В ночь на 17 июля 2018 года исполнится ровно сто лет подвига Святых Царственных страстотерпцев - царя Николая II и его семьи. В преддверии этой памятной и скорбной даты Вятская епархия выступила с инициативой установить в г. Кирове (Вятке) памятник Царской семье, которая заставила горожан еще раз задуматься над трагедией, произошедшей сто лет назад.
Впервые о том, что последний Российский Император Николай II был свергнут с престола и убит, я узнал ещë в школе и не удивился. «Ведь это же революция! - думал я. - Великая Октябрьская Социалистическая! Каждое слово - с большой буквы. Событие мирового масштаба! А тут какой-то царь. Да, будь он хоть самым лучшим на свете - всё равно царь, и потому заслужил!»
О том, что вместе с государем была убита вся семья - супруга, четверо дочерей, сын цесаревич и верные слуги, школьный учебник истории стыдливо умалчивал. Однако, если бы и рассказал, думаю, в уме пронеслось бы «и поделом!» или нечто подобное. Ведь всё, что нам, детям Страны Советов, полагалось знать о последнем царе - то, что он был «слабым» и «кровавым». Значит, «туда ему и дорога», а заодно и всем, кто был рядом.
Так нас учили в советской школе. Так воспитывали. Не меня одного, а миллионы. И нет ничего удивительного в том, что многие именно этому и научились - научились ненавидеть человека просто за то, что он - царь или верующий, умный, талантливый, состоятельный, успешный. Одним словом, другой, не такой, как ты. И затем десятилетиями оправдывать этим свою злобу ко всем, кто хоть чем-то от тебя отличается. Тем более царь! Вот, уж, где настоящее раздолье для подобных чувств и страстей.
К счастью, за последние годы многое изменилось. Благодаря «перестройке», которая впервые приоткрыла правду о трагической судьбе Царской семьи. Благодаря ученым и деятелям культуры, живо откликнувшимся на эту правду своими книгами и фильмами. Благодаря русским изгнанникам, рассеянным по миру, но не забывшим своего Отечества. Благодаря Церкви, которая все эти годы бережно хранила память обо всех пострадавших в годы Русской смуты и на Юбилейном Соборе 2000 года прославила их в лике Новомучеников и исповедников Российских. Нет, Церковь не сделала всех нас монархистами. Ей удалось большее - то, чего всегда так боялись проповедники «классовой» и иной ненависти - Церковь разбудила нашу совесть.
Церковь помогла увидеть в последнем русском царе и каждом из членов его семьи человека, ближнего и в чем-то очень близкого, понятного и даже родного. Помогла вглядеться в облик государя и оценить, насколько кротко и самоотверженно он нёс «кольцо всевластия» - бремя самодержавной, то есть практически ничем и никем, кроме Бога, не ограниченной власти. Помогла почувствовать, каково было ему и членам семьи после отречения, в скитаниях и гонениях переносить всю ту клевету и злобу, что без устали лили на них ненавистники самых разных мастей. Помогла представить, как было жутко венценосным родителям, стоя у расстрельной стены, видеть перекошенные злобой лица убийц и то, как те штыками добивают четверых дочерей и больного сына. Просто за то, что они - твои дети. Дети царя, и поэтому должны умереть. Беззаконно. Тайно. Кроваво. Ужасно. Подло.
И вот прошло сто лет. Казалось бы, достаточный срок, чтобы очнуться, прийти в себя и, ужаснувшись содеянному, покаяться, то есть перемениться. Многие за эти годы прозрели. Слава Богу! Почему же прозрели не все? Почему даже сегодня, в XXI веке, некоторые люди по-прежнему ненавидят Николая II просто за то, что он был царём, и пишут об этом в социальных сетях строчками из «Краткого курса истории ВКП (б)» или окриками лагерных надзирателей? Что это - сила привычки, генная память, горе от ума или, может, омертвение души?
Почему бы не задуматься об этом сегодня? Чтобы трагедия, произошедшая в доме инженера Ипатьева сто лет назад, больше никогда и нигде не повторилась. И, чтобы память о ней жила дольше, поставить памятник, напоминающий о том, что в любой ситуации мы должны оставаться не только верующими - в Бога или социализм, но также человечными и потому ценить каждого человека. Царь ли он или простой гражданин.
Это будет памятник святым, которых навеки соединила Христова любовь. Памятник самой Любви, которая, в итоге, всегда побеждает самую жгучую зависть, ненависть, вражду и все человеческие разделения. И, если кто-то ещё этого не понимает, не будем с ними враждовать и обижаться. Потому что Христова любовь все равно победит. Теперь, сто лет спустя трагедии в доме Ипатьева, мы знаем об этом наверняка.
Святые Царственные мученики, молите Бога о нас!
Протоиерей Александр Балыбердин, руководитель Церковно-исторического центра Вятской епархии, член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, кандидат исторических наук
1. Re: Памятник побеждающей любви