История Монастырской набережной и Спасского спуска

История вятских улиц

Религия 
0
617
Время на чтение 6 минут
Знакомясь с улицей Спасской (современная Дрелевского), мы не можем обойти стороной Спасский спуск. Сегодня он никак не обозначен на карте города, однако история его столь интересна, что, безусловно, заслуживает особого внимания. Знакомясь с ней, мы также обратимся к вопросу происхождения названия Монастырской набережной (современной улицы ГорбачЈва) и Засорного оврага, о которых, к сожалению, мы почти ничего не знаем. Эти названия уже сами по себе рождают множество вопросов: почему простая улица раньше называлась набережной, ведь сегодня поблизости от неЈ нет никакой реки? Действительно ли Засорный овраг долгие годы служил городской свалкой, отчего и получил это название? И, в конце концов, какой духовный урок может преподать нам судьба Василия ГорбачЈва, имя которого сегодня носит Монастырская набережная?

Для тех, кто ещЈ не знаком с историей улицы Спасской, напомним, что и эта улица и одноимЈнный спуск получили свои названия по имени деревянной Спасской церкви (ныне каменного Спасского собора), находившейся на древнем городском торге. Территория торга и сейчас не застроена: это заасфальтированная площадка за Спасским собором. Спасский соборНекогда это был центр города, а Спасский собор был одним из наиболее известных вятских храмов. Прославился он благодаря Нерукотворному образу Спасителя, некогда находившемуся на его паперти. В 1647 г. Хлынов посетила страшная моровая изва, оступившая от города только после того, как духовенство и прихожане обошли город крестным ходом с этим чудотворным образом. Этот образ явил великое множество чудес и был широко известен даже за пределами Вятской земли. Примером тому - Спасская башня Московского Кремля, получившая своЈ название по имени вятской святыни. ПривезЈнная в 1657 г. в Москву, эта икона так и осталась в столице. В Вятку же был направлен еЈ точный список, который ежегодно посещал крестным ходом почти все уезды губернии. По известности с этой иконой на Вятке мог соперничать, пожалуй, только Великорецкий образ Святителя Николая, который также принимал участие в том "низовом" крестном ходе. Этот чудотворный образ Спасителя и Спасский собор знала вся Вятская земля. Поэтому не удивительно, что, когда ещЈ не было в городе Спасской улицы, спуск от торга и собора к нижней части Засорного оврага уже назывался в народе Спасским.

Говоря о Спасском спуске, невозможно не сказать о самом овраге. Считается, что он был назван Засорным оттого, что городские жители бросали в него мусор - "сор" - что не могло не сказаться на нашем отношении к оврагу: кому будет интересна городская свалка? Мы так привыкли к этой мысли, что до сих пор Засорный овраг стоит неухоженным и забытым городскими властями. Однако сердце чувствует - что-то здесь не так. Согласитесь, что трудно представить себе горожан, пробирающихся к оврагу узкими улицами древнего Хлынова с вЈдрами, полными мусора. Да и что им было выбрасывать, когда пищевые отходы шли на корм скоту, старые доски - на дрова, а полиэтиленовых пакетов и консервных банок тогда ещЈ не было. На самом деле "Засора" - это вовсе не "свалка", а "местность за рекой Сорой", протекавшей по руслу оврага. Соркой же реку могли назвать совсем не потому, что кто-то бросал за неЈ мусор, а потому, что она уже в те далекие времена могла быть "засорЈнной" - заросшей травой или водорослями. Постараемся серьЈзнее аргументировать это предположение.

Сегодня реки Сорки нет, но на плане Хлынова 1759 г. она показана вполне приличной рекой, берущей начало в верховьях оврага - где-то в районе современной сельхозакадемии. При этом северный склон Засорного оврага почти на всЈм его протяжении довольно плотно застроен. Ни одна из деталей плана даже отдалЈнно не указывает на то, что когда-то Засорный овраг был городской свалкой. Завершая свой путь, Сорка огибает с севера и востока стены Трифонова монастыря и растворяется в реке Вятке, русло которой в середине XVIII века примыкало к городу в районе Трифонова монастыря. Тогда же, в 1759 г., геодезисты, участвовавшие в работе над планом Хлынова, записали со слов местных жителей, что "издревле" Вятка уходила в другое русло, прорываясь через Карасеву прость в обход Заречного парка к селу Макарьевскому, и, совершив там крутой поворот, снова возвращалась к городу в районе Раздерихинского оврага. Изучив архивные документы, А.Г. Тинский предположил, что этот рывок в своЈ старое русло Вятка совершила между 1374 и 1402 гг. Если это предположение верно, то одной из проблем древнего Хлынова должна была быть нехватка пресной воды. Не в этом ли кроется причина особой разрушительности городских пожаров, уничтожавших порой более половины Хлынова? В этих условиях река Сорка и питающие еЈ родники на склонах Засорного оврага должны были бы играть важную роль в жизни города, и сваливать мусор в этих местах было бы полным безумием. Как говориться, "не плюй в колодец - пригодится воды напиться".

Но и в последующий период, когда Вятка вернулась к городу и нередко весной затапливала прибрежную часть Засорного оврага, здесь не могло быть никакой свалки. Более того, новое русло реки Вятки вдохнуло в Засорный овраг новую жизнь: его широкое и пологое побережье стало первой городской пристанью, связанной с главной торговой площадью города Спасским спуском. Когда же это могло произойти? А.Г. Тинский предположил, что Вятка вернулась к городу в конце XVII века. Мы полагаем, что на самом деле это произошло на век раньше, и можем привести тому два косвенных доказательства. Первое из них связано с городским торгом, который существовал вблизи Засорного оврага уже в конце XVI века. Именно в эти годы с открытием Архангельского торгового пути вятские купцы стали активно участвовать в северной и сибирской торговле. Если бы река Вятка в те годы соприкасалась с городским берегом не у Засоры, а только в районе Раздерихинского оврага, хлыновский торг возник бы в другом месте.

Вторым косвенным подтверждением тому, что Вятка окончательно вернулась к городу в конце XVI века, является история основания первого в городе мужского монастыря, под который в 1580 г. преп. Трифон попросил у "отцов города" Болясково поле - территорию старого городского кладбища за южным склоном Засорного оврага. Как известно из жития преподобного, вятские купцы согласились с этой просьбой далеко не сразу, а только после чудесного явления Божией Матери одному из жителей города. Можно предположить, что причиной тому был именно торговый интерес к землям вокруг Засорного оврага, который уже тогда использовался в качестве городской пристани. К чести вятских купцов, тогда они выбрали Бога, а не маммону, и на бывшем Болясковом поле возник дивный Свято-Успенский Трифонов монастырь.

Шли годы. В 1784 г. при составлении нового плана губернского города Вятки улица под стенами Трифонова монастыря, протянувшаяся вдоль склона Засорного оврага, получила название Монастырской набережной - довольно странное для наших дней, но тогда совершенно естественное, поскольку в те годы и Сорка была заметной рекой, и Вятка подходила к самым стенам монастыря. К сожалению, перепланировка города печально сказалась на судьбе Засорного оврага: сначала он был перегорожен мостами, затем - насыпями под новыми улицами Казанской, Вознесенской, ЦарЈвской и Никитской. Насыпи задушили речку Сорку, а та, в свою очередь, перестала питать Вятку. В результате Вятка вновь отступила от Засорного оврага и стен Трифонова монастыря.

Какое-то время о прежних временах напоминало название улицы - Монастырская набережая. Затем и оно было стЈрто с карты города: 11 июня 1923 г. Горсовет дал улице имя Василия ГорбачЈва, возглавившего в вятской ссылке местный большевистский комитет. Тяжело переживая раскол между товарищами по партии, ГорбачЈв в 1906 г. окончил жизнь самоубийством. Когда-то тела людей, совершивших столь тяжЈлый грех, не хоронили на общих кладбищах. Теперь именем этого несчастного человека назвали улицу у стен главной вятской святыни - Трифонова монастыря. Так исподволь силами большевиков совершался духовный переворот в душах вятчан. Когда-то в начале XVII века преп. Трифон, несправедливо изгнанный из основанного им монастыря, нашЈл силы не упасть духом и основал в Слободском новый монастырь, а в конце жизни вернулся в главную вятскую обитель. Через триста лет большевику ГорбачЈву на это сил не хватило. Размышляя над этим, невольно думаешь о том, что с годами засыхают не только реки, но и людские души, лишЈнные источника жизни - православной веры.

Завершая путешествие в глубь веков, мы должны признать, что наши представления о Засорном овраге были неверны. Мы так и не нашли оснований тому, что в обозримом прошлом он использовался в качестве городской свалки: ни в XIV-XV веках, когда река Вятка уходила в своЈ старое русло к селу Макарьевскому, ни позже, когда она возвратилась обратно к городу. Никому из жителей Хлынова просто не пришло бы в голову использовать таким образом овраг, расположенный по течению выше города. Объективности ради следует сказать, что произойти это могло лишь в одном случае - если, согласно предположению А.Г. Тинского, первое русское поселение было основано новгородцами не на месте будущего хлыновского Кремля, а на Кикиморской горе. В этом случае Засорный овраг оказывается ниже города по течению реки Вятки. Однако эта гипотеза до сих пор не подтверждена археологическими изысканиями. Но даже если со временем это произойдЈт, то крайней датой существования этого поселения и свалки в Засорном овраге все равно останется 1455 г. - год постройки хлыновского Кремля. Об остальном сказано выше.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Балыбердин
Тест на человеколюбие
В Кирове состоялись беспрецедентно многолюдные публичные слушания по поводу установки памятника Царской Семье; окончательное решение предстоит принять Кировской городской Думе
19.06.2018
Памятник побеждающей любви
Не будем враждовать и обижаться на тех, кто выступает против установки в г. Кирове (Вятке) памятника Царской семье
18.06.2018
Особый дар
4 января не стало митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа
09.02.2011
Пешешествия неофита в поисках смысла Великорецкого крестного хода
или откровенная беседа с друзьями о том, как я пошел в Великорецкий крестный ход, почему перестал в него ходить и пойду ли снова?
12.06.2010
Протоиерей Александр Балыбердин: "Это решение - наиболее адекватно сложившейся ситуации"
Секретарь Вятской епархии положительно отозвался о решение руководства Кировской области вынести вопрос о переименовании города на референдум
30.06.2009
Все статьи Протоиерей Александр Балыбердин
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.04.2024 11:09
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 11:07
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
19.04.2024 09:51