с 1 апреля 2010 года в школах Тверской области вводится (пока в качестве эксперимента) новый предмет: «основы религиозных культур и светской этики». Срок уже близится, а вопросов по преподаванию нового предмета остается еще множество. И у учителей, и у родителей.
Основы религиозной культуры в школьную программу пытаются вводить уже лет двадцать. И все эти годы не прекращается спор о правомерности их введения. За это время написаны учебники, подготовлены учителя, выучены десятки тысяч детей. И, однако, до лета 2009 года государство так и не давало решающего ответа: «быть или не быть» курсам религиозной культуры в школе. А значит, все успешные и неуспешные опыты в этом направлении оставались частной школьной или, в лучшем случае, региональной инициативой, лишь милостиво одобренной свыше.
Между прочим, Тверская область в этом отношении занимает твердую середину российского «рейтинга». И у нас первые опыты с преподаванием основ религиозной культуры в средних школах проводились в начале 1990-х. В 1997 году была открыта кафедра теологии при ТвГУ, целью существования которой является как раз подготовка преподавателей основ православной культуры (ОПК). Кроме того, с начала 2000-х годов периодически проводились курсы при институте усовершенствования учителей. Делалось все это благодаря частным инициативам руководства университета и института, преподавателей и отдельных священников. С 2007 года в большей части школ области ведутся основы православной культуры (факультативно), и никто их преподавание доселе не отменял.
«Гром грянул» на Казанскую – 21 июля 2009 года. Президент встретился с лидерами крупнейших конфессий России и объявил о решении начать введение «духовно-нравственной культуры» в школах с 2010 года – в экспериментальном порядке в 19 регионах. Среди них опять оказалась Тверская область.
Православные, особенно педагоги, настороженно притихли. Что же, впустую на местном и российском уровне вкладывали в ОПК миллионы, писали книги и готовили учителей? Почему, наконец, эксперимент у нас, а не в многоконфессиональной Москве (где ОПК в школах не было)? Кому поручат вести новый предмет? Ответов не было.
Больше полугода президентский проект готовился к реализации, успев за это время сменить название: из «духовно-нравственной культуры» превратиться в «основы религиозных культур и светской этики». И Патриарх Кирилл, и записные ораторы в Московской патриархии неустанно подчеркивали, что введение нового предмета – это большая победа православных, хотя и большая ответственность, своего рода карт-бланш. От хода эксперимента будет зависеть дальнейшая поддержка правительством преподавания религиозной культуры в школах.
На самом деле, несмотря на некоторую кажущуюся неожиданность президентского решения, неожиданным оно не было. Преподавание ОПК в прежнем виде, как ни печально, было обречено. Реформа школьного образования должна к 2012 году упразднить «региональный компонент» в школьной сетке часов, в рамках которого ведется не только этот, но и многие другие предметы эстетического и краеведческого направлений.
Предмет «основы религиозных культур и светской этики» будет вестись две учебные четверти: четвертую в четвертом классе и первую в пятом. В курсе 34 учебных часа по шести модулям: православному, мусульманскому, буддийскому, иудаистскому, некоему общему («основы мировых религиозных культур») и «светской этике». Родители выберут один модуль, какой посчитают нужным для своего чада, а чадо уже обязано будет все уроки посетить, факультативности не предусмотрено. Закончится курс перед 4 ноября, и последний урок будет посвящен доказательству идеи, что все религии (или их отсутствие), в сущности, едины в уважении к правам человека и нежной любви к Российскому государству, где всем хорошо. Все модули имеют сходное поурочное планирование, так что вести любой из них сможет один и тот же педагог. Оценок ставить не будут. Подчеркнем: решать, какой модуль выбрать, должны родители, а не школа. Выбирать можно до конца марта (до каникул). И если в классе обнаружатся, например, четыре группы по интересам (в смысле, модулям), то школа обязана будет выделить восемь (!) часов в неделю в основной сетке часов. Господа педагоги (и особенно завучи), лишь вы сполна можете оценить всю пикантность ситуации! За счет чего будут выкраиваться эти часы?
Надо сказать, что получить хоть какую-то информацию о новом предмете в Твери – в епархии ли, в департаменте ли образования – оказалось решительно невозможно. Зато в Москве нам предоставили всю информацию о ходе эксперимента – и без всяких проволочек.
Самый большой сюрприз в подготовке эксперимента заключается в том, что участия православной церкви, а равно и любых других конфессий, в нем практически нет. В отделе религиозного образования и катехизации Московской патриархии, куда мы обратились за справками, одно высокопоставленное лицо объяснило примерно так: «Эксперимент – проект государства; мы, конечно, оказываем возможную поддержку, но она особенно не требуется».
В Российской академии повышения квалификации работников образования, на которую возложена основная обязанность подготовки преподавателей и пособий к новому предмету, техника обучения выбрана следующая. Подсчитано, что на 19 регионов требуется около 25 тысяч учителей. Всех в Москве за два месяца обучить невозможно. Решено было провести курсы «тьюторов» (или «тренеров») – «учителей учителей»: проучить их примерно неделю, снабдить пособиями и методиками, отпустить в регионы. «Тьюторов» будет тысячи полторы. А они, в свою очередь, должны рассказать «всю правду» еще 10–15–20 конкретным учителям. От нашей области поехало около 120 человек. К «тьюторам» предъявили (в заявках на них) требования: обучаемость (поэтому возраст не преклонный), опыт преподавательской работы и… толерантность. Это последнее вызвало бурю негодования и волну самых нелепых слухов. Правда же в том, что уважение к религии (и к православию, в частности!) – обязательное условие и для «тренеров», и для обычных учителей.
Курсы проходят и сейчас. На них читают лекции представители всех основных российских конфессий. От православной церкви основную просветительскую работу поручили известному протодиакону Андрею Кураеву. Объективно, это лучший, если не единственный церковный лектор в наше время. Кураев, кроме того, начавшимся Великим постом отправился в очередное миссионерское турне по регионам России, участвующим в эксперименте. Тверь заявлена в графике турне сегодня, 19 февраля. Начало лекции в 10.00 в Епархиальной общеобразовательной средней школе.
Программы по всем модулям, выложенные в Интернете в конце декабря – начале января, действительности уже не соответствуют – они сильно исправлены. Первоначально модули сильно разнились по сложности: очень сложный – сравнительный (основы всех религиозных культур в одном курсе!) и откровенно примитивный – светский. Этот последний представлял собой наполовину правила этикета за столом, а наполовину – выхолощенное «патриотическое воспитание». Теперь, говорят, его усилили. Но что такое «светская этика» в приложении к четвертому классу школы, ни один серьезный ученый ответа дать не смог. Пособия и учебники к нему появятся, конечно, но, похоже, уже прямо к 1 апреля. Посмеемся…
Статистика выбора школами России модулей отличается. Кавказ, как и ожидалось, меньше всего обратил внимание на «светскую этику»: при перевесе мусульманского модуля и процент православного тоже оказался большим – свыше 30 процентов (кроме Чечни, разумеется). Сибирь выбрала «светскую этику» (везде свыше 50 процентов, а православный модуль – меньше 20 процентов), в Калмыкии очень большой процент взял буддийский модуль. Что характерно – в национальных регионах с русским меньшинством это меньшинство выбирает православный модуль, а не светский. Получается, что православный модуль на окраинах и на Кавказе выбрало большее число русских, чем в Центральной России.
А у нас получился разнобой, и это – самая засекреченная информация, с которой никак не удается ознакомиться. Однако кое-что удалось узнать и по нашему региону, правда, не из официальных источников (официальные пока категорически отказываются говорить на эту тему с журналистами).
Читателям вряд ли будет удивительно узнать, что тверские школы в той предварительной степени, в которой они уже выбрали модули, предпочли в большинстве именно «светскую этику». Нет, выбрали и православный модуль (около четверти участников эксперимента), и мусульманский (кстати, немного – меньше, чем у нас в области доля мусульман). Иудаистский и буддийский модули выбрать у нас, как говорят, уже нельзя – их по причине исчезающе малого процента или еще по каким причинам в последний момент сняли. Желающие их изучать могут выбрать сравнительный модуль.
Из бесед с тверскими учителями (они, понятно, просили не называть, из каких школ) мы выяснили, что выбор, как обычно, состоялся в кабинетах директоров – против правил, но в соответствии с пониманием реальной ситуации. Родители, повторим, имеют полное право решение школы опротестовать.
Если честно, и не знаешь, что сказать по этому поводу. Зная фантастическую дремучесть нашей системы образования и физическую невозможность обычного школьного учителя сказать о любой религиозной культуре некую фразу, не ошибившись по существу, задумаешься: может, лучше пусть пока светскую этику попреподают? А там, когда освоятся, если эксперимент, даст Бог, продлится, уже смогут, методом самообразования, узнать какие-то базовые вещи и о религиозных культурах. Тогда им самим будет интересно вести что-то еще, кроме пересказа Маяковского про крошку сына и очень светского папу.
http://www.tveroblpress.ru/tverskie_vedomosti/174/3703.html