Он будет неизбежно кратким и пунктирным, наш исторический экскурс, - скорее
напоминание, чем подробный рассказ: последний потребовал бы солидного
тома.
Фотографию изобрели в 1830-х годах во Франции. Едва ли не сразу же в
Россию начали прибывать первые "дагеротиписты". Их продукция быстро
завоевала популярность: к началу 1850-х годов в Москве и Петербурге
действовало несколько десятков фотографических "салонов", "залов", "галерей",
"заведений". Одновременно расширялась торговля "дагеротипными снарядами"
- тогдашними фотоаппаратами. Скоро, пройдя выучку у иностранцев, заявили
о себе и отечественные мастера "светописи". В 1867 году в Москве уже
состоялась Всероссийская фотовыставка. Начинают выходит специальные
журналы, среди них ежемесячник "Фотограф-любитель" под редакцией С.М.Прокудина-Горского
- химика, ученика Д.И.Менделеева, стажировавшегося в одном из немецких
университетов. Увлечение фотоделом стремительно распространялось по
всей стране. В губернских - да и не только - городах один за другим
открывались фотографические курсы. Практиковалось даже обучение на дому.
Среди русских появляются истинные мэтры - такие, как Алексей Осипович
Карелин, учитель знаменитого впоследствии московского фотографа Франца
Осиповича Опитца. Сразу два павильона - в Петербурге и Павловске - имел
И.Ягельский, обладатель золотой медали Парижской выставки (1891). Солидную
конкуренцию составлял ему Э.Брейер, работы которого в 1908 году были
отмечены медалью "За труды и качество". Множества наград удостоились
К.Булла, А.Лоренц, Г.Перл и другие. Лучшие из лучших получали, как сейчас
говорят, те или иные "эксклюзивные" права: фотографировать членов императорской
фамилии, известных артистов, писателей и музыкантов. Так, официальным
Фотографом Московских Императорских театров стал И.Дьяговченко. А.Горштейн
снимал К.С.Станиславского, В.И.Качалова; К.Фишер в 1911 году запечатлел
выступление на сцене певца Л.В.Собинова, В.Тиле сфотографировал во время
спектакля О.Л.Книппер-Чехову. Немало в этой области потрудился М.Настюков,
державшый фотопавильон в Москве у Мясницких ворот - с филиалами в Нижнем
Новгороде, Ростове-на-Дону и других городах. Еще один москвич, хозяин
фотосалона на Петровке Г.В.Трунов, рекомендовался как "Придворный фотограф
Его Величества шаха Персидского, Его Величества короля Сербского, Его
Высочества эрцгерцога Австрийского, Его Высочества князя Черногорского
и Его Высочества наследного принца Швеции и Норвегии". Столь солидный
перечень отнюдь не был рекламной уловкой (тогда такими вещами попробуй-ка
пошути): до этого Трунов удостоился "благодарности Его Императорского
Величества" (Александра III) и подарка Его Императорского Высочества
Павла Александровича.
В Киеве одним из первых открыл фотоателье Ф.Мезер (1865). В числе его
наград - золотые медали Парижской (1878) и Люксембургской (1890) выставок.
В Харькове развернули активную деятельность братья Блюм. Кроме собственно
фотографирования, они выполняли самый широкий спектр работ - например,
увеличение и реставрацию снимков. Ежедневно у дверей их мастерской выстраивались
длинные очереди. Братья Блюм также были в числе Высочайше награжденных.
Севастопольскому мастеру С.И.Райнишу, медалисту Антверпенской и многих
других выставок, довелось снимать членов царской семьи, за что он получал
подарки от Государя Императора Александра III.
В Одессе мало кто не знал фотографа И.Антонопуло с Дерибасовской улицы,
творчество которого было отмечено золотыми медалями выставок в Париже
и в Афинах, где Антонопуло, кроме того, удостоился приза от греческой
королевы.
В Костроме обосновался фотограф Г.Куракин, назвавший свое ателье "Большая
Московская фотография".
В Могилевской губернии не знал себе равных в искусстве фотопортрета
М.Фишман. В 1903 году он получил медаль "За трудолюбие и искусство",
в 1907-м - высшую награду выставки в Вене, а через год - выставки в
Париже.
Повторим еще раз: если бы продолжать список талантливых российских фотомастеров
конца XIX - начал XX века, получился бы целый том. Эта тема, кстати,
все еще ждет своего исследователя. Мы же только лишний раз напомнили
о ее существовании, предложив читателю несколько образцов творчества
фотографов, трудившихся в разных городах России рубежа XIX-XX столетий.