Религия или светская этика?

Выбор предстоит сделать тверским школам и родителям учащихся

Новости Москвы  Основы православной культуры 
0
344
Время на чтение 12 минут

с 1 апреля 2010 года в школах Тверской области вводится (пока в качестве эксперимента) новый предмет: «основы религиозных культур и светской этики». Срок уже близится, а вопросов по преподаванию нового предмета остается еще множество. И у учителей, и у родителей.
Основы религиозной культуры в школьную программу пытаются вводить уже лет двадцать. И все эти годы не прекращается спор о правомерности их введения. За это время написаны учебники, подготовлены учителя, выучены десятки тысяч детей. И, однако, до лета 2009 года государство так и не давало решающего ответа: «быть или не быть» курсам религиозной культуры в школе. А значит, все успешные и неуспешные опыты в этом направлении оставались частной школьной или, в лучшем случае, региональной инициативой, лишь милостиво одобренной свыше.

Между прочим, Тверская область в этом отношении занимает твердую середину российского «рейтинга». И у нас первые опыты с преподаванием основ религиозной культуры в средних школах проводились в начале 1990-х. В 1997 году была открыта кафедра теологии при ТвГУ, целью существования которой является как раз подготовка преподавателей основ православной культуры (ОПК). Кроме того, с начала 2000-х годов периодически проводились курсы при институте усовершенствования учителей. Делалось все это благодаря частным инициативам руководства университета и института, преподавателей и отдельных священников. С 2007 года в большей части школ области ведутся основы православной культуры (факультативно), и никто их преподавание доселе не отменял.

«Гром грянул» на Казанскую – 21 июля 2009 года. Президент встретился с лидерами крупнейших конфессий России и объявил о решении начать введение «духовно-нравственной культуры» в школах с 2010 года – в экспериментальном порядке в 19 регионах. Среди них опять оказалась Тверская область.

Православные, особенно педагоги, настороженно притихли. Что же, впустую на местном и российском уровне вкладывали в ОПК миллионы, писали книги и готовили учителей? Почему, наконец, эксперимент у нас, а не в многоконфессиональной Москве (где ОПК в школах не было)? Кому поручат вести новый предмет? Ответов не было.

Больше полугода президентский проект готовился к реализации, успев за это время сменить название: из «духовно-нравственной культуры» превратиться в «основы религиозных культур и светской этики». И Патриарх Кирилл, и записные ораторы в Московской патриархии неустанно подчеркивали, что введение нового предмета – это большая победа православных, хотя и большая ответственность, своего рода карт-бланш. От хода эксперимента будет зависеть дальнейшая поддержка правительством преподавания религиозной культуры в школах.

На самом деле, несмотря на некоторую кажущуюся неожиданность президентского решения, неожиданным оно не было. Преподавание ОПК в прежнем виде, как ни печально, было обречено. Реформа школьного образования должна к 2012 году упразднить «региональный компонент» в школьной сетке часов, в рамках которого ведется не только этот, но и многие другие предметы эстетического и краеведческого направлений.

Предмет «основы религиозных культур и светской этики» будет вестись две учебные четверти: четвертую в четвертом классе и первую в пятом. В курсе 34 учебных часа по шести модулям: православному, мусульманскому, буддийскому, иудаистскому, некоему общему («основы мировых религиозных культур») и «светской этике». Родители выберут один модуль, какой посчитают нужным для своего чада, а чадо уже обязано будет все уроки посетить, факультативности не предусмотрено. Закончится курс перед 4 ноября, и последний урок будет посвящен доказательству идеи, что все религии (или их отсутствие), в сущности, едины в уважении к правам человека и нежной любви к Российскому государству, где всем хорошо. Все модули имеют сходное поурочное планирование, так что вести любой из них сможет один и тот же педагог. Оценок ставить не будут. Подчеркнем: решать, какой модуль выбрать, должны родители, а не школа. Выбирать можно до конца марта (до каникул). И если в классе обнаружатся, например, четыре группы по интересам (в смысле, модулям), то школа обязана будет выделить восемь (!) часов в неделю в основной сетке часов. Господа педагоги (и особенно завучи), лишь вы сполна можете оценить всю пикантность ситуации! За счет чего будут выкраиваться эти часы?

Надо сказать, что получить хоть какую-то информацию о новом предмете в Твери – в епархии ли, в департаменте ли образования – оказалось решительно невозможно. Зато в Москве нам предоставили всю информацию о ходе эксперимента – и без всяких проволочек.

Самый большой сюрприз в подготовке эксперимента заключается в том, что участия православной церкви, а равно и любых других конфессий, в нем практически нет. В отделе религиозного образования и катехизации Московской патриархии, куда мы обратились за справками, одно высокопоставленное лицо объяснило примерно так: «Эксперимент – проект государства; мы, конечно, оказываем возможную поддержку, но она особенно не требуется».

В Российской академии повышения квалификации работников образования, на которую возложена основная обязанность подготовки преподавателей и пособий к новому предмету, техника обучения выбрана следующая. Подсчитано, что на 19 регионов требуется около 25 тысяч учителей. Всех в Москве за два месяца обучить невозможно. Решено было провести курсы «тьюторов» (или «тренеров») – «учителей учителей»: проучить их примерно неделю, снабдить пособиями и методиками, отпустить в регионы. «Тьюторов» будет тысячи полторы. А они, в свою очередь, должны рассказать «всю правду» еще 10–15–20 конкретным учителям. От нашей области поехало около 120 человек. К «тьюторам» предъявили (в заявках на них) требования: обучаемость (поэтому возраст не преклонный), опыт преподавательской работы и… толерантность. Это последнее вызвало бурю негодования и волну самых нелепых слухов. Правда же в том, что уважение к религии (и к православию, в частности!) – обязательное условие и для «тренеров», и для обычных учителей.

Курсы проходят и сейчас. На них читают лекции представители всех основных российских конфессий. От православной церкви основную просветительскую работу поручили известному протодиакону Андрею Кураеву. Объективно, это лучший, если не единственный церковный лектор в наше время. Кураев, кроме того, начавшимся Великим постом отправился в очередное миссионерское турне по регионам России, участвующим в эксперименте. Тверь заявлена в графике турне сегодня, 19 февраля. Начало лекции в 10.00 в Епархиальной общеобразовательной средней школе.

Программы по всем модулям, выложенные в Интернете в конце декабря – начале января, действительности уже не соответствуют – они сильно исправлены. Первоначально модули сильно разнились по сложности: очень сложный – сравнительный (основы всех религиозных культур в одном курсе!) и откровенно примитивный – светский. Этот последний представлял собой наполовину правила этикета за столом, а наполовину – выхолощенное «патриотическое воспитание». Теперь, говорят, его усилили. Но что такое «светская этика» в приложении к четвертому классу школы, ни один серьезный ученый ответа дать не смог. Пособия и учебники к нему появятся, конечно, но, похоже, уже прямо к 1 апреля. Посмеемся…

Статистика выбора школами России модулей отличается. Кавказ, как и ожидалось, меньше всего обратил внимание на «светскую этику»: при перевесе мусульманского модуля и процент православного тоже оказался большим – свыше 30 процентов (кроме Чечни, разумеется). Сибирь выбрала «светскую этику» (везде свыше 50 процентов, а православный модуль – меньше 20 процентов), в Калмыкии очень большой процент взял буддийский модуль. Что характерно – в национальных регионах с русским меньшинством это меньшинство выбирает православный модуль, а не светский. Получается, что православный модуль на окраинах и на Кавказе выбрало большее число русских, чем в Центральной России.

А у нас получился разнобой, и это – самая засекреченная информация, с которой никак не удается ознакомиться. Однако кое-что удалось узнать и по нашему региону, правда, не из официальных источников (официальные пока категорически отказываются говорить на эту тему с журналистами).

Читателям вряд ли будет удивительно узнать, что тверские школы в той предварительной степени, в которой они уже выбрали модули, предпочли в большинстве именно «светскую этику». Нет, выбрали и православный модуль (около четверти участников эксперимента), и мусульманский (кстати, немного – меньше, чем у нас в области доля мусульман). Иудаистский и буддийский модули выбрать у нас, как говорят, уже нельзя – их по причине исчезающе малого процента или еще по каким причинам в последний момент сняли. Желающие их изучать могут выбрать сравнительный модуль.

Из бесед с тверскими учителями (они, понятно, просили не называть, из каких школ) мы выяснили, что выбор, как обычно, состоялся в кабинетах директоров – против правил, но в соответствии с пониманием реальной ситуации. Родители, повторим, имеют полное право решение школы опротестовать.

Если честно, и не знаешь, что сказать по этому поводу. Зная фантастическую дремучесть нашей системы образования и физическую невозможность обычного школьного учителя сказать о любой религиозной культуре некую фразу, не ошибившись по существу, задумаешься: может, лучше пусть пока светскую этику попреподают? А там, когда освоятся, если эксперимент, даст Бог, продлится, уже смогут, методом самообразования, узнать какие-то базовые вещи и о религиозных культурах. Тогда им самим будет интересно вести что-то еще, кроме пересказа Маяковского про крошку сына и очень светского папу.

http://www.tveroblpress.ru/tverskie_vedomosti/174/3703.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Сергеевич Иванов
Религия или светская этика?
Выбор предстоит сделать тверским школам и родителям учащихся
22.02.2010
С чего начинается Родина?
Выступление на Круглом столе "С чего начинается Родина?", состоявшемся в г. Твери 26 апреля 2007 года
04.05.2007
Все статьи Павел Сергеевич Иванов
Новости Москвы
Все статьи темы
Основы православной культуры
Чревоугодие. Что это такое? Если у человека есть
любимое блюдо — это чревоугодие?
18.11.2024
Душевная вечеря. Христос в искусстве.
Клайв Льюис. «Письма Баламута»
17.10.2024
Нацвопрос и либералы
Выступление на круглом столе «Межконфессиональное и межнациональное согласие»
01.10.2024
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Предмет «Семьеведенье» – попытка рассказать о правильных вещах, не говоря о главном
10.09.2024
Война с сатанизмом. Цензура в кино. Кому верит
молодежь? «Русский ковчег»
31.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«"Орешник" есть традиционная русская ценность»
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.11.2024 12:25
Митрополит Иларион: Единая Русская Церковь - это великая духовная сила
Новый комментарий от Александр Волков
25.11.2024 12:01
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.11.2024 12:00
Настал момент спросить: «Кто русский?»
Новый комментарий от Игорь Ал
25.11.2024 11:00
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Туляк
25.11.2024 10:21