После Божественной литургии в Свято-Даниловом монастыре начнётся торжественная церемония первого звона 18-ти исторических Даниловских колоколов, возвращённых прошлой осенью из Гарвардского университета (США), в которой примут участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, мэр Москвы Юрий Лужков, другие почётные гости.
Перед праздником колокола, замещавшие знаменитый ансамбль, укрепили на временной наземной звоннице на центральной площади монастыря. 17 марта их звон в монастыре услышат в последний раз. Во время церемонии состоится своеобразное прощание с этими, временными колоколами, которые были собраны по разным епархиям и исправно звонили в возрождённой обители - резиденции Патриарха. Несколько - родом из Ярославля и окрестностей. Надписи на бронзе недвусмысленно сообщают о месте рождения и прописке. Вот известная ярославская фамилия: фабриканты Оловянишниковы владели колокольным заводом и магазинами церковной утвари.
Накануне, когда на монастырской колокольне проходили последние приготовления к празднику, я связался с Председателем Общества церковных звонарей Московской Патриархии, старшим звонарём соборов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя Игорем Васильевичем Коноваловым, Он настраивал систему управления звоном, объединяющую все 18 колоколов в цельный хор. По его словам, трудность первого звона состоит не только в исключительной ответственности момента, но и в том, что пятеро звонарей должны практически без репетиций исполнить задуманный трезвон слаженно, на едином дыхании.
***Звон в Данилове возглавляли три больших колокола. Самый главный — Большой — весит 722 пуда (около 12 тонн). Он был перелит из старого трехсотпудового с добавлением высококачественной меди в 1890 году в Москве, на заводе Н.Д.Финляндского мастером Ксенофонтом Верёвкиным.
Создан колокол «усердием о. Архимандрита Ионы, жертвою купчихи Анастасии Сергеевны Захаровой о упокоении ея мужа раба Божия Иоанна»[1]. Он отличается особой «дикцией», гармоничным сочетанием ярких высоких обертонов с бархатистыми низкими — редким достоинством колоколов столь большого веса.
Второй большой колокол, Полиелейный, весит 365 пудов (около 6 тонн) и был отлит в 1904 году, а третий под названием Будничный весит 131 пуд (около 2,2 тонн) и датируется 1790 годом.
Затем идёт ряд из десяти подзвонных колоколов весом от 31 пуда (около 500 килограмм) до 1,75 пуда (30 килограмм). Первый колокол в этом ряду (весом 31 пуд) - самый старший в подборе — отлит в 1682 году и является царским вкладом Феодора Алексеевича. Вместе подзвонные колокола представляют собой хроматическую последовательность тонов, которая позволяла вызванивать на них мелодии церковных песнопений - в основном минорного лада.
Еще четыре зазвонных колокольчика весят 16, 13, 12 и 10 килограммов. Малые - подзвонные и зазвонные - колокола удачно гармонируют с тембром «Большого». Таким образом, в праздничном трезвоне участвовало 17 больших и малых колоколов. Еще один, Постовой колокол, не употреблявшийся при звоне, весит 137 пудов (около 2,3 тонн) и был отлит в 1907 году.
Большинство колоколов создано в конце ХIХ - начале ХХ века в одном и том же месте (на упомянутом уже заводе Н.Д.Финляндского), чем отчасти и объясняется гармоничность звучания всего набора. Ансамбль является воплощением многовекового опыта последних колокольных мастеров старой России.
Даже в начале ХХ века знатоки и простые прихожане выделяли красоту звучания этого подбора колоколов среди многих других московских. Это и Михаил Макаров - недавно почивший 99-летний даниловский прихожанин. Он мальчиком звонил на колокольне и в своей книге «Из жизни» вспоминает:
«Большие колокола других звонов тянули: «бом-бом», или «бам-бам», или «бум-бум», или «бэм-бэм», или «лям-лям», а в голосе большого даниловского колокола ясно слышалось само слово «звон». Так и получалось: «зво-он - звон, зво-он - звон, зво-он - звон…». В даниловском трезвоне различалось ничем не заслоняемое, чёткое, красивое созвучие трёх колоколов: большого, полиелейного и будничного, дополняемое стройной мелодией малых колоколов. Это было великолепно!»[2]
Гениальный по своему слуху, отличавший звук каждого из 4000 московских колоколов звонарь-специалист Константин Сараджев о даниловских колоколах писал, что они «имеют величайшую музыкальную ценность; это есть художественно-музыкальный состав из колоколов, именно занимающий одно из крупнейших мест в области науки, а также и в области искусства»[3].
Так было в начале ХХ века. Сегодня же даниловский «звон» - один из нескольких сохранившихся в мире тяжеловесных колокольных ансамблей.
***Крупнейший и самый тяжёлый из «партии» благовестников (колоколов, отбивающих ритмический контрапункт в нижнем частотном регистре) - 12-тонный «Большой» - перед поднятием на колокольню в преддверии праздника окропил святой водой Святейший Патриарх Кирилл, после чего механики с виртуозной чёткостью провели бронзового исполина сквозь арку колокольни. Громадину почти с 3-метровым диаметром «юбки» (нижнего сечения звучащего сегмента колокольной поверхности) воздвигли на специально разработанные подвесы, при помощи которых звонари надеются избежать вредных шумовых примесей в голосе благовестника.
Однако прежде следовало обследовать и укрепить конструкции самой колокольни. Её по старым чертежам восстановили в 1984 году, когда монастырь возвращали Русской Православной Церкви. В тот момент прочность яруса звонов рассчитывали на гораздо меньшую нагрузку, ведь в сумме подвешенные в середине 1980-х годов колокола весили всего 9 тонн и были втрое легче исторических аналогов. Кропотливое переустройство здания, предпринятое при организационной и финансовой помощи городских властей, началось сразу же по возвращении ансамбля в обитель и заняло почти полгода.
Теперь, когда колокола заняли свои места в арках и под сводом колокольни, их исследования были бы крайне затруднены. Поэтому всё то время, пока исторические колокола находились после возвращения внизу, на монастырской площади, на специально сооружённом помосте у храма Семи Вселенских Соборов, уникальный ансамбль обследовали акустики, археолог, металловед… Получен богатый материал для дальнейших научных и искусствоведческих изысканий. Сделаны первые неожиданные открытия о месте и дате литья некоторых колоколов.
И все эти месяцы, пока возвращенные святыни стояли на земле, к ним приходили и приходили верующие из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Все желающие могли рассмотреть колокола, украшенные рельефными изображениями Спасителя, Св. Троицы, святых и орнаментами. Многие стремились дотронуться до колоколов, сфотографироваться на их фоне. Этот уникальный ансамбль был сформирован в начале ХХ века.
***По словам наместника Свято-Данилова монастыря архимандрита Алексия (Поликарпова), в целом переговоры о возвращении исторических даниловских колоколов на Родину заняли четверть века: они начались в год возобновления монашеской жизни в обители (1983).
В 2003 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II переговоры о возвращении святыни были успешно возобновлены. Дело продвинулось в 2004 году, когда учредитель культурно-исторического фонда «Связь времён» Виктор Вексельберг откликнулся на просьбу Его Святейшества и взял на себя все расходы по возвращению Даниловских колоколов монастырю. А проект их установки реализовало Правительство Москвы.
Почивший в декабре прошлого года Святейший Патриарх Алексий дождался исторического события: 12 сентября 2008 года Москва торжественно отпраздновала прибытие основной части ансамбля, и его Святейшество возглавил эту церемонию. Ранее, в 2007 году, был возвращён отдельно висящий восемнадцатый колокол. В России были изготовлены копии исторических колоколов, в обмен на которые Гарвардский университет передал реликвию.
17 колоколов в течение месяца везли через океан, повторяя маршрут, которым звонница была вывезена в свое время из нашей страны. В порту немецкого города Бремерхафена их погрузили на две специальные автоплатформы и отправили на пароме в Петербург. 7 сентября 2008 года даниловские колокола торжественно встречали в северной столице. По пути в Москву колокола останавливались в Великом Новгороде и Твери.
Знаменательно, что колокола вернулись в обитель в юбилейный год, когда праздновалось 25-летие возрождения первого монастыря, переданного советским государством Церкви. Важность этого «большого и радостного события» состоит также в том, что даниловский ансамбль - один из четырёх, уцелевших и не разрозненных в годы советской власти русских колокольных ансамблей, а по звучанию специалисты считают его вторым после ростовских звонов.
В 1930 году, при закрытии монастыря, колокола спас американский промышленник Чарльз Крейн, выкупивший весь набор у советского правительства по цене бронзового лома… Он подарил ансамбль Гарвардскому университету, где они и были размещены на башне общежития Лоуэлл-Хаус весной 1931 года. С тех пор в течение 77 лет в Даниловские колокола звонили гарвардские студенты.
…В эти дни часто вспоминают пророчество одного юродивого. В 1930 году, когда обитель закрывали, он плясал и пел у монастырских ворот, несмотря на слезы насельников и прихожан. Юродивый предрекал, что настанет день, когда колокола, которые тогда снимали с колокольни, снова зазвонят.
Сбылось!
___________________________________
[1] Из надписи на колоколе, цит. по: Дионисий (Виноградов), архим. Даниловский мужской монастырь. Изд. П. А. Пономарева, М., 1898, с. 63-64.
[2] Музейный архив Монастыря, машинопись, стр.4.
[3] Там же, автограф.
http://www.fondsk.ru/article.php?id=1992