По горькой иронии судьбы, Цхинвали, когда-то носивший название Сталинири, и расположенный в тридцати километрах от него родной город Сталина - Гори, стали трагическими символами противостояния православных народов. В них во время боев пострадали не только люди, но и древние памятники.
Согласно заявлению, сделанному главой Росохранкультуры Александром Кибовским, из-за обстрелов грузинской стороны в Цхинвали полностью или частично разрушены Кавтская церковь Святого Георгия VII-IX вв., крепость Сабацминда XV-XVIII вв., церковь Хвтисмшобели XVIII в., храмы Святителя Николая и Успения Пресвятой Богородицы XIX в. В селе Хетагурово сожжен храм Пресвятой Богородицы, датируемый Х веком. Конечно, на войне, как на войне, и все же, казалось, церкви и расположенные при них погосты должны быть защищены если не людьми, то свыше. Однако чуда не случилось.
Управляющие Марнеульской, Кутаисской, Абхазской, Никозско-Цхинвальской и Горийской епархиями Грузинской Православной Церкви сообщили в понедельник о разрушенных в результате авиаударов храмах в Гори, селе Церетели Марнеульского района и в селе Гачиани в 20 км к юго-востоку от Тбилиси. Российские авиабомбы также сровняли с землей кладбища в селах Шарабидзееби, Капандичи и Махо в окрестностях Батуми.
Патриарх-Католикос всея Грузии Илия II, еще накануне призывавший обе стороны прекратить огонь, дал очень жесткую оценку происходящего в своей традиционной проповеди: "С нами Бог, нас защищает Пресвятая Дева Мария, но при этом одно обстоятельство затрагивает нас очень глубоко - то, что православные русские бомбят православных чад Грузии. Это беспрецедентный акт в истории отношений между нашими странами".
Увы, по мнению экспертов, ситуация в зоне грузино-осетинского противостояния имеет и церковную предысторию. На территории Южной Осетии образована Аланская епархия, не признанная ни одной Поместной Церковью и, в свою очередь, не признающая над собой власти Тбилиси. По соглашению между Грузинской Православной Церковью и Республикой Грузия все находящиеся в ней храмы и монастыри - в подчинении и ведении ГПЦ. Однако население Южной Осетии негативно относится к грузинскому духовенству: в республике сегодня нет ни одного священника ГПЦ.
Между тем заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк (Головков) предрекает, что паломничество россиян к древним святыням Грузии, Южной Осетии и Абхазии вскоре ожидает "долгосрочный спад". В первую очередь это коснется Ново-Афонского монастыря в Абхазии, основанного 120 лет назад русскими монахами. Духовенство Абхазской епархии после войны 1993 года, когда из непризнанной республики бежали все грузинские священники, постоянно просят патриарха Алексия II взять их под свое покровительство, но руководство РПЦ, свято блюдущее принцип "канонических территорий", на это не идет. Так что статус Абхазской епархии остается неопределенным.
http://www.newizv.ru/news/2008-08-13/95876/