В Советском Союзе, как известно, существовал довольно жесткий запрет на свободную дискуссию об очень многих вещах: революции, гражданской и Отечественной войнах, положении Церкви, жизни на Западе и т.д. В результате с гибелью советского строя мы оказались абсолютно не готовы не то, что жить, но и сказать нечто внятное о том мире, в котором внезапно очутились. Этот мир не походил на привычный мир советского человека, но это не был и карикатурно известный мир капитализма начала XX века. Новый мировой порядок был едва ли понятен "архитекторам перестройки", и лишним подтверждением этого служит то, что процесс его принятия Россией очень скоро стал практически неуправляемым. Наша страна "въехала" в новый мир ценой таких потерь, которые сопоставимы с потерями в мировых войнах. Теперь мы "сидим" в этом новом мире довольно прочно, возврата к прошлому не предвидится, и неплохо хотя бы понять, что это за мир, в котором мы - практически вне нашей воли - оказались.
Как известно, знаком господства Адама над землей стало описанное в первых главах книги Бытия наименование им всей твари, которую Господь привел к нему. Наименованием Адам приобретал возможность власти, понимающейся в Библии как знание истинного имени, равного сущности чего-либо. Неназванное обладает властью над тобой, ибо ты не знаешь об этой власти. И наоборот, то, чему дано имя, хотя бы оно крайне неприятно, уже как-то введено в человеческий мир, отделено от нашей личности, от нашей свободы, и мы уже решаем, что делать: избегать, бороться, любить, или уж погибнуть, но - достойно человека.
В отличие от нас западная культурология и философия давно, уже около семидесяти лет, говорит о том состоянии, в которое попало европейское человечество в результате невиданной доселе трансформации культуры. И нельзя сказать, что это "говорение о..." - бесполезно. Не такая уж сложная оказывается эта массовая культура, или культура общества потребления, или информационное общество - как угодно именуйте его - не так уж много тут скрытых пружин. Эта культура не сложнее устроена, чем - используем медицинское сравнение - возбудитель насморка. Это вирус, к которому несложно сформировать антитела, просто диагностируется и лечится, если не запускать заболевание. Однако он крайне изменчив, очень легко передается при контакте. А главное - и насморк, как болезнь человека, и общество потребления, как болезнь человечества, почти никем не воспринимается. Больше того, в глазах очень многих - это общество, обещающее только удовольствия от жизни в нем. Но это - цитируя одно западное исследование на эту тему - "удовольствие со смертельным исходом". Об исходе не принято говорить. То есть говорить можно, не принято по этому поводу бить тревогу.
европоцентричный
А между тем, цивилизация, в которой мы оказались, причем оказались "непривитыми" после распада СССР - это именно болезнь человеческой культуры, следствие, социологи и философы единодушны в этом выводе, довольно случайной и трудно объяснимой мутации европейской цивилизации. Можно назвать и место, и время этой мутации: США, 1930-е гг. Оттуда этот вирус перешел в Европу, как нельзя некстати нуждавшуюся в американской помощи после Второй Мировой войны, и расцвел пышным цветом в 1960-х гг., ознаменовав крах европоцентрического мира и конец господства "великого белого человека". Этот вирус поразил Францию, затем Германию и другие страны Европы, последними из которых стала Великобритания (1970-е) и страны Скандинавии, попал и в "социалистический лагерь", но до времени здесь "дремал", чтобы активизироваться с новой силой уже в конце 1980-х.
Всем известно, что означает это общество потребления на практике. Тех, кто желает узнать подробнее, могу отослать к специальным работам на эту тему, наиболее популярными из которых являются труды Х. Ортеги-и-Гассета, Ф. Фукуямы или большой плеяды французских философов от М. Фуко до Ж. Деррида. На эту же тему пишут психологи и социологи, историки, этнографы, лингвисты и пр. Потому что не видеть, что произошло, может только слепой: на место "белого бога", разгоняющего тьмы туземцев одним своим видом и внушающего страх даже без оружия, пришел изнеженный "потребитель", вооруженный самым современным вооружением, но могущий справиться с кучкой партизан. И это произошло на глазах одного поколения.
Заглянем чуть глубже в механизмы, движущие эту цивилизацию. Как кажется на первый взгляд, ее основой являются деньги, выступающие эквивалентом уже не товаров, а чего-то большего - независимости, свободы слова и передвижения, всевозможных благ. "Кто платит, тот заказывает музыку". Но так ли? Не деньги, а информация правит нынешним миром. От нее зависят курсы валют, стоимость вещей и услуг. Потная майка футболиста может стоить дороже произведения искусства и чья-то, простите, попа может быть застрахована на сумму, большую, чем жизнь сотен, если не тысяч людей. Информация почти не подчиняется деньгам. Можно сказать, что она подчиняется каким-то непонятным структурам, стоящим у контроля мировыми сырьевыми ресурсами. (Отметим паразитический характер этой цивилизации, не могущей жить без сырья из "третьих стран"). Но всем прекрасно известно, что ресурсы мира исчерпаемы, и те, кто теперь владеет ими, так же зависимы от структуры, требующей эти ресурсы выкачивать. Мы все, независимо от нашего положения в обществе, заложники искусственного мира, как кажется, нами и созданного.
Человек оказался в рабстве очень специфического свойства: из него нельзя выкупиться. Увеличение денег, означающее увеличение благ, которые может потребить человек, отнюдь не делает его менее зависимым от посторонних обстоятельств. Просто эти обстоятельства становятся другого рода. То, что человечество оказалось в рабстве, доказывается очень простым фактом: обретая досуг, мы не обретаем автоматически свободу.
Да, люди традиционной культуры жили в мире, над которым дамокловым мечом висели эпидемии, голод, нашествия врагов. От этого значительное большинство современных людей в цивилизованном мире избавлено. Но странно: наши предки поступали в экстремальных ситуациях, руководствуясь своими представлениями о достоинстве человека, в общем, далеко не всегда выбирая путь нравственного падения, а последнее всегда вызывало общественное осуждение.
Наши поступки, хотя нас никто не морит голодом, не принуждает насильно, все более объясняемы отнюдь не общественными законами или - какое уж там - евангельским учением, а скорее животными инстинктами, подавленными сексуальными комплексами, полузабытыми детским неврозами, и т.д. Правда, прямого скотства у нас в России пока что не наблюдается, но общая тенденция повышения "градуса" тупости и разврата в СМИ заметна уже очень отчетливо. Во всем этом очень мало подлинно человеческого. В мире до странности сильно охладела любовь - единственное истинное проявление подлинной свободы. Общаться-то становиться не о чем, разве только о потреблении, а без этого огромное множество людей скучает друг с другом. Люди сами отказываются быть друг с другом, предпочитая быть "винтиком" на рутинной и скучной работе или активно "развивая формы досуга". Радостная свобода отказаться от навязываемого извне греха почти не знакома молодому поколению. Эту свободу нельзя купить, и потому она игнорируется в обществе потребления как ценность. Вместо этого так называемый "досуг" предлагается заполнить: потреблением бессмысленной информации (телевизор, компьютер), потреблением пищи, потреблением товаров, потреблением развлечений, наконец, потреблением соседнего тела, а для особо непонятливых и требовательных - потребление религиозных практик, безразлично каких.
Если вам противно заниматься чем-либо из вышеперечисленного, либо же всем вместе, вы можете покончить жизнь самоубийством, для чего существует немало разрешенных или полуразрешенных в обществе способов - это, например, алкоголь или наркотики. Вероятнее всего, идеальный потребитель - это человек, находящийся в стадии такого медленного самоубийства, оторваться от которого он уже не может. Массовое пьянство в России - едва ли не есть неосознанный бунт против общества потребления, но бунт бессмысленный и не приводящий ни к каким результатам кроме самоуничтожения.
Нет оснований полагать, что жажда прибыли, получаемой от продажи алкоголя или наркотиков, окажется слабее желания прекратить тотальную алкоголизацию общества. В этой структуре массовые СМИ настолько же враг всего здорового, что остается в обществе, насколько и жертва страшной системы, в которой они являются лишь передаточным механизмом.
Таков анамнез общества, в котором мы живем. Попытаемся дать диагноз.
Великий немецкий философ Мартин Хайдеггер, прекрасно видевший и остро чувствовавший происходящее еще в 1930-1950-х гг., назвал это состояние "нигилизмом", в подлинном, а не тургеневском значении этого слова: "забвением" человеком своего бытия. Скажем так, произошло то, что сравнимо с поведением аквалангиста, заявившего под водой, что он стал рыбой и поэтому дышать через акваланг больше не будет. Это забвение или, говоря жестче, предательство, означает отказ человека быть человеком. Очевидно, что случившееся - своего рода коллективное сумасшествие: сумасшедший не понимает, что он натворил.
Задумаемся, не совершается ли то же самое с каждым из нас. Не задумываясь о мире, человеке и цели его жизни, никак не думая о состоянии культуры, в которой мы живем, мы совершаем предание себя в рабство чему-то, о чем не имеем никакого представления. Особенно это касается молодого поколения, не приученного думать, никогда не жившего в обществе, отличающемся от нынешнего, получающего "востребованное" прагматическое образование, а отнюдь не гуманитарное.
В этой катастрофе остались лишь отдельные островки традиционной культуры, ежечасно размываемые и уничтожаемые общим потоком. Несмотря на некоторые усилия сохранить их, участь их незавидна.
В России масштаб случившегося не очень виден по причине молодости поколения, родившегося в обществе потребления, а также потому, что нас не очень-то в западный потребительский рай и зовут. Миру нужны наши ресурсы, а не сами русские. То есть русские сгинут завтра, а все остальные - послезавтра. Кто не хочет завтра - эмигрируйте.
Для нас с вами, кому небезразлично происходящее, если мы хотим сохранить очевидную для нас ценность, которую нежно называем Россия, необходимо осознать и научить осознавать других болезнь, случившуюся в нашем обществе. Борьба за Родину, которую мы ведем, и которая нам предстоит еще, лежит в плоскости врачевания каждого отдельного человека. Для того чтобы научить его любить Россию, необходимо, как это ни пафосно звучит, научить его вспомнить о призвании человека. В русской истории несть числа примерам, когда "вспомянув души своя" наши предки спасали Россию. Но мы не помним и не хотим помнить историю. В этом беда современного патриотического воспитания: оно "буксует" на слишком бедном уровне образованности молодого поколения. Мы рискуем, например, напрочь потерять праздник 9 Мая после смерти последних ветеранов, поскольку живого опыта общения даже с очевидцами - не говоря уж об участниках войны - молодежь не имеет. Без любви к конкретной бабушке и конкретному дедушке, у которых на груди ордена и медали, никакой рассказ о Великой Отечественной войне не будет интереснее рассказа о войне американцев во Вьетнаме, особенно "с участием" Шварценеггера или Сталлоне.
Вывод, наверное, напрашивается сам собой. У нас только один способ "достучаться" до закрытого на глухой замок сердца несчастного современного потребителя: любить ближнего как самого себя. Звучит банально, но это единственное решение. Любовь к Родине загорается, когда тебя на этой Родине хоть кто-нибудь любит. А всем нам дает силы любить Господь и Бог наш Иисус Христос в Духе Святом.
Прививка от нигилизма современной культуры закладывается в воспитании любящего сердца. Можно говорить ребенку все, что мы знаем, приводить примеры самые хорошие и поучительные, если изначально научим его любить. Мы должны быть интересны для него, наш мир должен быть богаче и человечнее мира общества потребления. Если это у нас получиться, с Божьей помощью мы еще поборемся за нашу страну и наш народ.
Павел Сергеевич Иванов, член Тверского союза православных мирян, зав. отделом газеты "Тверские ведомости", кандидат философских наук
Заявление участников Круглого стола "С чего начинается Родина" (невоенный патриотизм). Тверь, 26 апреля 2007 г.
Мы, участники круглого стола, представители администрации Тверской области и г. Твери, общественных организаций, Тверской епархии, Тверского государственного университета, Тверского областного института усовершенствования учителей, заявляем.
Мы обеспокоены сложившейся в нашем обществе тенденцией распада традиционных ценностей, на которых веками держались русское государство и русская культура, низким уровнем гуманитарного образования и воспитания подрастающего поколения. И, как следствие этого, практической неизвестностью среди молодежи традиционной русской культуры и православной веры, массовым пьянством и курением среди юношей и девушек, слепым копированием образцов западной масс-культуры, практическим отсутствием национальных патриотических программ в отечественных СМИ. Это приводит к размыванию в сознании людей национальной идентичности, открывает широкую дорогу для подмены истинного русского национализма, всегда терпимого к людям другой культуры и другой веры и открытого к диалогу со всеми, национализмом ложным, ведущим к насилию, нетерпимости, межнациональной вражде.
Мы заинтересованы в укреплении патриотического воспитания молодого поколения, и полностью поддерживаем усилия Президента и правительства России по повышению роли патриотического воспитания в системе среднего и высшего образования.
Вместе с тем, мы отмечаем, что традиционные формы патриотического воспитания молодежи, практиковавшиеся в Советском Союзе, в значительной мере утратили свою привлекательность и эффективность в современном обществе. Те способы формирования ценностей в молодом человеке, которые были эффективны в мире, где не были разрушены традиционные ценности семьи, школы, армии, оказываются не работающими в современной России, в которой традиционные нравственные начала в значительной степени разрушены.
Собравшись на Круглый стол, мы выработали ряд предложений по корректировке существующих программ патриотического воспитания, а также ряд предложений по областным целевым программам и инициативам областной власти. Мы считаем необходимым в развитие идей, высказанных на Круглом столе, проведение осенью этого года педагогической конференции "Духовно-нравственные основы патриотизма и современный мир" и проведение подобных педагогических форумов в дальнейшем.
Мы считаем необходимым для координации работы по патриотическому и традиционному воспитанию создание в Твери Русского Национально-Культурного Центра.
Мы считаем необходимым поддержку со стороны властей краеведческой и воспитательной работы в районных и сельских школах области, как базовых, так и обычных, а также преподавание предмета "Основы православной культуры" через разработку специальной областной программы наравне с другими программами поддержки среднего образования в области.
Мы считаем необходимым установить общественный контроль за СМИ, хотя бы на областном уровне, через создание общественных советов из авторитетных представителей общественности.
Мы считаем, что главной заботой любой власти, как областной, местной, так и центральной, должна стать поддержка семьи, материнства и детства. Без этой поддержки, причем не только в виде финансовых выплат матерям, но и других мер, никакая работа по патриотическому воспитанию молодежи не будет эффективна.