В фокусе внимания опять оказалась Россия. В СМИ не было недостатка ни в основательных аналитических трактатах относительно "прорезавшегося голоса" Москвы, ни в "летучих" комментариях с дежурными нападками на "недемократичность" нынешней российской власти.
Впрочем, прозвучали и подкупающие своей простотой суждения, из которых следовало, что ничего удивительного в российском поведении не произошло. И что Россия всего-навсего перестала ощущать себя осторожным новичком в компании политических тяжеловесов. В частности, можно сослаться на мнение авторитетного германского издания "Шпигель", которое считает, что Россия, сумевшая отстоять свои национальные интересы, на настоящий момент наиболее независима от США.
"Пророссийские" суждения имели место в том числе в американской прессе. Так, нью-йоркская "Ньюсдей" в редакционной статье назвала план администрации Буша по размещению элементов системы противоракетной обороны в Европе не иначе как "абсурдным". "Неужели нам нужна еще одна холодная война между Западом и возрождающейся Россией? - риторически вопрошают авторы публикации. - Конечно, нет, но вызывающая тревогу напряженность в отношениях между Востоком и Западом отбрасывает тень на саммит "восьмерки".
Короче говоря, крупный разговор, что называется, назревал. К тому же не были забыты "мюнхенские тезисы" Владимира Путина, чеканно выразившие то, что сумбурно бродило в головах большинства европейских политиков. Да и накануне саммита в Хайлигендамме российский лидер не искал смягчающих выражений. Касаясь опять же планов размещения противоракет в Польше, он сказал, что надеется на их пересмотр. Если же американцы этого не сделают, то и россияне снимут с себя ответственность за ответные шаги. То есть за определение новых целей в Европе.
А что же коллега Буш? По пути на саммит он завернул в Прагу, где лишь повторил свои малоубедительные заверения насчет того, что его инициатива по ПРО никак не повредит России. Что же касается возросшей политической напряженности в отношениях с Москвой, то в ней, мол, повинен Кремль, допустивший "откат от реформ". Словом, ничего нового.
И вот, наконец, сам саммит, на котором центральным событием, как и предполагалось, стала встреча российского и американского президентов. Вопреки большинству журналистских прогнозов, она прошла конструктивно. Совершенно неожиданным стало предложение Путина о совместном с американцами использовании арендуемой Россией РЛС в Азербайджане в качестве элемента ПРО. По его мнению, с помощью созданной системы можно будет закрывать всю европейскую территорию. Соответственно будет снят с повестки дня и вопрос об электронном "ответе" России на развертывание радара в Чехии.
Комментируя российскую инициативу, Джордж Буш назвал ее "интересной" и достойной того, чтобы провести "стратегический диалог" с участием представителей двух военных ведомств. "Это будет серьезная стратегическая дискуссия", - сказал он.
Напомним, что Габалинская радиолокационная станция "Дарьял", о которой идет речь, действует с 1985 года. Она предназначена для слежения за пусками баллистических ракет в Южном полушарии. Станция контролирует территории Ирана, Турции, Китая, Пакистана, Индии, Ирака, Австралии, а также большую часть африканских стран, островов Индийского и Атлантического океанов. В соответствии с двусторонним соглашением, подписанным в январе 2002 года, эта РЛС предоставлена России в аренду сроком на десять лет.
С Баку вопрос, конечно, в предварительном порядке обсуждался. Иначе и быть не могло. В Азербайджане хорошо понимают, что российско-американское сотрудничество в области противоракетной обороны, если до этого дойдет, станет предметом беспокойства в том же Иране. И не только. Поэтому там уже расставляют свои акценты, делая упор на наличие национальных интересов. Не исключено, что Азербайджан станет третьей стороной в переговорном процессе о формах совместного использования Габалинской РЛС.
Прорыв? Не будем спешить. Заметим лишь, что и российские, и американские представители говорят о серьезной заявке на него. В частности, помощник Президента РФ Сергей Приходько, указывая на исключительно позитивный характер беседы двух лидеров, заявил, что в самое ближайшее время будет определена рабочая группа на уровне заместителей министров, которая приступит к детальной проработке предложения Путина. Приходько, кроме того, добавил, что Москва не исключает и более глубоких форм военного сотрудничества с США.
Таковым, собственно, видится один из основных итогов саммита в Хайлигендамме. Он был предварен самостоятельностью и твердостью российской внешней политики.
http://www.redstar.ru/2007/06/09_06/1_01.html