Каждый год в начале декабря мы вспоминаем те роковые дни 1941 года, когда чёрная саранча фашистских полчищ, поглотившая уже всю Европу, смертельной схваткой окружала Москву... А потом вдруг, в начале декабря, - поползла назад. И это при том, что и по численному составу, и по техническому оснащению гитлеровские войска превышали советские в полтора - два раза.
Тогда, в 1941 году, многие искренне стремились на фронт, ими владело чувство ответственности за судьбу своей Отчизны. Чувство правды, справедливости - было главным стержнем, сплотившим народы в едином порыве. И то, что местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Сергий в первый же день войны сел писать послание к народу России, говорит о его духовной зрелости в определении главных жизненных ориентиров...
Многим известна история о том, что Москву облетали с иконами в декабре 1941 года. Свидетелей тех лет становится всё меньше, но ещё живы несколько очевидцев, которым маршал авиации Александр Голованов рассказывал про то, как по приказу Сталина он в декабре 1941 года на самолёте ЛИ-2 облетал Москву крестным перелётом. Это может подтвердить маршал авиации Александр Николаевич Ефимов. При рассказе присутствовали дважды герой Советского Союза Дмитрий Глинко и Андрей Боровых.
Более подробно об этом перелёте Александр Голованов рассказывал писателю Николаю Блохину. Потом он писал: «Этот полёт был одним из самых необычных в бурной биографии отважного лётчика. Погода стояла абсолютно нелётная. Шквальный, порывистый ветер с метелью и температура минус 50 по Цельсию делали невозможными ни взлёт, ни посадку. Однако исключающий все возражения приказ Сталина и его полная уверенность в успехе необычного полёта вселяли оптимизм и в лётчика. Сопровождали чудотворную икону православный священник и три женщины певчие. Во время такого трудного полёта шума моторов почти не было слышно, хотя они и работали исправно. Зато очень хорошо ему запомнилось пение акафиста»...
Можно к этому добавить, что в условиях официального безбожия Александр Голованов разрешил матери своей жены повесить открыто в их квартире иконы. Она обещала за него усиленно молиться.
Верующим человеком был и начальник Генерального штаба Борис Михайлович Шапошников, для всех советских военачальников - легендарная личность. Благодаря своим незаурядным качествам, эрудиции, организаторским талантам он стал создателем школы генштабистов. В любые времена он оставался патриотом своей родины, своего народа. Сталин относился к нему с огромным уважением и доверием.
Супруга Бориса Михайловича Мария Васильевна говорила, «Сталин знал, что начальник Генерального штаба - был человек глубоко верующий. Знал он также и о том, что Борис Михайлович никогда не снимал старинной нательной ладанки с очень древней казацкой иконкой, которой было почти двести лет. Она передавалась в семье Шапошниковых, которые вели свой род от донских казаков, из поколения в поколение. Борису Михайловичу её вручила мать. И будучи уже генералом, при советской власти, он всегда носил её на груди. Именно за то, что Шапошников никогда не скрывал своей веры, Иосиф Виссарионович его уважал - никогда не сказал он слова против веры Бориса Михайловича». Как-то однажды в открытую дверь Мария Васильевна увидела, как молится Шапошников, и услышала слова его молитвы: «Господи, спаси мою родину и русский народ».
Ближайший друг и соратник Бориса Михайловича маршал Александр Василевский, сменивший его на посту начальника Генерального штаба, также был верующий человек, сын священника.
Один пожилой священник из храма на Подоле рассказывал невестке Бориса Михайловича Шапошникова, Савве Андреевне, как молился Жуков: «Когда осенью 1943 года, 4 ноября, в День Казанской иконы Божией Матери, Киев был освобождён, Жуков попросил найти священников, оставшихся в городе, и отслужить молебен во здравие наших солдат и командиров, в честь очередной победы над врагом под Киевом. По словам того священника, Жуков весь молебен простоял на коленях, крестился и иногда повторял слова молитвы. В трудные времена каждый человек обращается к вере, независимо от его положения».
В последнее время в либеральной печати часто можно услышать мнение, что очень важный для Русской Православной Церкви перелом в сентябре 1943 года произошёл из корыстных, политических побуждений Сталина. Но это противоречит многочисленным свидетельствам из ближнего окружения Сталина.
Например, Сталин часто в одиночестве посещал Успенский храм. На даче Сталина нередко исполнялись церковные песнопения. Обычно хор состоял из К.Ворошилова, Молотова и Сталина, которые в разное время были певчими. Сталину особенно нравилось петь «Да исправится молитва моя». Пели и «Христос воскрес из мёртвых».
Патриархи Сергий и Алексей называли Сталина «богоизбранным вождём». Прославленный Русской Православной Церковью архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), прошедший ссылки и лагеря, говорил: «Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я как православный христианин и русский патриот низко кланяюсь Сталину». Протоиерей отец Дмитрий Дудко писал: «И я, сидевший при Сталине и Брежневе, как и владыка Лука, готов воскликнуть: «Сталин - богодарованный вождь России»... «Не случайно ему в церкви провозгласили «Вечную память»... Я не политик, не учёный я - писатель - священник, и больше по интуиции почувствовал всё это».
Наступление под Москвой, которое началось 6 декабря, в день памяти святого Александра Невского, невозможно было выиграть без помощи Свыше. Известно одно предание, свидетелей которого уже невозможно найти, но которое укладывается в логику событий. Предание о том, что одному валаамскому старцу накануне войны было видение Спасителя и Богородицы, которая просила Сына своего помиловать Россию. И Он ответил: «Накажу, но помилую».
Немецкие генералы писали в своих мемуарах: «Нас Мадонна (Матерь Божия) не впустила в Москву. Мы видели её в облаках с Ангелами и отступили».
Та великая главная Победа ХХ века начиналась в декабре 1941 года. Мы чтим память героев той войны. Но гораздо меньше вспоминаем тех, кто держал битву духовную. Приехавший в 1947 году, по велению самой Богородицы, в Россию митрополит Гор Ливанских Илия поведал имена тех, чьими молитвами была помилована Россия. Первым среди них Богородица назвала старца Серафима Вырицкого.
Преподобный Серафим Вырицкий говорил: «Придёт время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны будут возводить кресты и золотить купола, а с другой настанет царство лжи и зла...» Но тот же Серафим Вырицкий говорил, что спасение миру от России. Получается, что в любой битве главное - прозреть Промысл Божий! И - не стать его противником в великой информационной войне, которая происходит сегодня на наших глазах.