itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Записки черного гусара

0
556
Время на чтение 5 минут
В отечественной литературе - событие. Не буду касаться модных течений, поэтических экспериментов, ибо речь о том особенном срезе нашей словесности, который называют военной прозой, причем исторической военной прозой. Этим событием стала книга Александра Бондаренко "Записки черного гусара".

Могут возразить: экое событие, когда тираж маленький, а автор мало известен читающей публике. Однако мал золотник, да дорог. Ну а известность - дело наживное, особенно когда пишешь ТАКИЕ книги. "Записки черного гусара", безусловно, проходят по ведомству настоящей литературы, а не дешевой беллетристики. К примеру, книга Бондаренко принципиально отличается от сочинений г-на Акунина. Вряд ли кто будет спорить, Фандорин просто-напросто плосок и ходулен. Совсем не то князь Несвицкий, в виде записок которого и ведется повествование в книге о черном гусаре.
Черные гусары именовались так по цвету мундиров их родного Александрийского полка. Перед началом войны 1812 года полк квартирует на Волыни (нынешняя Западная Украина) в составе 3-й армии генерала Тормасова. В 3-ю армию в ряды александрийских гусар и попадает волею судеб из Санкт-Петербурга молодой корнет князь Несвицкий. Богатый аристократ древнего рода, выпущенный за дерзкую проделку из Пажеского корпуса не в кавалергарды, а в армейский полк, становится настоящим армейским гусаром, но Гусаром с большой буквы. Его чистое благородное сердце искренне принимает законы боевого товарищества, воинского братства, но при этом он остается самим собой, сохраняя аристократизм духа и умение всегда и во всем быть "комильфо". Он является своим, естественным и на бивуаке гусар, и в усадьбе польского графа, и перед лицом спасенной им прекрасной дамы, о жизни и чести которой князь Несвицкий - подлинный рыцарь - думает в первую очередь. Понятно, что такой человек в бою - достойный воин.
С началом кампании и в ходе ее 3-я армия действовала на правом фланге и в тылу наступавшей через Белоруссию "Великой армии" Наполеона и причинила ей немало хлопот. Помимо прочего, читатель откроет для себя совершенно не известную широкой аудитории страницу той войны, читая, как кавалерия Тормасова, к примеру, в момент успешного наступления Наполеона совершила дерзкий рейд по его тылам, дойдя до Белостока (почти до границы Восточной Пруссии)! Причем повествование настолько насыщено деталями, словно автор сам идет в бой в конном строю черных гусар.
Но не менее достоверен автор и в создании психологических портретов своих героев. Перед нами именно живые люди, а не "исторические персонажи". Поэтому, читая "Записки..." вдруг понимаешь, что творение Александра Бондаренко - не просто плод его удивительно богатой литературной фантазии, это настоящая русская реалистическая проза. Может быть, более того, мы наблюдаем рождение нового жанра в нашей литературе - русской исторической реалистической прозы. Что греха таить, до сих пор "историческая" проза у нас - это или какие-то невероятные лубочные картинки о фантастической России с фантастическими "фигурами", или слабые подражания Дюма-отцу.
Но книга Александра Бондаренко - это особенное литературное явление. Это реалистическое повествование о русских людях 1812 года, созданное в XXI веке. Да, такое повествование, каким оно может быть почти 200 лет спустя. Но с этой поправкой - удивительно светлое и честное. Это именно не акунинская стилизация (не в упрек ему будь сказано, у него иная творческая задача, иной стиль, как и сам он иной литератор). Повторимся. Это русская повесть о русских людях (хотя по объему с добрый роман).
И когда закрываешь книгу, на душе ощущаешь горечь. Горечь разлуки с прекрасным человеком - честным, храбрым, благородным, которого более никогда не встретишь. Потому что "второй серии" не будет. Потому что это не тот жанр, где создаются "римейки". Ведь эта книга написана не в ожидании гонорара, экранизации и т.д. и т.п. Она написана ради нас с вами, читатель, и... ради князя Ивана Несвицкого, образ которого автором как будто бы выстрадан, да еще так, что автор уже просто не смог не записать воспоминания своего героя. Именно так, потому что степень достоверности повествования не просто с исторической, а именно с психологической точки зрения просто поразительна.
Чего стоит финальная история поединка князя Несвицкого с графом Пшендинбовским! Дело не в том даже, как невероятно завершается сюжетная линия их противостояния из-за прекрасной панночки Юлии. Дело в самом описании дуэли. По совести говоря, поначалу ждешь повтора наподобие пушкинского "Выстрела" или лермонтовской "Княжны Мери". Ничуть не бывало. Бьюсь об заклад, что такой дуэли в нашей литературе еще не было. Но как психологически все верно просчитано! Князь Несвицкий убивает противника. Сам, конечно, тоже рискует, но уверенно выстраивает собственную короткую интригу и уверенно всаживает противнику пулю в сердце. Ради спасения женщины, которую раньше любил. Спасения из лагеря польских уланов наполеоновской армии, который через полчаса снесет с лица земли русская артиллерия. И спасает ее и других женщин, которых обреченные поляки едва не утащили за собой на тот свет. Но Александр Бондаренко еще не ставит на этом точку. И это, оказывается, удивительно верно. Герою не так-то просто уйти из лагеря противника. Его догоняет денщик убитого графа и стреляет в героя. Вот этим и ставится точка в сюжетной линии любви к Юлии и влюбленности в другую женщину - "прекрасную амазонку" Марину, которую герой спасает ранее. Золотой медальон, подаренный "амазонкой", выручает князя Несвицкого, но попавшая в медальон в области сердца пуля как будто вычеркивает из этого сердца образы обеих женщин. По сути, в этот момент, в момент шока от дуновения смерти в лицо, герой окончательно возмужал и навсегда расстался с наивными мечтаниями юности. Не случайно поэтому он, чудом оставшийся в живых, одиноко стоит на лесной дороге, обняв боевого коня, и плачет, уткнувшись в седло. Это слезы прощания с чистой, светлой и романтической юностью. После этого мы видим уже спокойного и сдержанного человека - почти сурового черного гусара. Но под панцирем спокойствия все равно бьется горячее, благородное, пылкое сердце.
Слова о реализме сказаны неспроста. Ибо "Записки черного гусара" - это по сути повествование о возмужании человека на войне, но повествование, невероятно богатое на события и захватывающее. Встретив вначале романтического влюбчивого юношу, в финале обнаруживаем взрослого мужчину, руководствующегося уже не идеалистическими стремлениями, но чувством долга. И... все равно остающегося романтическим рыцарем.
А потому больно расставаться с князем Несвицким, которого успел полюбить как бескорыстного друга, с которым вместе переживал головокружительные приключения, опасности войны, радость побед и отчаянную боль утраченной навеки любви, холод одиночества в, казалось бы, выгоревшем сердце. Как будто бы он не просто рассказывал о своих приключениях в кампании 1812 года, а беседовал с тобой. И так искренне делился надеждами и горем утрат, делился тайнами своей души, словно знал наверняка, что ты поймешь и никогда не предашь. Но он уходит в вечность. И ты теряешь дорогого тебе человека, как в свое время терял и он. Навсегда.
Пересказывать книгу - пустое и хлопотное занятие. Она настолько интересно и увлекательно написана, что пересказ кажется неуместным. Такие книги нужно читать. В наше не самое доброе время князь Несвицкий просто-напросто необходим. Беседа с ним - это глоток свежего, чистого, утреннего воздуха. Воздуха весны.
И спасибо большое, да что там говорить, низкий поклон Александру Бондаренко, подарившему нам светлые часы общения с этим героем. Который просто и естественно, как подлинный аристократ, приводит нас к мысли, что благородство, честь, храбрость, бескорыстие, пылкая жажда любви сильнее приземленных стремлений. Что жизнь богата и удивительна, хотя и исполнена потерь, утрат, боли. И все-таки жизнь прекрасна, потому что в ней есть такие люди. Не верите? Прочтите "Записки черного гусара". Думается, это именно то, что вам сегодня нужно, читатель.

http://www.redstar.ru/2005/12/15_12/4_04.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ярослав Ястребов
Все статьи Ярослав Ястребов
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09