Василий Шаханов, Иркутская область.
Спор о том, является ли Южная Осетия частью Грузии или нет, часто уходит в совершенно бесплодные рассуждения по той простой причиной, что обсуждается фантастическая история фантастической Грузии. К примеру, чего стоит один тот миф, что в 1801 году Грузия добровольно присоединилась к Российской империи. Ведь к тому времени никакой Грузии просто не было. Был конгломерат различных царств, княжеств, феодальных владений, турецких и персидских территорий. Возможно, при царице Тамаре в XII веке Грузия действительно играла серьезную роль в Закавказье, хотя и не исключено, что образ царицы излишне героизирован и приукрашен.
Однако уже в XIII веке Грузии как таковой уже не существовало. Сначала здесь появился сын изгнанного войсками Чингисхана хорезмшаха Джелал ад-Дин. Отступая с верными ему кочевниками-тюрками на Запад, он захватил Грузию и несколько лет заливал ее кровью, стремясь подчинить для создания нового государства. А затем пришли еще и монголы. В течение XIV века Закавказье было полем боя между монгольскими государствами - Золотой Ордой и Ордой Хулагуидов, правивших Ираном. Потом свои кровавые законы населению Закавказья навязывал Тимур. В XV веке распалась и его держава, и Золотая Орда. А в XVI веке Закавказье стало полем боя для Турции и возродившегося Ирана.
В течение XVI-XVII веков на землях нынешней Грузии случалось много трагических событий. Никакой самостоятельной роли ее правители не играли. В середине XVII века персы даже планировали выселить всех жителей нынешней Восточной Грузии, чтобы эти земли под кочевья заняли тюркские племена. Обычно провал этого плана в Тбилиси связывают с восстанием Георгия Саакадзе. Но стоит напомнить, что Саакадзе в конце концов проиграл. А персы просто оказались заняты своими внутренними делами и внешнеполитическими осложнениями.
В качестве примера "силы" тех грузинских царств и княжеств можно привести следующее. В течение XVIII столетия горские народы, в частности лезгины, своими набегами терроризировали весь регион и никакие "цари" из Картли-Кахети или Имерети ничего не могли поделать. Когда грузинские историки рассказывают о победах грузинских правителей в указанный период, следует помнить, что речь идет не о столкновении с султанской или шахской армиями, а с отрядами отдельных пашей, беков, ханов, фактически самостоятельно правивших той или иной соседней провинцией или ханством. Когда в 1796 году явился Надир-шах и разрушил Тбилиси, никто ничего ему противопоставить не смог. Силы были совершенно несопоставимы.
В такой ситуации говорить о господстве над осетинами со стороны Грузии по меньшей мере наивно. А вот то, что осетины вступили в русское подданство ранее грузинских земель, неудивительно. Проникновение России на Северный Кавказ началось еще в середине XVI века, когда на Тереке поселились казаки, а московские войска поставили первые крепости и вели боевые действия с крымцами, турками и некоторыми местными феодалами. К 1774 году авторитет России в регионе настолько вырос, что многие народы потянулись под крыло двуглавого орла. В том числе и осетины. В 1774 году Осетия, не разделенная на Северную и Южную, вошла в состав Российской империи. Но до 1830 года горная (Южная) Осетия оставалась вне сферы контроля царской администрации, хотя номинально считалась владением России. Фактическое присоединение Южной Осетии произошло в 1830 г. после военной экспедиции русских войск во главе с генералом Ренненкампфом.
При этом следует помнить, что осетины жили в горных ущельях, а их переселение на равнину, прилегающую с севера к Большому Кавказскому хребту происходило лишь c XIX века. В XVIII веке этническая картина была иной. Да, перед нашествием монголов аланы - предки осетин - занимали обширные земли предгорий Северного Кавказа. Но монголы, а затем враждебные соседние племена, нашествия таких серьезных врагов, как Тимур и прочие, загнали осетин в горы, где они и сохраняли свою самостоятельность.
В 1801 году Санкт-Петербург упразднил власть местного царя в вассальном ему Картли-Кахетинском царстве и ввел непосредственное управление. Не стоит думать, что это вызвало восторг у представителей свергнутой династии. Ряд представителей царской фамилии бежал к персам и вместе с ними безуспешно пытался бороться против русских. Вплоть до 1828 года, пока персы не смирились с потерей своей части Закавказья. Восставали и осетины. Причем так, что в 1830 году против них русская администрация предприняла две суровые экспедиции. Только после этого можно всерьез говорить о реальном подчинении осетин, тем более южных.
Так в составе какой, собственно говоря, Грузии оказалась Южная Осетия? В составе Тифлисской губернии, созданной русскими на месте царства Картли-Кахетинского. Именно в состав этого административного образования Санкт-Петербург и включил Южную Осетию. При этом в 1843 году на территории Южной Осетии, а также части территории, ныне входящей в состав Российской Федерации, был образован особый Осетинский округ. Управлял им начальник Джавского округа.
Включение Южной Осетии в административно-территориальную систему Российской империи не сопровождалось, однако, признанием Россией какой-либо зависимости Южной Осетии от Грузии. Поэтому представители грузинской феодальной знати князья Мачабели и Эристави предприняли попытку уже в рамках Российской империи добиться с помощью русского оружия контроля над Южной Осетией, поставив ее население в зависимое положение. Однако претензии грузинского дворянства на Южную Осетию были отвергнуты cенатом, решившим "грузинским князьям Мачабеловым отказать в домогательстве о признании крепостного их права над осетинами". По распоряжению императора южные осетины были переведены в разряд казенных, государственных крестьян и таким образом исключены из системы феодальной зависимости, а значит, и политического контроля со стороны грузинского дворянства, получив особый социально-экономический статус. Это был некий прообраз будущей политической автономии Южной Осетии, обусловленный ее исторически сложившимся особым положением в Закавказье.
После распада Российской империи в 1917 году вышедшая из состава России Грузия предприняла попытку аннексировать территорию Южной Осетии против воли ее народа, что повлекло за собой волну выступлений протеста осетинского народа. Южная Осетия отказалась выходить из состава России и не приняла участия в выборах в грузинский парламент, требуя в свою очередь признания права на свободный выбор. В ответ с 20 июня 1920 года Южная Осетия подверглась вооруженной агрессии со стороны меньшевистского руководства Грузии и в результате жесточайшего геноцида осетинского населения (18 тысяч погибших и более 50 тысяч изгнанных на север Осетии) была аннексирована. Москва признала право народа на самоопределение и потребовала от Тифлиса отозвать войска и признать право южных осетин иметь ту власть, которую они пожелают.
Однако, когда в 1921 году Красная армия заняла Грузию, ликвидировав там меньшевистское правительство, Южная Осетия была оставлена в составе закавказской республики. Это во многом объяснялось сильными националистическими настроениями среди грузин, в том числе и большевиков. Общеизвестен конфликт Орджоникидзе и Сталина с новым советским руководством Грузии именно на этой почве, причем Ленин поддержал именно Тифлис, обвинив двоих московских грузин в... "великорусском шовинизме". Политика уступок национальным элитам была одной из опор советского режима.
Но и южным осетинам пошли навстречу, создав в 1922 году Юго-Осетинскую автономную область. В то же время идея объединения двух частей Осетии по обе стороны Большого Кавказского хребта вызвала оппозицию со стороны грузин и серьезные опасения в Кремле, что это приведет к политическим осложнениям. При этом не следует забывать, что в течение всего времени существования Советской Грузии Тбилиси планомерно проводил политику "грузинизации" Южной Осетии. Так, осетинские названия географических пунктов заменялись на грузинские. В 1939 году на грузинский шрифт была переведена письменность южных осетин (до того они использовали латинский алфавит). В 1988 году Тбилиси принимает решение о ведение делопроизводства на территории республики исключительно на грузинском. В Южной Осетии давно уже привыкли вести дела на русском языке.
В 1989 году дело дошло уже и до воору
женного конфликта. Сначала политическое и административное давление усугубилось отказом Тбилиси субсидировать Южную Осетию, что означало фактическое установление экономической блокады. 10 ноября 1989 года на сессии нардепов Юго-Осетинской АО было принято решение о преобразовании области в автономную республику пока еще в составе Грузинской ССР. Президиум Верховного совета Грузинской ССР отменил это решение. 23 ноября несколько тысяч грузин во главе с республиканским руководством двинулись в Цхинвали, чтобы, как было заявлено, "провести там митинг". Среди "мирных демонстрантов" была масса вооруженных лиц. Двое суток толпа пыталась войти в Цхинвали, но осетины не позволили этого сделать, после чего грузины окружили и фактически блокировали город. Осетин отлавливали, лишали свободы, подвергали издевательствам. Появились человеческие жертвы, более 400 человек были травмированы. Все это продолжалось несколько месяцев.
20 июня 1990 года ВС Грузинской ССР отменил все законы, принятые после 1921 года, то есть фактически провозгласил независимость и выход из СССР. Но это автоматически лишало Тбилиси возможности претендовать на Южную Осетию. Учитывая это, Совет народных депутатов Южной Осетии в течение лета-осени 1990 года приняли ряд законов, в частности, преобразовав автономную область в республику, приняв Декларацию о суверенитете и объявив о ее пребывании в правовом поле Советского Союза.
Тем временем Тбилиси наращивал давление на Южную Осетию. Так, ВС Грузии запретил представителям региональных партий участие в парламентских выборах под якобы благовидным предлогом сохранения общегрузинского единства. В результате организации национальных меньшинств, в частности Народный фронт Южной Осетии, оказались отстранены от выборов. В Цхинвали в ответ провозгласили себя самостоятельной республикой и обратились за признанием в Москву. Между тем осенью 1990 года к власти в Грузии пришли Звиад Гамсахурдиа и его сторонники - жесткие националисты. В декабре 1990 года режим Гамсахурдиа упраздняет автономный статус Южной Осетии. Устанавливается жесткая блокада, продолжавшаяся полтора года.
Но главное началось в ночь с 5 на 6 января, когда Тбилиси ввел в Цхинвали милицию и национальную гвардию. Они принялись в полном смысле слова терроризировать осетин, которые, однако, не подчинились и выбили грузин из города. Начались боевые действия, в ходе которых несколько десятков осетинских сел были сожжены. Осетины бежали из Грузии, грузины - из Южной Осетии. Конфликт продолжался до 1992 года. Его удалось погасить по результатам встречи четырех сторон (представители Цхинвали и Тбилиси, Москвы, а также Владикавказа). Была создана смешанная контрольная комиссия, а 14 июля 1992 года в Южную Осетию были введены смешанные миротворческие силы. По утверждениям осетинской стороны, в ходе конфликта погибло до 3 тысяч человек, несколько сот пропали без вести, десятки тысяч стали беженцами.
За прошедшее время мало что изменилось. Из Тбилиси регулярно звучат угрозы силой решить конфликт. Цхинвали в ответ демонстрирует готовность защищаться. Периодически происходят перестрелки, страдают люди. При этом Грузия не останавливается перед грубыми провокациями в отношении российских миротворцев.
Как это ни покажется странным, но Южная Осетия вернулась к тем временам, когда Россия еще не пришла в Закавказье. Правда, тогда Осетия не была разделена. Но ныне ее южная часть, как и в старину, живет вольным независимым обществом. Южные феодалы грозятся покарать и подчинить осетин, но угрозы так и остаются угрозами. А без России все эти проблемы, как и встарь, решить невозможно.
http://www.redstar.ru/2006/12/28_12/3_05.html