Поэтому сегодня будем говорить иным языком, вынесем на обсуждение иные факты, предложим научные комментарии отдельных международно признанных и все еще действующих правовых норм и принципов, которые основываются на разных Хартиях, Резолюциях и Решениях, а также критически рассмотрим, как все эти демократическими достижения, на которых сейчас держится мир, нарушаются и пренебрегаются некоторыми сильными сего мира и некоторыми государствами, пекущимися исключительно о своих эгоистических интересах.
Решение и статус
Весь мир - ООН и Совет Безопасности - с ног сбивается в поисках решения проблемы Косова. Да и наши власти, политики об этом постоянно говорят. В сущности же, в соответствии с действующими международными принципами, не существует никакой Косовской проблемы, а есть проблема шиптарского национального меньшинства в государстве Сербия. Но об этой проблеме никто не говорит, и никто ее не решает. Произведена подмена тезисов, с которой мы согласились.
Понятия «будущий статус» и «окончательное решение Косовского вопроса» тенденциозно поставлены в центр внимания мировой общественности. И, к сожалению, употребление такой терминологии привело к тому, что подмена тезисов принята даже дипломатами и журналистами. Между тем, Сербия - это равноправное суверенное государство, член ООН, с международно признанной и неоспоримой территориальной целостностью. Статус Косова и Метохии во всех действующих отечественных и международных правовых актах определен как «сущностная автономия со значительным самоуправлением в составе Сербии». Резолюция 1244 Совета Безопасности ООН, как и все предшествующие Резолюции, этот статус признает. Напомним, что Сербия имеет суверенитет и территориальную целостность, а также что существует статус Косова и Метохии, четко определенный задолго до Резолюции 1244 и без нее. Эта Резолюция не дарует Сербии суверенитет по отношению к Косово и Метохии, а лишь признает его, как нечто общепринятое.
Термин «окончательное решение», который постоянно используется в средствах массовой информации, равно как и во всех разговорах, ведущихся по поводу КиМ, взят из текста «Соглашений в Рамбуйе», на который опирается и основная часть Резолюции 1244. Между тем, «соглашения», на которые безосновательно ссылаются, никогда не вступали в силу, ибо, по сути, речь идет о тексте под заголовком «Временное соглашение о мире и самоуправлении в Косово», являющемся ничем иным, как ультиматумом НАТО Сербии, а поэтому никогда не подписывавшимся ни СРЮ, ни Сербией. Имеется весьма интересный анализ профессора П. Харитоса, детально разбирающий этот, по его словам, научный обман. Те же «Соглашения в Рамбуйе», на которые опирается Резолюция 1244, служат и в качестве основы для организации и деятельности Временной Администрации (УНМИК), которая учреждена Резолюцией 1244, к сожалению, действующей избирательно, во вред сербской стороне. Наше государство должно было бы настаивать на том, чтобы применение Резолюции 1244 было детально проанализировано для Совета Безопасности до каких бы то ни было решений относительно Косова и Метохии, как об этом недавно говорил российский Посол при ООН Виталий Чуркин.
Недостаточно лишь повторять отрицающие фразы типа «мы не согласны на независимость Косова и Метохии», «мы никогда не признаем независимое Косово и Метохию». Следует ясно и неоспоримо определить в утвердительном смысле то, «что единственно принимаем» и что «мы придерживаемся существующего международными факторами определенного статуса Косова и Метохии». Сила заявлений утвердительных намного больше и убедительнее, чем заявлений отрицательных (отрицающих) - ведь важнее сказать, чего мы хотим, нежели чего не хотим. В этом смысле отстаивание международного права и на Хартии ООН составляет необходимую основу для переговоров, если принимать во внимание при этом также обычное право, которое не может награждать независимостью терроризм, а при этом «карать» целую нацию из-за политики ее авторитарных лидеров. Проигранная «война» - а так называется агрессия НАТО - может привести лишь к оккупации территории, но не к ее отчуждению.
Права, имущество
Во всех осуществлявшихся до сих пор контактах и в переговорах с международным сообществом Сербия занимала прежде всего оборонительную позицию. Между тем, и государство Сербия, равно как и сербский народ в целом, имеют свои права, в числе которых и то, чтобы Сербия выносила на Совет Безопасности свое требование о защите собственных прав на dе fаctо суверенность и территориальную целостность, о защите прав человека и прав имущественных в Косово и Метохии, а также и права на то, чтобы Совет Безопасности рассмотрел легитимность и применение самой Резолюции 1244 с учетом изменения обстоятельств по отношению к моменту ее принятия. Между прочим, за это время Сербия стала равноправным суверенным членом ООН, а Слободана Милошевича больше нет. В Сербии действует демократическая Конституция. Временная администрация Косова и Метохии в нынешнем виде стала юридически и нравственно непригодной для части суверенного и миролюбивого государства, которое ни для кого не представляет угрозы. Более того, временная администрация (УНМИК) непоследовательна в соблюдении норм, которые она для себя определяла как обязательные, что дополнительно ставит под вопрос легитимность ее присутствия в Косово и Метохии. Даже такие организации, как «Амнести интернейшенел» и «Хьюман райтс воч», в своих многочисленных сообщениях и заявлениях выражают озабоченность по причине полного фиаско ООН в регионе и отсутствия правовых возможностей для защиты прав человека - следствия иммунитета и абсолютной власти спецпредставителя Генерального секретаря ООН, который по своему усмотрению назначает комиссию, выдающую и отнимающую лицензии на эксплуатацию природных богатств (см. Распоряжение УНМИК N 2005/2) или подписывает соглашения с ЮНЕСКО о восстановлении сербских храмов на территории Косова и Метохии, осуществляющиеся без ведома и согласия Сербской Православной Церкви как собственника, да еще весьма непрофессионально, на что Республиканский институт защиты памятников культуры постоянно указывает.
Следует подчеркнуть: весьма важно, чтобы наш народ был полностью осведомлен обо всем, что касается Косова и Метохии, поскольку в народе наблюдается известное недовольство из-за отсутствия вполне ясных и открытых позиций, информации в связи с КиМ. Государство должно обеспечить для этого достаточно места во всех средствах массовой информации.
Выступления без фраз
Позиция власти не может сводиться к нескольким закрепившимся фразам. Власть должна переходить к активной и убедительной роли по защите государственных и национальных интересов, приритетных на данный момент. Народ от Правительства ожидает также, чтобы оно остро реагировало на любое a priori предопределение исхода переговоров, а тем более на открытые угрозы отдельных личностей и организаций - например, официальных представителей США или неправительственной организации «Хельсинкский комитет по правам человека», - открыто выступающих за согласие на независимость Косова и Метохии, что представляет собой не только превышение ими своих полномочий, но и открытое нарушение международных правовых норм и конституции. Хартия ООН запрещает такие действия, даже предусматривает лишение членства в ООН.
Народ измотан и подавлен: часто слышатся утверждения, что Косово уже потеряно, и здесь мы ничего не можем поделать. Но как раз на это рассчитывают те, кто осуществляет давление и стремится любыми средствами навязать нам свое решение. Православные люди не должны поддаваться таким искушениям. Поэтому в предстоящий Видов день (годовщину Косовской битвы 1389 года. - И.Ч.) все мы повторим и подтвердим завет святого князя Лазаря, выбирая вечные ценности, за которые он жизнь положил на Косовом Поле в тот первый Видов день, когда выбрал Царство Небесное. Это наше определение даст нам духовные силы, чтобы противостоять насилию и показать, что нам не безразлично, когда кто-то пытается у нас отнять то, что нам свято, что мы в наследство получили от наших святых предков и что должны передать, оставить своим потомкам.
Наши власти должны энергично требовать от Совета Безопасности ООН, чтобы сохранялся международный правовой порядок, ибо игнорирование и нарушение этого порядка неизбежно ведет к правовой неустойчивости, которая является потенциальным источником конфликтов. В функции и полномочия Совета Безопасности, среди прочего, входит обязанность изучать все споры и ситуации, которые могут привести к международным трениям и к господству законов джунглей, законов тех, кто сильнее, а также предлагать способы решения таких споров. Иными словами, помимо противостояния между сербами и албанцами в Косово и Метохии, все больше дает о себе знать противостояние между двумя великими силами - Россией и Америкой, а также потенциальные расхождения внутри Европейского Союза. Эти споры и противостояния могут быть решены только в Совете Безопасности при уважении действующих международных правовых актов и соглашений.
И в заключение: правительство Сербии должно нести ответственность перед народом. Оно обязано проводить не групповые, партийные интересы, а интересы нации. Народ, чувствующий, что его национальные интересы игнорируются или жертвуются ради чего-то иного, имеет естественное право адекватно реагировать на это. Поскольку Сербская Православная Церковь была всегда со своим народом и жила заботами народа, ее роль и сейчас имеет особое значение, что проявлялось уже многократно в сербской истории. С верой в Бога и Его правду пойдем далее.
Перевод Ивана Чароты
* Его Преосвященство епископ Артемий (Радосавлевич) родился 15 января 1935 года в селе Лелич возле города Валево - там же, где и святитель Николай Жичский и Охридский (Велимирович).
С раннего возраста знал преподобного Иустина (Поповича), который тогда подвизался в монастыре Челие вблизи Валева. И здесь, в монастыре Челие, 20 ноября 1960 года архимандрит Иустин постриг в монахи будущего владыку Артемия, когда тот окончил Белградскую Духовную семинарию.
1960-1964 гг. - учеба на Теологическом факультете в Белграде, по завершении которого, в 1968-1976 гг. - последипломный курс в Афинах, где успешно защищена докторская диссертация «Тайна спасения по святому Максиму Исповеднику».
В 1977-1978 гг. иеромонах Артемий преподавал в Призренской духовной семинарии. С 1978 по 1991 гг. он - игумен Свято-Троицкого монастыря (Црна Река). В мае 1991 года хиротонисан во епископа, а 23 июня того же года избран епископом Рашско-Призренским. Эту епархию ( которая теперь именуется Рашско-Призренской и Косовско-Метохийской) окормляет по настоящее время.
Автор ряда книг, в том числе: «С Христом по жизни» (Избранное, 2005), «С Косовом в сердце» (2008); на русском языке - «Практический «Закон Божий» (2009).
И.Ч.
http://www.voskres.ru/bratstvo/artemiy1.htm