Первый после Бога?

"Первый после Бога". Название фильма Василия Чигинского, возможно, кого-то шокирует. Но шок пройдет, когда узнаешь, что так называют командира корабля в открытом море. Действительно, он в походе самый главный, и подчинение ему должно быть беспрекословным.
Фильм получился интересным, хотя, как представляется, в нем немало необязательных длиннот. И все равно любого впечатляют действия военных кораблей в море, картины боя. Тем не менее ощущение, что название не совсем удачно, где-то в глубине души остается.
О ком фильм? Утверждается, что о легендарном подводнике Маринеско, который потопил крупнейший германский лайнер "Вильгельм Густлоф" в бухте Данцига (Гданьск), отправив на дно несколько тысяч гитлеровцев, включая 1.300 подводников. Это был лихой моряк, мужчина с куражом, любитель жизни. И в фильме действительно воспроизводится знаменитая любовная история, приключившаяся с ним в Финляндии.
Кстати, в картине у главного героя фамилия не Маринеско, а Маринин. И потопленный крупный транспорт немцев тоже носит иное название - "Атилла".
Это понятно. Для Германии и сегодня гибель "Вильгельма Густлофа" - трагедия. Немецкая сторона заявляет, что на лайнере было меньше военных, чем заявляют русские, зато больше беженцев.
То, что там были и мирные беженцы, - правда. Но невозможно поверить, что на транспорте было мало военных. Германия сражалась и, как это ни покажется странным, сдаваться не собиралась даже в январе 1945 года, до последнего момента веруя в фюрера и его "секретное оружие", а особенно в то, что удастся договориться с союзниками о сепаратном мире. "Вильгельм Густлоф" был законной военной целью, а Маринеско имел задачу такие цели уничтожать. Не случайно ту его победу назвали "атакой века", а самого командира "С-13" - "подводником N 1".
Но, конечно, массовая гибель людей в море (пострашнее "Титаника"!) представляется вещью ужасной, и лишний раз радоваться этому не стоит. Видимо, поэтому сценарист и режиссер сделали героиней фильма девочку Таню из Ленинграда - блокадницу, выжившую чудом, но потерявшую всю свою семью. Так что рассказ о главном герое ведется от ее лица.
Рассказ довольно интересный. Капитан-лейтенант Маринин командует подлодкой на Балтфлоте. Уже осень 1944 года, и советские войска находятся на полных правах в побежденной Финляндии. Действительно было так, и Маринеско свои лучшие победные походы совершил именно с базы на финской земле. Но возникает вопрос: зачем, изображая Финляндию, потребовалось показывать родное побережье... Северного Ледовитого океана?
Понятно, что не все в нашей стране служили в Североморске, жили в Мурманске или родились в Дальних Зеленцах. Но ведь отличить север Кольского полуострова от южной Финляндии (разница по меридиану - около тысячи километров!) у нас способна значительная часть населения. Конечно, на Северном флоте снимать оказалось удобнее, но, может, в следующий раз будем снимать Кению в Тульской губернии? Или наоборот? Побережье южной финской Балтики мало похоже на Кольское Заполярье. Баренцево море с Балтикой вообще трудно спутать.

Но авторы фильма решили по-иному. Видимо, этого требовали интересы дела, и получилась бьющая в глаза подмена. Причем и других подмен хватает. Хотелось бы узнать, к примеру, почему военные контрразведчики изображены столь враждебно (другое определение трудно подобрать)? Наверное, авторы фильма не знают о работе германской и прочих разведок в нашем тылу и на фронте? И даже не слышали об особом полке "Бранденбург", который в июне-июле 1941 года доставил нам немало хлопот. Мы тогда понесли большие человеческие жертвы и от действий диверсантов.
Кстати, уже после первых минут фильма, когда мы видим подводников, задыхающихся от отсутствия кислорода в подлодке, лежащей на грунте рядом с немецкой базой в засаде (это начало рассказа о Маринине), нам показывают двух "самострелов" на суше. Бывший уголовник объясняет молодому матросу, что тот не должен служить на подводном флоте и, уговаривает на "самострел". Их и ловят чекисты. "Самострелов", как известно, расстреливали, причем часто - перед строем. Необходимость поддержания железной дисциплины на войне хорошо известна. Так что смершевцы были бы совершенно правы, расстреляв наивного парнишку-"самострельщика". Расстреливали своих трусов и дезертиров во время войны во всех армиях мира. А майор "Смерша" пощадил юнца, хотя и использовал затем в своих целях.
Если речь пошла о типичных случаях, то хотелось бы найти хоть одного офицера, перед которым в ходе служебного разговора другой офицер... мыл (или парил) бы ноги! Да еще в своем служебном кабинете за рабочим столом! И дело не в том, что у одного было морское воинское звание капитан-лейтенант (к слову сказать, у реального Маринеско звание как раз было капитан 3 ранга), а у другого - майор (расчет на гражданских, которые не знают, что разница невелика). Дело в том, что в Советской Армии кадровый офицер не посмел бы так нарушать правила приличия, а другой - позволять ему подобное хамство.
В фильме чекисты изображаются просто чудовищами. У создателей ленты какая-то патологическая неприязнь к органам госбезопасности, без которых не может функционировать ни одно государство. Понятно, что были всякие люди, но не стоит забывать, что пик репрессий, существенно затронувших и НКВД, пришелся на 1937 - 1938 годы. А в фильме изображается уже война.
К слову сказать, в 1943 году немцы так перекрыли своими противолодочными средствами Финский залив, что ни одна из подлодок, ушедшая на прорыв в Балтику, назад не вернулась. Это все были ведь сослуживцы Маринина (реальный Маринеско стал командовать С-13 как раз в 1943 году). И этих людей никаким чертом было не испугать. Ведь и любовная история Маринина (и подлинного Маринеско) происходит от полного отсутствия страха перед наказанием.
Самая "замечательная" сцена - допрос мальчика-"самострельщика". Нужно обладать недюжинной фантазией, чтобы придумать такое. Сам допрос как допрос. Даже никого не бьют. Но при майоре госбезопасности за спиной допрашиваемого сидит какая-то личность в форме рядового и что-то ест со смаком. Это чудище не просто жрет какую-то тушенку и громко чавкает, но еще и с расстегнутым воротом гимнастерки. Более того, гимнастерка расстегнута чуть не до пупа.
Сюжет, как и положено, выстроен на конфликте. Между чекистом-майором и Марининым. Но реальный Маринеско действительно был повинен в том, что, когда его нашли со срочным приказом, он остался с любовницей, "послав" всех очень далеко.
Тут-то и возникает противоречие жизни с фильмом. Маринеско стал героем, возможно, и потому, что у него был кураж. Это был лихой моряк, ставший легендой. Это был "морской волк", любивший жизнь и... войну. Он уходил в походы почти как на любовное свидание. Его по заслугам и "гнобили", и... посылали на боевые задания. Он - сможет.
Прорваться через немецкую противолодочную оборону могли самые искусные и удачливые. Не случайно в фильме гибнет со своей подлодкой командир Галиев. Немцы все делают профессионально. И борьбу с подлодками противника они вели мастерски. Правда, после выхода Финляндии из войны в 1944 году советским подводникам стало полегче. Но погибать они не перестали.
Драматическая история гибели подлодки Галиева - одна из сильнейших в фильме. Галиев - парень из простого башкирского села. Это красивый, настоящий офицер флота. Непонятно только, почему другие боевые офицеры ВМФ ведут себя совершенно иначе. Празднование очередной победы Маринина перерастает в пьянку, на которой некоторые офицеры ведут себя, мягко говоря, неадекватно. И это в присутствии командира, который даже не реагирует на эксцессы. Конечно, могут возразить, что не нужно, дескать, идеализировать советский Военно-Морской Флот. Понятно, бывает в жизни всякое. Но не всегда и не везде. Морских офицеров, кстати, всегда отличали выправка и подтянутость, особая стать, особые взаимоотношения со старшими и равными.
Возможно, и не стоит этого делать, но прошлое (к примеру, у тех же американцев) чаще всего приукрашивают. У нас иное. У нас, видите ли, любят правду. Считают, что ее наконец-то можно донести до зрителя без цензорских изъятий. Но тогда почему Маринин, а не Маринеско? Потому что кино. Так при чем здесь "правда", если киноиндустрия - "фабрика грез"? И если "правда", то зачем приписывать главному герою потопление вражеского корабля чуть не в каждом походе? Маринеско потопил четыре транспорта, включая "Вильгельм Густлоф". Это достаточно много. Понятно ведь, что на войне наши подводники не только охотились за вражескими судами, но и решали массу других боевых задач.
Однако стоит сказать и о хорошем. Все-таки фильм получился, и молодежь соприкоснется с еще одной важной страничкой войны, научится глубже понимать трагизм и величие подвига наших людей. У многих зрителей, наверное, возникает ком в горле во время сцены прощания на пирсе невесты Галиева с его... личными вещами. Это все, что осталось от любимого человека. Но эти вещи ей не отдадут - не положено. Она всего лишь невеста, а чемоданчик погибшего моряка отправят к его родственникам в Башкирию. Невеста-вдова молча уйдет. Вот и все...
А как эффектно сработана атака подлодки Маринина вражеским эсминцем! Глубинные бомбы несут смерть, и кажется, что на этот раз морякам не спастись (некоторые и погибают). Драматизм боя весьма и весьма остро воспринимается зрителем. А это очень важно в фильме о войне.
Это замечательно, что отечественные кинематографисты столько внимания уделяют военной тематике. Стоит сказать спасибо создателям и этой ленты. И все-таки, все-таки... Тот, кто знает советское кино, тот помнит, что у нас был свой взгляд на себя и мир. И не нужно сказок, что там в каждом кадре восхвалялся наш особый образ жизни, что советский человек непременно представлялся героем. Мы были очень разными. Такими и остаемся. В жизни и в кино. И далеко не каждому предписана судьба Александра Маринеско. В чем-то счастливая, в чем-то горькая, трагическая. Судьба человека.

http://www.redstar.ru/2005/11/17_11/4_05.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ярослав Ястребов
Все статьи Ярослав Ястребов
Последние комментарии
Есть ли альтернатива феодальному социализму?
Новый комментарий от Координатор
18.01.2021 10:54
Карнавал, трагедия, фарс, бунт, попытка захвата власти?
Новый комментарий от monarhist
18.01.2021 10:50
Как относиться к вакцинации?
Новый комментарий от monarhist
18.01.2021 10:02
Спасти Венедиктова
Новый комментарий от monarhist
18.01.2021 09:13
В Москве откроют Ельцин-Центр
Новый комментарий от Наблюдатель
18.01.2021 09:07