Поруганные храмы

Немцы Поволжья почти потеряли надежду на восстановление своих церквей

Алексей Шмырев 
0
12.12.2006 149
В конце ноября в Российско-немецком доме в Москве прошла фотовыставка "Церковь немцев Поволжья", посвященная 210-летию со дня смерти Екатерины Великой. Ее посетители могли познакомиться с современным состоянием шедевров церковной архитектуры, созданных руками поволжских немцев-колонистов на приютившей их земле.

22 июля 1763 г. императрица Екатерина II издала манифест, который положил начало переселению европейских колонистов в пределы Российской империи. Это приглашених вызвало большой резонанс преимущественно в немецких землях. Тысячи немецких колонистов, пришедшие на безлюдные приволжские просторы, где до этого появлялись только кочующие племена киргиз-кайсаков и калмыков, основали колонии, ставшие маленькой Германией на берегах Волги.

Среди немецких поселенцев преобладали лютеране, но были и католики, и меннониты. Манифест 1763 г. разрешал им "строить церкви и колокольни, имея потребное число при этом пасторов и прочих церковнослужителей". Колонии были объединены в округа по религиозному принципу. На лютеранских пасторов и католических священников были возложены самые разнообразные обязанности. Как минимум один раз в год они должны были посещать все колонии своего прихода, наставляя прихожан в вере. Школы немецких поселенцев находились в полном подчинении у священнослужителей, занимавших первое место в преподавательском составе и читавших Закон Божий. Кроме того, в лютеранских и католических церквах велись метрические книги, куда записывались данные о крестившихся, сочетавшихся браком и умерших.

Управление колониями осуществлялось через специально созданное российским правительством учреждение - Канцелярию опекунства иностранных подданных. Ее первым президентом был граф Григорий Орлов. Первоначально пасторов на льготных основаниях содержало правительство, а утверждал министр внутренних дел (в 1904 г. право утверждения перешло к губернатору). Однако если пастора содержали сами колонисты, то за ними закреплялось и право его избрания.

В Поволжье не существовало лютеранской семинарии, а следовательно, и собственного духовенства. В основном немецкие лютеранские приходы возглавляли прибалтийские немцы - выпускники Дерптского университета. Пасторов также выписывали из-за границы, в основном из Швеции, Саксонии, Пруссии и Голландии. Число немецких поселенцев постоянно росло, причем довольно высокими темпами. Если в 1861 г. один пастор окормлял в среднем 6500 человек, то в 1905 г. на одного пастора приходилось 13 000 прихожан. К 1914 г. полумиллионное население немецких колоний окормляли всего 79 пасторов.

В критические моменты истории поволжских немцев духовенство разделяло с колонистами все их лишения: и во время Пугачевского восстания в 1773-1774 гг., и в эпоху жестоких набегов киргиз-кайсаков и калмыков в 1774-1776 гг. В целом отношения между лютеранским духовенством и правительством строились на взаимовыгодной основе. Взаимопонимание между ними нарушилось только один раз: в 1890-х гг., когда губернские власти потребовали от пасторов поддержать обучение русскому языку в приходских школах.

Первые деревянные церкви в колониях были выстроены за счет государства, однако масштабное строительство каменных церквей началось лишь в XIX в. Колонисты были готовы жертвовать на строительство храмов большие суммы. В Поволжье сформировался особый архитектурный стиль, известный как классицизм российских немцев, так называемый "контор-стиль". В этом стиле в 1840-1850-х гг. были построены лютеранские церкви в Екатериненштадте (Маркс), в Бальцере, Франке, Гриме (Лесной Карамыш) и в Варенбурге (Привольное). Последняя церковь в этом стиле построена в 1886 г. в Розенгейме (ныне Подстепное).

Во второй половине XIX в. классицизм уступает свои позиции неороманскому стилю (лютеранские церкви в Цюрихе (Зоркино) и Саратове), а к концу столетия архитектура немецких церквей в Поволжье подверглась сильному влиянию неоготики. В неоготическом стиле были построены лютеранские церкви в Динкеле (Тарлыковка) и Гнадентау (Верхний Еруслан), а также католическая церковь в Каменке. Так, ко времени крушения Российской империи сформировался внешний облик немецких поселений в Поволжье.

Органы для церквей специально заказывались в Германии. Крупнейшими изготовителями были известные фирмы "Walker aus Ludwisburg" и "Orgelbau W. Sauer". Орган фирмы "Walker" находился и в церкви Святой Троицы в Екатериненштадте, которую часто называют самой красивой церковью немецких поселений. Ее построили в 1851 г. на рыночной площади города, она вмещала до полутора тысяч прихожан. Над западным порталом возвышалась высокая колокольня, хорошо заметная идущим по Волге судам.

В 1920-1930-х гг. гонения на религию в Советском Союзе привели к тому, что подавляющее большинство оставшихся к тому времени в России пасторов были осуждены за контрреволюционную деятельность. Церкви переоборудовали в моторно-тракторные станции, дома культуры и склады. Сносились колокольни, демонтировались орг`аны, осквернялись алтари. Ликвидация Автономной республики немцев Поволжья в 1941 г., указ о депортации поволжских немцев в Сибирь и Казахстан, обвинение их в содействии фашистам - все это стало трагедией не только для людей. Эти события решили судьбу многих уникальных памятников церковной архитектуры, которые ныне разрушаются и гибнут на глазах.

Сегодня в Поволжье лютеран почти не осталось. Церкви, построенные когда-то с большим трудом и верой, находятся в плачевном состоянии. Среди поволжских немцев, еще оставшихся в живых и помнящих красоту своих храмов, бытует поверье: прислушавшись, в разрушенной церкви, можно уловить печальные звуки органа, а также увидеть пастора у распятия, призывающего прихожан к причастию...

http://religion.ng.ru/history/2006-12-06/5_hramy.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Алексей Шмырев
Старики
06.02.2014
Патриарх из лагеря либералов
Православные румыны выбрали нового предстоятеля
20.09.2007
Праздник праздником...
Пасхальные обращения не всегда свободны от политики
18.04.2007
Поруганные храмы
Немцы Поволжья почти потеряли надежду на восстановление своих церквей
12.12.2006
Хроники "унгенского бунта"
Назначение нового епископа грозит обострить межправославные отношения в Молдавии
02.11.2006
Все статьи Алексей Шмырев
Последние комментарии
Не хватает слова Правды
Новый комментарий от Олег В.
23.01.2022 01:55
Как трупами расчищался путь Горбачёву
Новый комментарий от Кирилл Д.
23.01.2022 00:34
Социальные функции Церкви
Новый комментарий от Кирилл Д.
22.01.2022 23:56
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от С. Югов
22.01.2022 22:57
О чем же говорил старец Паисий?
Новый комментарий от Русский Иван
22.01.2022 22:21
«Кровавое воскресенье»: правда и вымысел
Новый комментарий от Русский Иван
22.01.2022 22:16
Русская ли это идея - Третий Рим? Часть первая
Новый комментарий от Василий З.
22.01.2022 22:15