ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СВЕРХДЕРЖАВА
Так, уходящий вскоре в Государственный департамент директор Национальной разведки США Джон Негропонте (см. "НВО" N 1, 2007) счел необходимым обратить внимание слушателей на следующий момент: "Быстрорастущая экономика и ощущение политических успехов внутри страны и за рубежом повысили уверенность России, дали возможность наращивать расходы на оборону и придали Кремлю смелости в преследовании политических целей, не всегда соответствующих целям западных институтов".
Назвав Россию "энергетической сверхдержавой", только - в отличие от президента РФ Владимира Путина - добавив к этому определению слово "региональной", глава американского разведсообщества заявил, что возникающее из этого статуса соперничество между Москвой и Западом мешает сотрудничеству в таких важных сферах, как "противодействие терроризму и распространению оружия массового уничтожения, а также продвижение демократии на Ближнем Востоке".
Более того, как отметил Негропонте, по мере приближения президентских выборов 2008 года российское правительство прибегает к подавлению политической оппозиции, что подрывает его авторитет как партнера Запада. Еще один повод для недоверия к РФ - она входит в число стран, которые, по утверждению вчерашнего-завтрашнего дипломата, ведут наиболее "агрессивную" разведывательную деятельность против США.
По словам Негропонте, Москва пытается также использовать рычаги, создаваемые высокими ценами на энергоносители, для силового давления на соседние государства, прежде всего в интересах оказания влияния на их внутреннюю политику. Это проявляется, в частности, в отношениях России с Украиной и Грузией.
ПОДОЗРИТЕЛЬНА И НА ЗЕМЛЕ, И В КОСМОСЕ
В свою очередь, большая часть доклада директора Разведывательного управления Министерства обороны (РУМО) Майкла Мейплза была посвящена борьбе с мировым терроризмом, а также ситуации в Ираке и Афганистане. Но вместе с тем генерал-лейтенант не обошел вниманием и Россию. Сегодня, отметил он, впервые за последние 15 лет уровень боеготовности российских сил общего назначения и прежде всего подразделений постоянной боевой готовности, являющихся основой неядерной составляющей российской армии, находится на самом высоком уровне.
Мейплз особо подчеркнул, что Кремль считает стратегические силы и силы общего назначения РФ ключевыми факторами сдерживания вероятной агрессии. Однако, убежден генерал, Россия все активнее предпринимает серьезные шаги по укреплению своей военной мощи как основного компонента, необходимого для возвращения стране статуса великой державы. С этой целью продолжает наращиваться военный потенциал РФ и увеличивается ее оборонный бюджет, что вызывает серьезное беспокойство руководителя РУМО.
Он обратил внимание слушателей и на следующий факт: в 2006 году количество совместных учений Вооруженных сил РФ с войсками зарубежных стран возросло на 50%. Особенно крупные маневры проводились с Китаем. Но и учения российского ВМФ на Черном море, а также отработка взаимодействия при отражении воздушных атак с центрально-азиатскими и европейскими союзниками РФ по СНГ тоже носили довольно масштабный характер.
Не забыл Мейплз упомянуть и о том, что, несмотря на растущий оборонный бюджет России, все попытки заменить катастрофически устаревающую военную технику и перевести Вооруженные силы страны на контрактную систему комплектования являются большими проблемами для военного руководства РФ. По словам генерала, Минобороны России испытывает серьезные трудности не только с привлечением в армию и на флот новых добровольцев, но и с сохранением тех, кто уже заключил контракты. Последние крайне не удовлетворены низким уровнем заработной платы, весьма неблагоприятными условиями службы, отсутствием нормальных жилищных условий и социальным обеспечением своих семей, а также не выполнением многих других обещаний, продекларированных правительством.
Глава РУМО считает, что Россия, обладающая все еще сравнительно высоким военно-космическим потенциалом, продолжает оставаться государством, угрожающим интересам Соединенных Штатов в околоземном пространстве. Так, РФ занимается реализацией ряда проектов, которые направлены на создание систем и средств, способных уничтожать элементы космической инфраструктуры вероятного противника, включая военные и гражданские объекты.
Генерал Мейплз попытался также дать свою оценку тенденций внутриполитического развития России. По его словам, после ухода Путина с поста президента РФ в России обострится борьба за "передел власти и собственности". На этом фоне вопросы внешней и оборонной политики будут иметь всего лишь второстепенное значение. Каких-либо перемен во внешнеполитических подходах Москвы ожидать не следует.
По заключению шефа РУМО, оборонная политика не станет краеугольным камнем на предстоящих выборах нового президента России. В дальнейшем вне зависимости от того, кто займет это кресло, существенных изменений в военной стратегии Москвы не произойдет.
ТЕНДЕНЦИИ, ОДНАКО
По сообщениям из Вашингтона, в эти же дни американские законодатели получили от Исследовательской службы Конгресса (ИСК) доклад, в котором констатируется "накопление негативных тенденций" в американо-российских отношениях в последние годы и дается рекомендация взять под более строгий контроль вопросы отношений с Москвой.
Аналитики ИСК отмечают, что в последние годы администрация США в целом стремилась делать упор на сотрудничестве с Россией, как реальном, так и потенциальном, и "не акцентировала внимания на зонах напряженности". И хотя в отличие от Белого дома "многие в Конгрессе были менее терпимы по отношению к вызывающему беспокойство поведению России", в целом общий баланс в российско-американских отношениях сместился в "негативную сторону".
В числе "негативов" в первую очередь была названа "обеспокоенность США в связи с антидемократическими и направленными против свободного рынка тенденциями". Другие зоны напряженности: российское вмешательство в Грузии, Молдавии и на Украине, а также строительство Россией ядерного реактора для АЭС в Иране, и ее нежелание поддержать санкции для того, чтобы убедить Иран не осуществлять незаконную ядерную деятельность".
http://nvo.ng.ru/forces/2007-01-19/3_vragi.html