«Эх, нечистая ты сила, ты второй Наполеон»

Образ германского императора в русских народных частушках

100 лет с начала Первой мировой войны 
0
638
Время на чтение 4 минуты
Кайзер Вильгельм - враг рода человеческого, пропагандистский рисунокПервая мировая война, как уже отмечалось, привела к кардинальному пересмотру отношения русского общества к германскому императору Вильгельму II. Если до 1914 года о нем нередко писали как об императоре-рыцаре, человеке чести и стороннике если не дружеских, то конструктивных отношений с Россией, то с началом войны ситуация резко изменилась. Вильгельм в одночасье превратился в коварного злодея, «антихриста», дегенерата. Как не без иронии замечал консервативный публицист П.Ф.Булацель, «теперь, слава Богу, никому не возбраняется (…) утверждать, что все немцы изверги и вся германская культура представляет сплошной сумасшедший дом, где хозяйничает тот самый дегенерат Вильгельм II, который в течение 25 лет очаровывал своим умом, красноречием, находчивостью, разносторонними познаниями и неутомимою трудоспособностью всех английских, русских и шведских профессоров и писателей». Восприятие германского императора как главного виновника войны и вызванных ею смертей, разрушений и страданий было свойственно и для народной культуры. Собиратель народного фольклора Н.А.Скворцов опубликовал на страницах периодической печати несколько статей, посвященных восприятию в народной среде и отражению ею в частушках событий и явлений связанных с войной: «сухому закону», отношению к Вильгельму II и немцам и др. Представляется, что опубликованной в московской газете «Утро России» ровно сто лет назад материал Н.А.Скворцова «Вильгельм и немцы в народной песне» будет небезынтересен и сегодняшнему читателю.

Скворцов Н.А. Вильгельм и немцы в народной песне // Утро России. 1915. 1 февраля. 


Карикатура на Вильгельма IIДеревня продолжает неослабно реагировать на войну. Ее мысль от обыденных явлений повседневной жизни неизменно возвращается к темам, непосредственно связанным с войной.

В изобилии нарождаются одна за другой новые частушки, исключительно на события «военного времени», и эти «военные» частушки вытесняют песни другого жанра.

В настоящее время Вильгельм все чаще и чаще является объектом народного эпоса. Народная сатира зло бичует его. Частушки вполне определенно показывают, что в Вильгельме возмущает народную душу. В этом отношении чрезвычайно знаменательно, что бичующие частушки заключают в себе не одно лишь голое негодование, но и довольно обстоятельную мотивировку последнего.

Возмутили народную мысль, прежде всего, заносчивость и бахвальство кайзера и сатира так изобразила выступление Вильгельма:

Сине-море пенится,
Пенится, качается,
А Вильгельм бекренится,
На войну сбирается.


Страсть к позе желание изобразить из себя грозу для всех, дает пищу для новой строфы:

Не крути, Вильгельм, усы,
Шашкой грозно не тряси,
Перестань штыком махать:
Этим нас не напугать!


Народная сатира не ограничивается лишь внешними отрицательными чертами царственной особы: взбудораженная войной народная совесть внимательно следит за способами ведения войны. «Вильгельмовский» способ ведения войны резко расходится с народными этическими представлениями, и негодование становится более глубоким. Оно выливается в таком мотивированном обращении к Вильгельму:

Разоритель больших храмов
И хулитель ты икон
И зовут тебя… Вильгельмон,
Настоящий ты дракон.


Негодование настолько сильно, что народный эпос видит позорящее обстоятельство даже в самом имени, — в том, что кайзера зовут именно Вильгельмом на не каким-нибудь другим именем.

Еще энергичнее другой вариант обращения к Вильгельму:

Карикатура на Вильгельма IIЭх, нечистая ты сила,
Ты второй Наполеон,
Ты порезал мужчин мирных,
Ты добрался и до жен.
Ведь ты тигра и безбожник,
Настоящий лютый зверь:
Честных девушек порочил,
Не щадил никак детей.


Таков формуляр, выданный кайзеру народной сатирой.

Частушки, фотографически отражая голую действительность, не могли, конечно, ограничиться лишь идейным негодованием, и среди народных песен, посвященных Вильгельму, мы встречаем проклятия ему за испорченную личную жизнь.

Так, в период призыва запасных, а также во время последнего набора ходовой частушкой была:

Ты, Вильгельм, проклятый немец,
Меня с милкой разлучил…
Ты прощай, прощай, матаня:
Под Варшаву угодил.


Еще более характерно то, что народ отнюдь не склонен взваливать всю вину и ответственность за объявлением войны и зверства немецкой армии на одного лишь Вильгельма: целый цикл народных песен, как и некоторые интеллигенты, напр., кн. П.А.Кропоткин и Д.Н.Анучин, считают ответственным и немецкий народ, — по крайней мере, народная песня резко подчеркивает возмущающие его характерные черты немца: то же бахвальство, ту же заносчивость, грубость, жесткость и зверство.

Немец к нам на хлеб попался,
И над нами же смеялся,
Говорил он всем как хам:
Народ русский — это хлам.
Немчура совсем зазнался,
Своей силой похвалялся.
Иха, оха, иха, оха,
Видно будет дело плохо.
Стал войною он грозиться.
А на это русский злится.
Иха, оха, иха, оха,
Дело будет очень плохо.
До Россеи он добрался,
Да в одних портах остался.
Иха, оха, иха, ох,
Братцы, немец наш подох.


Народ остался прежним идеалистом и глубоко верит, что порок в конце концов всегда будет наказан.

И не избегнет наказания и немец.

Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук

Первая мировая война, орнамент 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Александрович Иванов
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
Все статьи Андрей Александрович Иванов
100 лет с начала Первой мировой войны
«Мы должны делать все возможное для благого преображения мира»
Делегация Русской Церкви приняла участие в церемонии поминовения русских военнопленных, погибших в Словении в годы Первой мировой войны
04.08.2021
Россия и Германия: соратники, союзники – враги?!
II. К 107-й годовщине начала Мировой войны*
02.08.2021
Россия и Германия: соратники, союзники – враги?!
I. К 107-й годовщине начала Мировой войны[1]
31.07.2021
Главком Николай II, или Цена победы
Об истинных потерях Русской Императорской Армии в Первую мировую войну. Часть 3
27.07.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Ложка дёгтя от священника Павла Островского
Новый комментарий от Апографъ
16.09.2024 05:28
Энакен Скайуолкер становится Дартом Вейдером
Новый комментарий от С. Югов
15.09.2024 23:33
«Распад семьи – это планетарный процесс»
Новый комментарий от Константин В.
15.09.2024 19:58
«Под видом ВСУ на самом деле воюет НАТО»
Новый комментарий от Агафон
15.09.2024 18:42
Критерии избрания царя на Земском соборе 1613 года
Новый комментарий от Vladislav
15.09.2024 16:54