Русское обозрение

Из книги "Черная сотня"

Словом "черносотенцы" русских людей, поднявшимся на борьбу с беззаконием и смутой, назвали их враги - революционеры, для которых такое наименование было ругательным. Однако сами черносотенцы его приняли. Один из основателей Союза Русского Народа художник Аполлон Майков (сын известного русского поэта) в своей брошюре "Черносотенцы и революционеры" утверждал, что нет оснований стыдиться такого названия, потому что "первыми поднявшими знамя "За Веру, Царя и Отечество" были большею частью русские люди простого звания, крестьяне, мещане, а простой народ в прежние времена назывался "чернью", "черными людьми"".
А один из вождей черной сотни редактор "Московских ведомостей" Владимир Грингмут в статье "Руководство черносотенца-монархиста" на поставленный им вопрос: "Почетное ли это название "черная сотня"?", без обиняков заявлял: "Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников, и к этой славной черной сотне присоединился и князь Пожарский с верными Царю русскими боярами. Все они были настоящими "черносотенцами", и все они стали, как и нынешние "черносотенцы-монархисты", на защиту Православного Монарха, Самодержавного Царя".
Достойно внимания, что Грингмут прямо проводил линию преемственности от ополченцев Минина и Пожарского к черносотенцам. Однако поиск предшественников черной сотни в глубине веков занятие интересное, но малопродуктивное. Гораздо важнее рассмотреть историю ближайших по времени попыток национальной самоорганизации для борьбы за коренные русские устои и ценности.
В 1881 году после убийства Царя-Освободителя Александра II, когда органы правопорядка пребывали в растерянности, в Петербурге создается "Священная дружина". Ее назначением была борьба с народовольческим террором. Организация просуществовала около года. Тогда власть собственными силами справилась с террористами. Одновременно в Москве по инициативе Михаила Каткова и Константина Победоносцева была создана "Добровольная народная дружина" для охраны Государя и членов Императорской Фамилии во время Их приездов в Москву. В нее входили верующие русские люди, в основном хоругвеносцы. В силу ограниченности своих задач эта организация созывалась эпизодически.
Однако вскоре представители власти поняли, что главная угроза России исходила не от террора народовольцев и не от крестьянских бунтов. С ними успешно справлялись полиция и жандармерия. Главной угрозой бытию России и русского народа стала безрелигиозная, безгосударственная, безнациональная интеллигенция. И тут полиция была бессильна.
К концу XIX века стал очевидным отход русского образованного слоя от истоков русской жизни: Православия, Самодержавия и Русской Народности. Безверие, политическая фронда и космополитизм становились признаками хорошего тона в среде интеллигенции. Особенно пагубно это действовало на молодежь. В этих условиях в среде московских интеллектуалов возникла идея в борьбе за умы молодежи объединить усилия тех, кто еще не порвал духовной связи с основами русского устроения. Так в 1890 году появился журнал "Русское обозрение", который поставил главной задачей "обозревать всю текущую действительность и все историческое прошлое с русской точки зрения". Вдохновителем журнала был великий русский мыслитель Константин Леонтьев. Именно люди, входившие в близкий Леонтьеву кружок молодежи (Лев Тихомиров, Владимир Грингмут, Анатолий Александров, Юрий Говоруха-Отрок, о. Иосиф Фудель, о. Иоанн Соловьев, Василий Розанов), составили костяк журнала.
Поначалу, правда, была предпринята попытка собрать в журнале известные имена консервативно настроенных мыслителей и литераторов. Издателем журнала стал популярный в ту пору беллетрист Николай Боборыкин, а редактором - философ и поэт князь Дмитрий Цертелев, которому удалось привлечь к сотрудничеству известных философов Владимира Соловьева и Петра Астафьева и ряд не менее известных поэтов и писателей. Однако вскоре стало очевидным, что, имея такой разномастный состав сотрудников, журнал не может выполнить своей задачи. Кроме того, выявились некоторые финансовые махинации Боборыкина. В 1892 году князь Цертелев отказался редактировать издание при первых слухах о запутанности материальных дел у издателя.
С этого времени редактором и издателем журнала стал приват-доцент Московского университета Анатолий Александров. С 1893 года лицо журнала стали определять люди из кружка Леонтьева, и он сделался в полном смысле русским обозрением. В издании такого журнала были заинтересованы и оказывали ему покровительство обер-прокурор Св. Синода Константин Победоносцев, министр народного просвещения граф Иван Делянов. Финансовое состояние журнала было совсем не блестящим. По ходатайству понимавшего важность дела Победоносцева дважды для поддержки журнала выделял деньги из личных средств Государь Император Николай II, один раз вдовствующая Императрица Мария Федоровна. Однако Александров оказался никудышным организатором и хозяйственником (увы, это - характерная особенность и многих нынешних деятелей православно-патриотического движения).
Этими обстоятельствами не преминули воспользоваться враги. По Москве поползли слухи, что редактор просто присвоил деньги себе. На Александрова начали косо смотреть сотрудники, авторы отказывались писать для журнала. На основании только слухов редактора даже исключили из списка приват-доцентов университета. В августе 1898 года с большим запозданием вышел майский номер журнала. По проверке счетов конечно выяснилось, что редактор не взял себе ни копейки, у него не оказалось никакого состояния. Но благое дело было загублено. Опозоренный Александров уехал из Москвы в Петербург, а затем в Ригу, где работал в скромной должности преподавателя гимназии. Но идеалам своим не изменил, - в начале ХХ века мы видим его в составе Русского Собрания.


Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Анатолий Степанов:
Протоиерей Лепин и «особый путь»
Зачем глава Информационного отдела Белорусского Экзархата ударился в пустопорожнее философствование?
23.09.2020
День начался настоящей мистикой
В канун отпевания отца Александра Шумского пришло смс с его телефона
21.09.2020
Мы абсолютно открыты к любой корректной православной дискуссии
Беседа с новым ректором Сретенской семинарии
18.09.2020
Он шёл к апостолу Андрею
На трагическую кончину отца Александра Шумского
17.09.2020
Все статьи автора
"100 лет Союзу Русского Народа"
От борьбы с революцией к дворцовому перевороту
К годовщине основания Русского народного союза имени Михаила Архангела
21.11.2013
Казани - улицу А.Т.Соловьёва!
Казанские трезвенники почтили память своего знаменитого предшественника
26.06.2007
Все статьи темы
Последние комментарии
Учиться у Сталина
Новый комментарий от Порфирий
2020-09-28 13:59
Зачем Греф превращает Сбербанк в Сбер?
Новый комментарий от Порфирий
2020-09-28 13:53
По ковид-панике неопровержимыми цифрами и фактами
Новый комментарий от Владимир С.М.
2020-09-28 13:50
Таблетки алчности
Новый комментарий от Андрей Карпов
2020-09-28 13:03
Христиане и выборы
Новый комментарий от Сант
2020-09-28 10:23
Воспитание в духе веры, преданности Отечеству и уважения к семье
Новый комментарий от Валентин Николаевич
2020-09-28 10:18
Нечаянная радость русской души
Новый комментарий от Арвион
2020-09-28 10:07