Патриарх обычно не затрагивает политическую проблематику - все-таки Пасха считается "праздником праздников" в христианском мире. Тем не менее на каждую Пасху - свой "сюрприз". Например, в 2004 году Алексий II неожиданно зачитал пасхальное приветствие "иерархам, клиру и пастве Русской Православной Церкви Заграницей" (сегодня, спустя три года, объединение с РПЦЗ практически завершено). В 2005-м Патриарх говорил о 60-летнем юбилее Победы в Великой Отечественной войне. В 2006-м - о "сотрудничестве со светской властью на благо людей".
На сей раз Алексий II вновь говорил о церковном возрождении, которое происходит "в обществе, где еще совсем недавно отрекались от Бога, а затем немало сил положили в погоне за ложными благами мира сего... Во всех сферах жизни нашего общества - в экономике, в политике, в семье - укрепляется понимание необходимости строить жизнь на основах христианской нравственности".
Со своим пасхальным обращением выступил и глава Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) Митрополит Корнилий (Титов). Будучи далек от политики, он пожелал своей пастве "твердого и мужественного стояния в вере" и "укрепления телесных сил на всякое благое дело".
"Цены на нефть и газ, золото и бриллианты, лес и т.д. будут изменяться. Но никогда не обесценится истина Воскресения - триумф Божия милосердия, последняя надежда человечества", - сказал в своей пасхальной проповеди глава католической архиепархии Божьей Матери Тадеуш Кондрусевич. Он также обрушился с критикой на "современный релятивистский и либеральный мир", который "уповает лишь на достижения разума и развитие науки", забыв о христианских ценностях.
Какими словами приветствовали верующих христианские лидеры соседних с Россией стран? Патриарх-Католикос всея Грузии Илия II в пасхальном обращении коснулся темы "народной дипломатии" в связи со своим визитом в Москву в начале марта. "Политическая напpяженность между Гpузией и Россией не должна пеpеpасти в пpотивостояние между наpодами, в пpедотвpащении такого pазвития событий огpомную pоль может сыгpать Цеpковь", - заявил Илия II.
Пасхальное обращение Католикоса всех армян Гарегина II также было насыщено актуальными политическими проблемами. Центральной темой стал вопрос о геноциде армян в Османской империи в 1915 году и отношения с Турцией. "Политика отвержения факта геноцида является причиной физических, культурных и новых духовно-моральных геноцидов, - заявил Гарегин II, обращаясь к своей пастве. - Безнаказанность преступления неизбежно порождает новые. Геноциду армян последовал Холокост, а также геноциды в Руанде и Дарфуре. Несколько дней назад, когда в душе нашего народа еще не зажила рана от убийства Гранта Динка, турецкие власти, завершив реставрацию церкви Святого Креста на Ахтамаре, превратили многовековую армянскую святыню в музей".
На Украине Пасха пришлась на период острого внутриполитического кризиса. "Политика не должна посеять плевелы ненависти и злобы в наши сердца", - заявил 4 апреля предстоятель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) митрополит Владимир (Сабодан). В то же время он признал, что "нынешняя Страстная неделя стала по-настоящему страстной". В своем пасхальном обращении митрополит Владимир отдельной строкой обратился "к властям и воинству богохранимого Украинского государства". "Свет Христова Воскресения да озарит сердца всех наших соотечественников, изгоняя дух разобщения и раздоров", - заявил глава УПЦ МП.
В то же время Патриарх Филарет (Денисенко), глава непризнанной в православном мире Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП), еще 5 апреля назвал позицию президента Виктора Ющенко "наилучшим выходом из сегодняшней ситуации". При этом он отметил, что "Церковь не вмешивается в политику, но не может стоять в стороне и не реагировать на нарушения морали". Поздравляя с Пасхой президента Виктора Ющенко, Верховную Раду, правительство и Вооруженные силы Украины, Патриарх Филарет призвал "обновить духовные силы для блага образования в Украине единой Поместной Украинской Православной Церкви". Этот проект, курируемый секретариатом президента, стал в последнее время предметом ожесточенных споров (см. "НГР" N 5 от 21.03.2007).
Любопытно, что пасхальный благодатный огонь был доставлен на Украину из Иерусалима дважды. "Первый огонь" был передан Иерусалимским Патриархом Феофилом III наместнику Киево-Печерской лавры архиепископу Павлу вместе с пасхальным посланием митрополиту Владимиру (Сабодану). "Второй огонь" чуть позже доставила в Киев делегация во главе с Петром Ющенко (братом президента Украины), в которую вошли представители УПЦ КП, Украинской Автокефальной Православной Церкви, греко-католической и римско-католической общин Украины. В пресс-службе УПЦ МП незамедлительно усомнились в благодатности пасхального огня, доставленного официальной делегацией. Таким образом, украинский раскол отразился даже на пасхальных торжествах.
В Молдавии верующих с Пасхой поздравлял митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир (Кантарян). Он призвал священнослужителей "способствовать благосостоянию Церкви" и "заботиться о молодежи". Не забыл митрополит Владимир и о руководстве страны, поблагодарив его за "возможность благословлять брызгами священного огня эти края, пропитанные православием".
А вот пасхальное обращение митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) не содержало в себе и тени намека на политику. Патриарший экзарх в Белоруссии лишь напомнил о том, что нынешний год объявлен в этой стране Годом ребенка. Какой контраст с политическими бурями в соседней Украине!
http://religion.ng.ru/politic/2007-04-18/1_politic.html