось решать администратору хора протодиакону Олегу Дроздову: попробуйте в течение полугода собирать в одно время в одном месте почти сотню исполнителей пяти церковных храмов, которые к тому же еще являются музыкантами других хоров, студентами консерватории, педагогами музыкальных школ и т.п.
- Репетиции начались после Рождественских праздников, а уже 20 марта наш сводный хор исполнил «Всенощное бдение» за богослужением, которое в Покровском храме совершил Епископ Саратовский и Вольский Лонгин,- вспоминает Светлана Владимировна.- Концертное исполнение в Большом зале Саратовской государственной консерватории состоялось 9 июня.
Все это время для регента работа над произведением не завершалась даже после окончания репетиций. Светлана прослушивала различные трактовки исполнения «Всенощной» хорами под управлением Свешникова, Полянского, Тевлина - сравнивала, анализировала.
- По глубине исполнения, следованию именно церковной, а не концертной традиции эталоном, безусловно, является запись хора Свешникова,- рассказывает регент.- И наше исполнение мы старались сделать максимально «храмовым» - а это значит, что в выборе темпа, нюансировки регент должен руководствоваться не полетом собственной творческой мысли, а логикой внутренней драматургии богослужения. И еще я старалась точно следовать указаниям автора, которые в партитуре даны очень подробно.
Надо отметить, что для самой Светланы Владимировны это уже второе знакомство с произведением Рахманинова - первое состоялось почти двадцать лет назад, в начале девяностых годов прошлого века: в составе Театра хоровой музыки Людмилы Лицовой она исполняла «Всенощное бдение». Тогда, образно говоря, ее голос должен был стать одной из безупречных «нитей» богатейшей рахманиновской музыкальной ткани; сейчас же ей самой предстояло выбирать, какой краске и когда появиться на этом роскошном полотне.
- Где бы я ни была - дома, на улице,- «Всенощное бдение» было со мной двадцать четыре часа в сутки,- вспоминает Светлана,- я жила только этой музыкой. Но мало «услышать» ее внутри - надо было еще убедить хористов исполнить ее именно так. Поэтому я очень благодарна всем музыкантам сводного хора за то, что они доверились мне как регенту, «пошли» за мной и моей трактовкой.
Диск «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова регент Светлана Хахалина называет своей сбывшейся мечтой. Думается, можно сказать шире - это подарок всем ценителям и почитателям саратовской церковно-певческой школы: замечательное исполнение сложнейшего «статусного» произведения стало подтверждением высокого уровня ее духовной зрелости и профессионализма.
«Всенощное бдение» Сергея Рахманинова. Сводный хор храмов города Саратова под управлением Светланы Хахалиной. Солисты: Александр Соколов, Наталья Карамышева. Издательство Саратовской епархии. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.
В аннотации к диску - емкая и вдохновенная статья доктора искусствоведения Марины Рахмановой. На обложке диска икона преподобного Иоанна Дамаскина, написанная в подарок директору Синодального хора Степану Васильевичу Смоленскому - именно его памяти С.В. Рахманинов посвятил свое «Всенощное бдение».
Фото Макара Тагаева
Опубликовано на сайте Православие и соверменность
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=57177&Itemid=4