Центральное место на Потсдамской конференции заняла германская проблема. Решая судьбу Германии, союзники фактически закладывали концептуальные основы нового мироустройства и межгосударственных отношений, а также системы международной безопасности.
СУВЕРЕНИТЕТ И НЕЗЫБЛЕМОСТЬ ГРАНИЦ
"Большой тройкой" было решено полностью разоружить и демилитаризовать Германию, упразднить ее Вооруженные Силы, СС, СА, СД и гестапо, ликвидировать военную промышленность, подорвав базу германского милитаризма, наказать военных преступников. Предотвращалась любая нацистская и милитаристская деятельность или пропаганда, реконструкция политической жизни Германии предусматривалась на демократической основе. Вопрос о расчленении страны, в отличие от Ялтинской конференции, уже не рассматривался. Союзные державы заявили, что не намерены уничтожить или ввергнуть в рабство немецкий народ, вместе с тем они обязались принять все меры к тому, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире.Серьезные разногласия возникли при обсуждении вопроса о репарациях.
СССР и США удалось выработать компромиссное решение, в соответствии с которым Советский Союз получал репарации из своей зоны оккупации и за счет германских вложений за границей (а также дополнительно 25% промышленного оборудования из западных зон). При этом из своей доли СССР обязался удовлетворить и репарационные претензии Польши.
Едва ли не самые серьезные разногласия касались установления польской границы на западе - с Германией. Еще в Ялте (февраль 1945 г.) союзники пришли к единому мнению, что "Польша должна получить существенные приращения своей территории на севере и на западе", при этом окончательное определение западной границы Польши будет отложено до мирной конференции. Однако теперь в Потсдаме делегаты от США и Англии попытались уклониться от подтверждения ранее согласованного решения. Упорство западных лидеров подпитывал только что полученный Трумэном подробный отчет об успешном испытании атомной бомбы. Американский президент заявил, что не может дать согласия на предлагаемую западную польскую границу, "так как для этого будет другое место, а именно - мирная конференция". Его слова были чистым лукавством, ибо Трумэн знал, что никакой конференции ждать уже не приходится.
Чтобы укрепить свою позицию, президент 24 июля кратко сообщил Сталину о создании в США атомной бомбы - оружия "необыкновенно разрушительной силы". Но советский лидер не поддался на этот нажим, сделав вид, что не понял всего значения сообщенной ему информации. После длительных дебатов американская и английская делегации вынуждены были согласиться на установление западной границы Польши в соответствии с предложением советской делегации, то есть по рекам Одер и Западная Нейсе.
На северо-восточных рубежах к Польше отходили Данциг (Гданьск) и часть Восточной Пруссии. Кенигсберг (в 1946 г. переименованный в Калининград) с прилегающим к нему районом передавался СССР, тем самым выполнялась договоренность, достигнутая еще на Тегеранской конференции в 1943 г.
Усугублять конфронтацию по польскому вопросу Трумэн не стал в первую очередь потому, что был заинтересован в скорейшем вступлении СССР в войну против Японии. Утверждения, будто ко времени Потсдамской конференции Соединенные Штаты уже не видели в нем необходимости, не соответствует действительности.
Потсдамская конференция, являясь логическим продолжением Тегеранской и Ялтинской, предприняла попытку вернуть мир к основам Вестфальской системы, когда в 1648 г. главным принципом отношений между странами и народами стало признание суверенитетов государств и незыблемости границ.
На конференции была также подтверждена геополитическая концепция единства, взаимосвязанности и взаимозависимости мира. В то же время мир впервые за весь исторический процесс своего развития приобрел четкое оформление в рамках фундаментального закона геополитики - закона дуализма. На международном уровне был признан паритет двух цивилизационных объединений: морского - во главе с США и континентального - во главе с СССР.
Это обстоятельство позднее нашло закрепление на глобальном уровне при формировании Совета Безопасности ООН, отвечающего за поддержание международного мира. В состав постоянных членов СБ вошли два государства морской цивилизации (США и Великобритания), две самые крупные континентальные державы (СССР и Китай) и Франция, тяготеющая к тем и другим и одновременно тем и другим противостоящая, то есть играющая роль балансира в международных вопросах.
Восток и Запад, море и суша в результате Второй мировой войны определили условные горизонты своего влияния и своих устремлений и закрепили это документами Потсдамской конференции.
РАЗДЕЛ СФЕР ВЛИЯНИЯ
Однако в составе главных фигур антигитлеровской коалиции сразу же после Победы произошли изменения. В апреле 1945 г. скончался президент Ф. Рузвельт. Думаю, что для СССР и лично для И.В. Сталина это была серьезная потеря. Рузвельт в ходе войны заметно эволюционировал от ненависти к нашей стране к симпатии и восхищению. Советский народ вызывал у него сначала удивление свой стойкостью и мужеством в борьбе с превосходящим противником, а затем восхищение одержанными Красной Армией победами. В Сталине он видел мудрого волевого полководца и человека, безукоризненно выполняющего свои обязательства перед союзниками.У. Черчилль же, наоборот, в глазах американского президента все более открывался как пустослов и интриган, старавшийся размыть общие усилия в войне с Германией, поиметь выгоду для Великобритании и ослабить союзников. Он же всячески затягивал открытие второго фронта и нажимал на Рузвельта, чтобы обеспечить высадку союзных войск на Балканах с целью не допустить советские войска в этот исключительно важный регион.
Имеются документальные данные и о том, что Черчилль в сговоре с некоторыми своими и американскими генералами готовил сразу же после разгрома Германии удар по советским армиям, вошедшим в европейские страны. Жители туманного Альбиона, за годы войны настрадавшиеся от постоянных бомбардировок и не желавшие новой войны, отказали Черчиллю на парламентских выборах 1945 г. в доверии.
Но своей фултоновской речью бывший британский премьер успел заложить основы "холодной войны", а пришедший к власти в США после смерти Рузвельта (смерти отчасти загадочной) Г. Трумэн подхватил знамя конфронтации с СССР и придал ей очертание глобального противостояния. Новый премьер Великобритании К. Эттли стал верным союзником Трумэна.
Можно констатировать, что со смертью Рузвельта исчез и шанс избежать холодного противостояния между СССР и США, сделать мир более безопасным. Именно Рузвельт весной 1945 г. призывал конгресс США строго соблюдать договоренности с Советским Союзом, отказаться от гонки вооружений как препятствия в развитии экономики.
В И.В. Сталине Ф. Рузвельт видел серьезного партнера, в паре с которым можно было решать судьбы мира. Хотя, безусловно, противоречия между СССР и США присутствовали и в перспективе могли нарастать. Но их могли бы разрешать два мудрых лидера, доверявших друг другу. С Трумэном и Эттли, принявшим логику войны против СССР, делать это было не только трудно, но и практически невозможно.
Решения Потсдамской конференции имели, таким образом, неоднозначные последствия. Хотя она и разрешила ряд коренных вопросов послевоенного мироустройства, произвела раздел сфер влияния между СССР и западными державами, с другой стороны, обозначился острый кризис антигитлеровской коалиции. На горизонте явственно вырисовывалась "холодная война".
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ
Очевидно, что соперничество СССР и западных держав лежало в плоскости геополитических интересов. Сталин ставил целью утверждение в странах Восточной Европы советской модели социализма и включение их в орбиту советского влияния. Тем самым расширялась зона безопасности, откуда ни при каких условиях на Советский Союз уже не могла бы обрушиться военная опасность.По завершении Второй мировой войны американские и британские лидеры считали неизбежным признание сферы влияния СССР на востоке и в центре Европы, но допустить прихода к власти в этом регионе коммунистических режимов они не хотели.
Не успели стихнуть бои, как 12 мая 1945 г. Трумэн прекратил поставки Советскому Союзу по ленд-лизу, утверждая, что раз СССР не находится в состоянии войны с Японией, то закон запрещает оказывать такого рода экономическую помощь. После протеста Москвы американские власти возобновили поставки, но становилось ясно, что на Западе явно активизировались сторонники политики с позиции силы. Практиковавшийся ранее принцип равенства во взаимоотношениях с Советским Союзом новой американской администрацией уже не разделялся.
"Жесткий" подход Трумэн продемонстрировал в первые же дни пребывания на посту президента, когда принимал в Белом доме наркома иностранных дел В.М. Молотова, прибывшего в США в апреле 1945 г. для участия в конференции Организации Объединенных Наций в Сан-Франциско. Не успел гость переступить порог, как президент сразу "взял быка за рога" (собственное выражение Трумэна). Поводом для резких упреков он избрал польский вопрос, обвинив советскую сторону в отсутствии прогресса в его решении. Из уст Трумэна прозвучала плохо скрытая угроза применить к СССР экономические санкции.
Политическая мысль в Вашингтоне все больше вращалась вокруг идеи столкновения с СССР. Исполняющий обязанности государственного секретаря США Дж. Грю составил 19 мая 1945 г. меморандум, в котором заявлял, что война с Советским Союзом неизбежна. Надо, писал он, чтобы "американская политика по отношению к Советской России немедленно ужесточилась по всем линиям. Гораздо лучше и надежнее, - утверждал он, - иметь столкновение прежде, чем Россия сможет провести восстановительные работы и развить свой огромный потенциал военной, экономической и территориальной мощи".
АКЦИЯ УСТРАШЕНИЯ
Импульс, шедший от политиков, восприняли военные. Командующий американскими бронетанковыми войсками генерал У. Паттон предлагал совместным с англичанами ударом вытеснить советские войска из Европы. В августе 1945 г. с участием командования ВВС США специально для руководителя американского атомного проекта генерала Л. Гровса был подготовлен секретный документ под выразительным названием "Стратегическая карта некоторых промышленных районов России и Маньчжурии". В документе перечислялись 15 крупнейших городов Советского Союза - Москва, Баку, Новосибирск, Горький, Свердловск, Челябинск, Омск, Куйбышев, Казань, Саратов, Молотов (Пермь), Магнитогорск, Грозный, Сталинск (вероятно, имелся в виду Сталино - Донецк), Нижний Тагил. Здесь же указывалось их географическое расположение, приводились сведения о населении, промышленном потенциале, первоочередных целях для бомбардировок.В приложении приводился расчет количества атомных бомб, требуемых для уничтожения каждого из этих городов, с учетом имеющегося опыта Хиросимы и Нагасаки. По мнению авторов документа, для поражения Москвы и Ленинграда требовалось по шесть атомных бомб на каждую из столиц.
Скорее всего, советское руководство тогда об этом документе не знало. Но уже в сентябре 1945 г. Москве стало известно о другом, не менее выразительном событии. Речь идет о демонстрационном межконтинентальном перелете трех бомбардировщиков В-29 (аналогов "Энолы Гей", сбросившей атомную бомбу на Хиросиму) с аэродрома на о. Хоккайдо на военно-воздушную базу в Чикаго. О перелете "летающих крепостей" писали все ведущие американские газеты, некоторые из них даже делали откровенные намеки на то, что перед ними поставлена задача произвести устрашающий эффект на потенциального противника.
К началу 1946 г. в США по существу получила обоснование концепция превентивной атомной войны, которая бы упреждала превращение СССР в ядерную державу. К ее разработке имели прямое отношение в высшей степени авторитетные и хорошо информированные военные и политические деятели - командующий ВВС США генерал Х. Арнольд, бригадный генерал Ф. Эверест, представлявший ВВС в Объединенном комитете военного планирования, командующий авиацией стратегического назначения генерал К. Спаатс, заместитель командующего армейской авиацией, один из авторов плана "ковровых" бомбардировок Германии в годы войны генерал А. Икер и другие. Необходимость удержать монополию на атомное оружие и право на превентивный удар по СССР выводилась из предполагаемого чуть ли не двойного превосходства Красной Армии и способности Советских Вооруженных Сил оккупировать Западную Европу в считанные недели.
Наиболее развернутое обоснование превентивной ядерной войны дал политолог из Гарвардского университета Дж. Бюрнхейм, предложивший исходить из того, что Третья мировая война уже началась. А раз так, то атомная бомбардировка СССР должна рассматриваться всего лишь как новая фаза военных действий, оправданных не меньше, чем бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, и преследующих одну цель - достижение окончательной победы.
Возникает естественный вопрос, готовила ли Москва хоть что-то похожее на симметричный ответ?
КОНЦЕПЦИЯ ПРЕВЕНТИВНОЙ ЯДЕРНОЙ ВОЙНЫ
По крайней мере, из опубликованных материалов ничего не известно о придании нашей атомной стратегии наступательного характера. Сталин был достаточно трезвым, реальным политиком, чтобы понимать: новая мировая война неизбежно будет ядерной. Принять на себя риск новой большой войны с применением оружия массового уничтожения Советский Союз не мог уже потому, что, как известно, до 1949 г. он не располагал ни единым ядерным боеприпасом. Научные и научно-организационные органы - Специальный комитет и Первое главное управление (ПГУ) были созданы лишь после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки 20 августа 1945 г.Первые три атомные бомбы в СССР предполагали изготовить к концу 1949 г. В действительности получили лишь одну, которую и взорвали 29 августа 1949 г. под Семипалатинском, хотя в сообщении ТАСС и было заявлено, что СССР имел в своем распоряжении атомное оружие с 1947 г. Только весной 1949 г. у нас было намечено строительство завода по сборке 20 атомных бомб в год. Не было и носителей ядерного оружия. Первые планы приспособления бомбардировщиков Пе-8 и Ту-4 для этих целей относятся к 1948 г.
В то же время по плану "Дропшот", относящемуся к 1949 г., у США уже были наготове десятки атомных бомб, которые в случае войны обрушились бы на 200 городов СССР, и стратегических бомбардировщиков.
Об этом в Москве знали. Показательно, что успешное испытание первой советской атомной бомбы не сопровождалось никаким особым пропагандистским эффектом, тем более нагнетанием атомного психоза. Все это зримо свидетельствовало о трезвом подходе Москвы к изменившемуся характеру войны в ядерный век и к вопросу о шансах СССР в силовом противоборстве с Америкой.
Тем не менее, хотя концепция превентивной ядерной войны не стала официальной военно-политической доктриной администрации Трумэна, в недрах Пентагона и Совета национальной безопасности, как видим, постоянно разрабатывались военные планы, предусматривавшие использование ядерного оружия в войне против СССР.
В 1949 г. под нажимом США был образован блок НАТО, явно антисоветской направленности. СССР предложил себя в качестве полноправного члена этого блока и превращения его в основу системы коллективной безопасности в Европе. Предложение было отвергнуто. 14 мая 1955 г. было объявлено о создании организации Варшавского Договора. "Холодная война" получила военно-блоковое оформление.
Бросается в глаза, насколько факты вчерашнего дня перекликаются с политикой Запада в отношении современной России. Многое изменилось за прошедшие десятилетия в стане бывших союзников по антигитлеровской коалиции: многополярный мир сменился однополярным, распался Советский Союз, Лондон уже не является, как в 40-е гг., равноправным партнером для Вашингтона. Но по-прежнему Россия воспринимается Западом в качестве такого же геополитического соперника, как и СССР. А США все чаще репетируют роль "мирового полицейского", хотя Белый дом, госдепартамент и Пентагон не прочь иногда прибегнуть к миролюбивой риторике вроде лозунгов о "продвижении свободы и демократии".
Вот как теперь звучит подобный тезис из уст генсека НАТО Я.Х. Схеффера: "Для нашего альянса главным является защита и продление демократии. Если для поддержания демократии нужно применение военных средств, то мы применим их". Натовский генсек произнес это не далее как 23 июня 2005 г., накануне встречи с В. Путиным.
Таким образом, принципы международной системы безопасности, заложенные в ходе Ялтинской и Потсдамской конференций, канули в лету, а политическая практика нацистской Германии оживает, возрождается. Характерно, что особенно отчетливо это проявилось в дни празднования 60-летия Победы над фашизмом.
Леонид ИВАШОВ,
вице-президент Академии геополитических проблем,
доктор исторических наук, генерал-полковник
http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2005.94.articles.conception_01