Два дня назад, 15/28 октября исполнилось 100 лет со дня трагической гибели русского крейсера «Жемчуг», врасплох застигнутого противником. Событие это, вскоре описанное на страницах всех крупных газет, вызвало в обществе заметный отклик: скорбь от утраты крейсера и гибели части его экипажа смешивалась с возмущением коварством «германца» и халатностью капитана «Жемчуга» барона И.А.Черкасова.
Бронепалубный крейсер «Жемчуг» в присутствии Императора Николая II был спущен с верфей Невского завода в августе 1903 года, и через год вошел в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Вскоре этому боевому кораблю довелось принять участие в Русско-японской войне. В ходе трагического для Русского флота Цусимского сражения «Жемчуг» получил 17 попаданий, но сумел уйти от неприятеля в Манилу. В дальнейшем крейсер служил в составе Сибирской флотилии, совершал плавания по бухтам Приморья, был флагманским кораблем командующего флотилией.
В 1914 году, когда разразилась война с Германией, «Жемчуг» вместе с крейсером «Аскольд» по решению Императора был присоединен к флоту союзников, поступив под командование английского вице-адмирала Джерама, который направил русские боевые корабли в Гонконг. Соединившись с английской эскадрой, русские крейсера приняли на борт британских офицеров связи и разделились у Филиппин. На долю «Жемчуга» выпало конвоирование английских и французских транспортов, переправлявших войска и грузы. В конце сентября «Жемчуг» оказался у малазийского острова Пенанг (остров принца Уэльского) - небольшого английского порта, находящиеся недалеко от Сингапура, где по настоянию своего командира - капитана 2-го ранга барона И.А.Черкасова встал на ремонт из-за плохого технического состояния котельной установки.
«Обстановка была полу-мирная, - позже рассказывал служивший на "Жемчуге" лейтенант Ю.Ю.Рыбалтовский. - Вражеский австро-германский флот скрывался далеко в Европе в своих базах. Тихоокеанская немецкая эскадра пробивалась на родину и находилась где-то у берегов Ю.Америки. Единственной угрозой был крейсер "Эмден", блуждавший где-то в водах Индийского океана, но по сведениям английской контрразведки он находился, во всяком случае, не ближе тысячи миль от Пенанга».
Однако стоянка эта оказалась для «Жемчуга» роковой. Сведения о германском крейсере были неверными, и ранним утром 15/28 октября «Эмден», затушив огни и установив фальшивую дополнительную (четвертую) трубу из брезента, делавшую его силуэт очень похожим на британский крейсер «Ярмут», обманул французский дозор и беспрепятственно вошел в гавань Пенанга. Немецкие моряки надеялись застать здесь французские броненосные крейсера «Монкальм» и «Дуплекс» и атаковать их во время стоянки на якоре. Но вместо них немцы наткнулись на практически беззащитный русский «Жемчуг».
О том, что произошло дальше, рассказывается в воспоминаниях старшего офицера крейсера «Эмден» Хельмута фон Мюкке: «Все уже решили, что экспедиция не удалась, как вдруг среди этих "купцов", стоявших с якорными огнями и с освещенными изнутри иллюминаторами, показался какой-то темный силуэт без единого огонька. Это, конечно, военный корабль. Через несколько минут мы были уже достаточно близко, чтобы убедиться, что это действительно так. (...) Наконец, когда "Эмден" прошел на расстоянии около 1 кабельтова под кормой у загадочного корабля и вышел к нему на траверз, мы окончательно установили, что это крейсер "Жемчуг". На нем царили мир и тишина. Мы были так близко от него, что в слабом свете зарождавшегося дня отчетливо было видно все, что делается на русском крейсере. Но ни вахтенного начальника, ни вахтенных, ни сигнальщиков не было заметно. С дистанции около 1 каб. мы выпустили свою первую мину из правого бортового аппарата и в тот же момент открыли огонь всем бортом по носовой части "Жемчуга", где в своих койках спала большая часть команды. Наша мина взорвалась в кормовой части крейсера. Его всего как бы всколыхнуло от этого взрыва. Корму подбросило из воды, а затем она стала медленно погружаться. Только после этого русские обнаружили признаки жизни... Между тем наша артиллерия поддерживала бешеный огонь по "Жемчугу"... Носовая часть крейсера была изрешечена в несколько минут. Языки пламени охватили весь полубак. Сквозь дыры в борту виден был противоположный берег».
От неожиданности на «Жемчуге» началась паника, члены экипажа стали выбрасываться за борт. Офицерам быстро удалось восстановить порядок, но оказать сопротивление «Эмдену» они не смогли - на время ремонта на русском крейсере были выведены из строя все котлы, кроме одного, который не мог обеспечить полноценного энергоснабжения и работы снарядных элеваторов. В итоге, встав к орудиям, моряки обнаружили, что у большинства из них снарядов нет, так как элеваторы подачи не функционировали. Старший артиллерийский офицер Ю.Ю.Рыбалтовский лично открыл огонь из ютового орудия, добившись двух попаданий в немецкий корабль. Вахтенный начальник мичман А.К.Сипайло успел сделать лишь один выстрел из бакового орудия, но тут же был убит.
«Наконец на "Жемчуге" собрались с силами и открыли по нам огонь, - вспоминал фон Мюкке. - Орудия на нем были крупнее наших, и русские снаряды могли причинить нам большой вред. Поэтому командир решил выпустить вторую мину. "Эмден", проходя мимо "Жемчуга", развернулся машинами и вновь направился к нему. Вторая мина была выпущена с расстояния около двух кабельтовых. Через несколько секунд послышался страшный взрыв под передним мостиком русского крейсера.
Гигантский столб серого дыма, пара и водяных брызг поднялся на высоту около 150 м. Части судового корпуса были оторваны взрывом и летели по воздуху. Видно было, что крейсер разломился пополам. Носовая часть отделилась. Затем дымом закрыло весь корабль, и когда он рассеялся, крейсера уже не было видно, из воды торчали лишь обломки его мачты. На воде среди обломков кишели люди. Но "Эмдену" было не до них». Переключившись на французский миноносец «Муске», попытавшийся задержать «Эмдем», германский крейсер отправил на дно и его, а затем растаял в сумраке раннего утра...
«Жемчуг» полностью ушел под воду за несколько секунд. «Первые лучи восходящего солнца осветили уже спокойный рейд, на поверхности которого копошились люди и малайские лодчонки. Это местные жители спасали раненных и тонувших русских моряков», - рассказывал свидетель трагедии. Экипаж русского крейсера потерял мичмана и 87 нижних чинов; 9 офицеров и 113 матросов получили ранения различной степени тяжести.
Но и для «Эмдема» это был последний успех. Отправив на дно помимо двух военных кораблей 22 парохода, уже 27 октября / 9 ноября 1914 года германский корабль был настигнут австралийским крейсером «Сидней» и в ходе боя потоплен. «Все, наверное, помнят или вернее не все еще забыли о том, как в самом начале Великой войны, немецкий крейсер "Эмден" наводил ужас в водах Индийского и отчасти Тихого океанов, - писал в 1938 году журнал русской военной эмиграции "Часовой". - Отрезанный от своих баз, лишенный какой бы то ни было поддержки, совершенно одинокий в далеких вражеских водах "Эмден" был обречен на гибель. Он об этом хорошо знал и готов был погибнуть, но до того момента, когда эта гибель должна была наступить, он решил нанести наибольший вред противнику и, так сказать, дорого продать свою жизнь. Десятки торговых кораблей и военных транспортов союзнического флота были им потоплены, но самым крупным делом "Эмдена" было уничтожение русского крейсера "Жемчуг" на рейде Пенангского порта». Спасшаяся часть экипажа германского крейсера позже была лично принята кайзером Вильгельмом, который в ознаменование его заслуг наградил капитана Карла фон Мюллера высшей военной наградой Пруссии орденом Pour le Mérite (Blauer Max), а всех остальных моряков и их потомков - правом добавить слово «Эмден» к своим фамилиям.
Тем временем, досадная потеря крейсера «Жемчуг» вызвала недовольство и возмущение в России. Было решено провести следствие, по итогам которого Военно-морской суд в 1915 году признал командира корабля барона И.А.Черкасова и старшего офицера Н.В.Кулибина (внука выдающегося русского механика-изобретателя), виновными в неготовности «Жемчуга» к боевым действиям. Капитан 2-го ранга Черкасов был признан виновным в том, что во время переборки механизмов и чистки котлов, не принял никаких мер предосторожности, хотя знал о том, что в этом районе действует немецкий крейсер. При этом было установлено, что сам Черкасов за день до трагедии покинул судно, съехав к жене на берег, вызванной к нему из Владивостока на время вынужденной недельной стоянки «Жемчуга». Суд постановил «с учетом беспорочной службы и наград за Русско-японскую войну» лишить обоих офицеров чинов и всех знаков отличия, исключить их из военно-морской службы и «по лишении дворянства и всех особых прав и преимуществ» отдать в «исправительные арестантские отделения гражданского ведомства»: Черкасова - на 3,5 года, а Кулибина - на 1,5 года. Но по личному решению Императора Николая II арестантские роты были заменены иным наказанием: Черкасов и Кулибин были разжалованы в матросы и отправлены на фронт.
Однако, по мнению англичанина Джона Робертсона, написавшего книгу «Битва у Пенанга», обвинения, возложенные на Черкасова и Кулибина, не выдерживали никакой критики. «Главная причина трагедии заключалась в том, что из-за коммерческих соображений в заливе Пенанга английское командование сознательно не принимало необходимые меры безопасности, так как это бы ограничило движение кораблей британского торгового флота. Поэтому вина, которую возложили на российскую команду и русского капитана, была крайне необоснованна», - уверен британский исследователь. Между тем, русский морской офицер и известный мемуарист Г.К.Граф, так оценивал степень вины командования «Жемчуга»: «Очевидно, рассчитывая на дозор, на нем ("Жемчуге". - А.И.) не предприняли должных мер предосторожности. На вошедший крейсер внимания обращено не было, и в том, что это неприятель, разобрались только тогда, когда, подойдя на близкую дистанцию, "Эмден" выпустил мину. (...) По поводу всего этого можно только сказать, что насколько хорошо действовал "Эмден", настолько оплошали и французы, и "Жемчуг", хотя вина последнего все-таки меньше».
Дальнейшая судьба разжалованных морских офицеров сложилась следующим образом. Матрос 2-й статьи Иван Черкасов воевал на Кавказском фронте в составе озерной флотилии, был награжден солдатским Георгиевским крестом и в апреле 1917 года восстановлен в чине капитана 2 ранга. Скончался он во Франции в марте 1942 года. Матрос Николай Кулибин воевал в ударном батальоне особой морской бригады на Двинском участке Северо-Западного фронта. В ходе боев, руководя подвижным пулеметным расчетом, Кулибин неоднократно отличился - получил звание унтер-офицера и был награжден солдатскими Георгиевскими крестами 4 и 3 степеней. За проявленные отличия, в сентябре 1916 г. по ходатайству командующего Балтийским флотом перед Императором Кулибину были возвращены все его прежние боевые награды, он был восстановлен в прежнем чине, а вскоре - произведен в капитаны 2-го ранга. Скончался Кулибин летом 1918 года от последствий тяжелого ранения, полученного в революционные дни в феврале 1917 года, когда в него несколько раз выстрелил взбунтовавшийся матрос.
Что же касается судьбы погибшего крейсера «Жемчуг», то уже в декабре 1914 года в Пенанг прибыл вспомогательный крейсер Российского императорского флота «Орел» для организации водолазных работ, сумевший поднять с затонувшего корабля лишь одно 120-мм орудие, пулемет и 6 оптических прицелов (достать обломки русского крейсера смогли лишь в 1920-е годы англичане).
Моряки с «Орла» в 1915-м установили памятник погибшим членам экипажа «Жемчуга», представлявший собой чугунный крест. Казаки Платовского Донского казачьего хора, находившиеся в 1938 году на гастролях в Пенанге, обнаружили этот забытый и заброшенный к тому времени памятник, привели братскую могилу в порядок, поправили крест и на свои средства установили памятную мраморную плиту с девятью фамилиями погибших, которые им удалось узнать из кладбищенских архивов. Вновь вспомнили о крейсере «Жемчуг» уже в советское время, когда по инициативе Главного штаба ВМФ СССР в 1976 году на могиле появился новый памятник в виде каменного куба с надписью «Русским военным морякам крейсера "Жемчуг" - благодарная Родина». В октябре 1979 года, в 65-ю годовщину гибели «Жемчуга», в Пенанге состоялось возложение венков, отмеченное заметкой в «Правде», а в мае 1990 года с официальным визитом в Пенанг зашел противолодочный корабль Тихоокеанского флота «Адмирал Трибуц», команда которого возложила венки к памятнику погибшим морякам - тихоокеанцам.
А в 2005 году совершенно неожиданно стало известно об обнаруженном малазийскими рыбаками на крошечном островке Джереджак, на который в злополучную октябрьскую ночь 1914 года волны вынесли тела нескольких погибших моряков с «Жемчуга», чудом уцелевшего покосившегося деревянного креста с табличкой на английском языке: «В память о двух героических членах экипажа русского крейсера "Жемчуг", которые погибли за свою отчизну 28 октября 1914 года». В феврале 2006 года работающие в Малайзии российские дипломаты побывали на острове Джереджак, чтобы привести в порядок обнаруженную могилу и 28 октября 2006 года, в годовщину трагедии, над захоронением двух безымянных русских героев был поднят Андреевский флаг.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук