
1914-й год, всколыхнувший российское общество и вызвавший мощный подъем патриотических настроений, ознаменовался заметным добровольческим движением. Попасть в ряды действующей Русской армии, дерущейся на полях сражений с «вековыми врагами» России, в первые месяцы войны стремились не только мужчины, для которых это было почетной обязанностью, но также женщины и дети, всеми правдами и неправдами искавшие возможности внести свою лепту в общее дело. Патриотический порыв был настолько силен, что взяться за оружие стремились и люди, освобожденные от призывной повинности в силу возраста, некоторые из которых были уже весьма почтенными старцами.
Напомним, что по действующим в то время законам, призыв на действительную военную службу рядовых запаса (ратников ополчения 1-го и 2-го разрядов) заканчивался по достижению ими 43 лет. Однако газеты и журналы осени 1914 года сообщали о ряде примеров, когда неподходящие по возрасту ратники просили военное начальство уважить их патриотические чувства и отправить добровольцами на фронт. Так, например, популярный журнал «Нива» поместил заметку о 52-летнем польском крестьянине Антоне Соботовском, который, «несмотря на свой преклонный возраст», добился разрешения «помериться силами с исконным врагом славянства». Как отмечало издание, А.Соботовский уже в третий раз шел на войну добровольцем, получив боевое крещение во время китайской кампании и неоднократно отличившись в Русско-японскую войну.
«Закаленный в боях, старик-доброволец в предыдущих войнах был ранен семь раз, - писала "Нива". - Череп его покрыт шрамами от заживших сабельных ран. В шее сидит засевшая японская пуля. Тем не менее, он держится замечательно бодро, а стрелок он идеальный. За прежние походы он имеет все четыре степени знака отличия Военного Ордена; кроме того, грудь его украшена многими золотыми, серебряными и бронзовыми медалями».

Впрочем, 52-летнего ветерана язык, все же, не поворачивается назвать «стариком». Другое дело - случай с отставным унтер-офицером С.В.Дольниковым, который отправился на войну в качестве добровольца в возрасте... 104-х лет! По сообщению газеты «Земщина», Дольников, бывший участником Крымской кампании и героем севастопольской обороны, принимал участие во всех последующих войнах, которые вела Российская Империя, удостоившись целого ряда знаков военных отличий. Широкую огласку этот случай получил благодаря следующему обстоятельству: уездному земскому собранию был представлен доклад о прощении долга в 42 рубля 33 копейки 104-летнему добровольцу, ушедшему на войну. Долг, однако, если верить сообщению газет, земцы старику не простили, но отсрочили его выплату до возвращения Дольникова с войны.

Но, наверное, абсолютный рекорд установил осетин Бимболат Таболов, которому в 1914 году по одним сведениям исполнилось 129, а по другим - 137 лет! «В ауле Минзур Терской обл. проживает 129-летний старик Бимболат Таболов, - сообщала одна из столичных газет. - Таболов телосложения еще крепкого, волосы у него с весьма незначительной проседью; по его внешности никто не даст ему более 55-57 лет. У Бимболата зрение очень хорошее, зубы сохранились все; сам косит сено со своими сыновьями, внуками и правнуками, пашет землю, таскает из лесу на спине дрова за 4-5 верст по подъему. Женат второй раз, имеет свыше 67 душ поколений. Бимболат принимает самое деятельное участие не только а скачках, но и на состязаниях молодежи по верховой езде, где вместе с дедом принимают участие его внуки и правнуки и нередко берут первые призы. На днях, когда весть о начале войны с Турцией разнеслась по аулам Осетии, этот "патриарх", вооруженный с ног до головы, на лучшем вороном коне из своего табуна, подъехал к сельскому правлению мизурского общества, где настойчиво просил старшину последнего внести его в списки добровольцев, едущих воевать с "турком"».
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук