Научная конференция в Историческом музее, где духовенство пообщалось с искусствоведами. Открытие там же весьма скромной по масштабам выставки. Всенощное бдение в Покровском соборе в субботу и вчерашняя литургия. Крестный ход, праздничная трапеза, концерт древних песнопений. Вот вкратце и вся осиленная старообрядцами программа празднования юбилея, имеющего значение не только для них - для всех нас.
Помимо снятия с алтарей храмов в Рогожской слободе печатей, наложенных в царствование Александра II, а с самих старообрядцев - узаконенного прозвища "раскольники", указ от 30 апреля 1905 года содержал кое-что поважнее - прежде всего "сердечное стремление" монарха "обеспечить каждому из подданных свободу верования и молитв по велениям его совести". Указ гарантировал: "Отпадение от православной веры в другое вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных последствий". Верующие уравнивались в правах при заключении смешанных браков. Преподавание основ религии в учебных заведениях поручалось "духовным лицам надлежащего исповедания" и должно было вестись на языке учащихся. Предлагалось также решительно пересмотреть законы, касающиеся религиозного быта мусульман и буддистов (их отныне возбранялось именовать в официальных актах язычниками).
Указ, юбилей которого сегодня отмечают старообрядцы, провозглашал начало "Золотого века" религиозно-общественной жизни России. Короток оказался век - 12 лет. Но, как заметил на предъюбилейной конференции глава Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Андриан (Четвергов), "какое это было бурное, плодотворное, многообещающее время!.. Религиозное освобождение, подобно отмене крепостного права, стало катализатором государственного развития. Знаменитые цифры экономического подъема 1913 года не случайно совпадают с расцветом старообрядческой активности начала XX века и являют собой редкий пример состоявшейся исторической альтернативы".
По мнению митрополита, "нынешние обстоятельства имеют большое сходство с ситуацией, которая сложилась в России в начале прошлого века".
Сходство действительно просматривается. Митрополит Андриан - член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ. В прошлом году он совершил длительную поездку по стране, повсюду удостаиваясь чести быть принятым первыми лицами. Незадолго до юбилея Рогожскую слободу посетил столичный мэр, дабы обсудить концепцию возрождения архитектурного ансамбля, возвращение в пользование РПСЦ территории и сохранившихся памятников.
Обо всем этом старообрядцы еще лет пять назад могли только мечтать. Их наконец-то заметили! С ними, как и с Патриархией, стали считаться! Но, перечитывая строки столетней давности, мы ясно видим, что "воз и ныне там", и проблемы, стоящие сегодня перед старообрядцами, равно как и перед упомянутыми в указе мусульманами, буддистами и "сектантами" - те же. Потому что в России только на гербовой бумаге все конфессии равны, а в реальности одна - всегда и всюду "равнее". И как в 1905-м, она претендует в 2005-м на роль "государевой церкви"...
Вероятно, именно поэтому юбилей, который мог стать общегосударственным праздником, прошел в тесной ограде Рогожского поселка. Присутствие на литургии полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе г-на Полтавченко да телефонный разговор митрополита с Александром Солженицыным, который посетовал на нездоровье, помешавшее приехать на праздник, - вот, кажется, и все знаки внимания к незаурядному событию извне.
16.05.2005
http://www.newizv.ru/news/?id_news=24321&date=2005-05-16