
Сто лет назад, в конце ноября 1914 года, в российских газетах появилось сообщение о казни священника Кассиана Богатырца. «В духовных кругах Петрограда получено известие, - писала одна из них, - что известный буковинский православный деятель, ученый богослов, священник, доктор богословия о.Кассиан Богатырец, посетивший Россию незадолго до войны, казнен австрийцами». К счастью, позже выяснилось, что сведения, полученные газетчиками были непроверенными, и отец Кассиан, хотя и был арестован австрийцами, но сумел избежать смерти.
Сегодня это имя мало что говорит современному читателю, но в дореволюционной России оно довольно часто появлялось на страницах периодических изданий, и было хорошо знакомо тогдашнему образованному обществу, следившему за борьбой православных русофилов Австро-Венгрии.
Кассиан Дмитриевич Богатырец родился 5 ноября 1868 года в селе Кабино на Буковине (ныне - юго-западная область Украины, а тогда - австрийский коронный край) в крестьянской семье. Успешно окончив начальную школу, будущий пастырь поступил в Первую императорско-королевскую немецкую государственную гимназию в Черновцах, которую окончил с отличием в 1890 году. Затем Кассиан сумел поступить на православный богословский факультет Черновицкого университета, который также закончил с отличием (1893), а вскоре защитил диссертацию, заслужив ученую степень доктора богословия (1897). Как талантливого молодого ученого Богатырца хотели оставить на преподавательской работе в Черновицком университете, но австрийские власти воспротивились этому из-за неблагонадежности Кассиана, принадлежавшего к русофильскому кружку.
В 1897 г. Богатырец женился на священнической дочери Стефаниде и в том же году принял священнический сан, получив один из сельских приходов, и вскоре прославился как апологет Православия на Закарпатской земле. В газетных заметках его называли «неустрашимым борцом за права Святой Православной Церкви и буковинско-русского народа». Священник активно занимался просветительской деятельностью, основывал читальни и кооперативные общества, редактировал популярные издания для народа и вел миссионерскую деятельность среди униатов, возвращая их в лоно Православной Церкви, за что постоянно подвергался преследованиям со стороны австрийских властей. Он также активно занимался общественно-политической деятельностью, принимая участие в русофильских обществах. В 1908 г. отец Кассиан посетил столицу Российской Империи Санкт-Петербург, где выступил с лекцией по буковинской истории. «Поскольку поездка не была согласована с духовным руководством, а во время выступления Богатырец допустил антиавстрийские высказывания, - пишут современные биографы о.Кассиана, - против него по возвращении на Буковину было начато дисциплинарное расследование. В итоге в 1910 г. решением Министерства культов и образования о.Кассиан был лишен места настоятеля прихода в Верхних Станивцах и переведен на низшую должность- помощником настоятеля прихода в Веренчанке».

В 1914 г. о. Кассиан Богатырец, не без оснований подозревавшийся австрийцами в симпатиях к Русской армии по приказу начальника черновицкой полиции был арестован и сослан в г.Лини, а затем как политический узник переведен в венскую гарнизонную тюрьму, чтобы затем предстать перед военным судом по обвинению в государственной измене. Австрийцы также арестовали и жену священника Стефаниду, которая была отправлена в печально известный концлагерь Талергоф, где она пребывала до конца Первой мировой войны.
Следствие по делу отца Кассиана продолжалось до апреля 1916 г. и на втором Венском процессе против русофилов, тянувшемся до 1917 года, священник был приговорен к смертной казни через повешение. Его и ряд единомышленников обвиняли в том, что «до 26 июля 1914 года и после объявления всеобщей мобилизации, 31 июля 1914 года, состояли членами различных русофильских обществ в Галиции и Буковине и своею деятельностью и русофильской пропагандой подготовляли отторжение названных областей и части Венгрии от Австро-Венгерской империи, усиливали внешнюю опасность для государства и провоцировали внутренний бунт», а также «изменой нанесли серьезный вред австро-венгерской и союзной с ней германской армии во время войны, входя в сношение и поддерживая связь с врагом, т. е. русской императорской армией». При этом, как отмечалось в характеристике православного пастыря, данной ему австрийцами, «обвиняемый д-р Богатырец - это просто могущественная, импонирующая личность, которая всесторонним образованием, решительным спокойным выступлением может заставить прислушиваться к нему».
«Нас обвиняют, - говорил отец Кассиан, - в пропаганде "шизмы". Так называет обвинительный акт нашу православную, признанную австрийскими законами Церковь. Наш обвинительный акт будет для будущих поколений историческим документом, как австрийские государственные власти относились к православной, ими же признанной Церкви. (...) Относительно обвинения в Православии - "шизме" - могу только сказать следующее: пусть гонители Церкви помнят, что и раньше бывали государства, которые преследовали веру, но по ним уже и след простыл, и сейчас только история упоминает о них, как о гонителях, погубивших бесчисленное число мучеников за веру и Церковь. А Церковь и до сегодня выполняет свою высокую просветительную задачу». В своем прощальном слове отец Кассиан Богатырец заявил: «Легко предвидеть что суд приговорит меня к смерти... Но убежден, что ту Австрию которая осудит меня на смерть я еще переживу». Так и случилось. Жизнь пастырю спасла смерть престарелого императора Франца-Иосифа - новый и последний император Австро-Венгрии Карл I объявил амнистию осужденным, среди которых оказался и отец Кассиан.
Крушение Австро-Венгерской империи позволило отцу Кассиану продолжить свою миссионерскую и просветительскую деятельность. Вернувшись в родную Буковину, ставшей частью Румынского королевства, он принимал активное участие в буковинском народном вече (1917-1918), объявившем о желании присоединить этот бывший австро-венгерский край к Российской республике в составе автономной Украины. В 1920-1930-е гг. отец Кассиан служил настоятелем прихода в городке Кицмань и благочинным храмов в районах Кицмань и Заставна. Совместно с епископом Нишским Досифеем (Сербская Православная Церковь) отец Кассиан приложил немало труда к воссоединению закарпатских униатов с Русской Православной Церковью.

Летом 1940 г., когда северная часть Буковины была присоединена к СССР, большинство местного духовенства эвакуировалось в Румынию. Из-за негативного отношения советской власти к Церкви покинул Буковину и отец Кассиан. Но вернуться на родную землю ему довелось уже через год, когда румынские войска снова заняли этот край. Здесь, вплоть до 1944 года, известный пастырь служил духовником в Свято-Введенском женском монастыре в Черновцах. Когда же в 1944 году советские войска снова заняли Буковину, что привело к новому исходу духовенства из края, отец Кассиан на этот раз решил не покидать родной земли и как старший клирик взял на себя временное управление епархией.
В последние годы жизни отец Кассиан занимался научным трудом, по просьбе Московского Патриархата собирал исторический материал по истории православной епархии на Буковине. В 1946 г. священноначалие за понесенные труды наградило о.Кассиана митрой, а советское правительство, оценив его патриотизм, - медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1954 году пастырь был восстановлен в правах гражданства и получил советский паспорт, а через год, из-за тяжелой болезни, он был вынужден выйти на пенсию. Скончался знаменитый пастырь 26 июля 1960 года в г. Черновцах на 92-м году жизни, из которых 66 лет он отдал священству.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук