В эти дни, 100 лет назад, российские газеты писали о подвигах двух юных русских героев, чьи имена ныне совершенно забыты и ничего не говорят нашему современнику. Те, кто постарше, еще хорошо помнят пионеров-героев, совершивших свои подвиги в годы Великой Отечественной войны, чьи имена, благодаря хорошо поставленной пропаганде, были увековечены в памяти нескольких поколений. А их сверстникам - мальчишкам, принявшим участие в Первой мировой войне, которую современники также называли Отечественной, в этом отношении повезло куда меньше - подвиги их, воспетые на страницах тогдашних газет и журналов, были вскоре совершенно забыты, так как новая власть, установившаяся в России после 1917 года, в героях «империалистической войны» не нуждалась. В результате, мы в подавляющем большинстве случаев ничего не знаем о том, как в дальнейшем сложились судьбы юных Георгиевских кавалеров, да и об их подвигах нам мало что известно...
Один из этих юных героев - 12-летний харьковчанин Андрей Мироненко. Прибыв осенью 1914 года в Киев с «Георгием» в петлице, мальчик обратил на себя всеобщее внимание, вызвав естественный интерес и вопросы, за какой подвиг он удостоился столь почетной награды.
Как удалось выяснить журналистам, Андрей Мироненко сразу же после объявления войны решил отправиться на фронт добровольцем и бежал из дома. После многих мытарств, мальчик добрался до одного из русских полков первой линии. Видя его горячее желание послужить Родине, командир разрешил ему остаться в полку. Солдаты сшили мальчику военную форму, обучили его владеть револьвером и ножом. Как писали газеты, «Мироненко во время боя набирал полные карманы патронов и доставлял на линии, раненным делал перевязки и многих оттаскивал с опасных мест, а затем сообщал о них санитарам». Но «Георгия» он получил не за это. Однажды Андрей заблудился и случайно попал на неприятельскую артиллерийскую позицию. Австрийские солдаты в это время ужинали и не заметили мальчика. Между тем, юный герой решил воспользоваться случаем и, незаметно прокравшись мимо часового, добрался до пушек, отвинтив замки у двух из них, тем самым выведя вражеские орудия из строя. Затем, захватив с собой свинченные замки, мальчик бегом пустился обратно, найдя к утру свою часть после нескольких часов блуждания. За доставленный трофей командир полка лично наградил Андрея Мироненко солдатским «Георгием».
Вторым юным героем, о котором в сентябре 1914 года сообщали газеты, был отправившийся добровольцем в самом начале военных действий на Юго-Западный фронт гимназист 4-го класса 2-й житомирской гимназии Николай Орлов. Он успел принять участие в 11 боях, прежде чем ему представилась возможность совершить свой подвиг. Произошло это событие во время боев в Галиции.
Как сообщала одна их петроградских газет, в сражении подо Львовом рота, где служил Николай Орлов, наткнулась на хорошо замаскированное укрепление противника и оказалась под огнем австрийцев как с фронта, так и с фланга. Вынужденная принять тяжелый бой, рота отстреливалась в течение целого дня, с 10 до 18 часов, пока не иссяк весь запас патронов. Не имея больше возможности обороняться, офицер обратился к солдатам с призывом выделить из своей среды добровольца, который рискнул бы под смертоносным пулеметным огнем австрийцев пробраться к своим за боеприпасами и подмогой. «Для этого нужно было пробежать большую линию страшного ружейного и пулеметного огня, - говорилось в газетной заметке. - Охотником вызывался Орлов. Лишь только бросился он из канавы к передовым нашим отрядам, как тотчас же стал мишенью врага, направившего на него весь свой огонь. Расстояние от пулеметов было не более 300 шагов, но ни одна вражеская пуля не коснулась Орлова. Через несколько минут он был уже около передовых цепей полка, который немедленно выслал боевые припасы, а также двинул свои роты на подкрепление изнемогавшим бойцам. К 8 часам вечера долина была вся в наших руках. Из обоих защитных пунктов неприятель был выбит».
За этот подвиг Николай Орлов был представлен к награждению Георгиевским крестом IV степени. Когда 20 сентября 1914 года он прибыл «на побывку» в родной Житомир, ему была устроена торжественная встреча в стенах родной гимназии.
Мало кто знает, но среди юных Георгиевских кавалеров Первой мировой войны был и будущий советский маршал, дважды Герой Советского Союза и министр обороны СССР Родион Яковлевич Малиновский (1898-1967), добровольцем отправившийся на театр военных действий в 15-летнем возрасте. Принятый в пулеметную команду 256-го пехотного Елисаветградского полка, Малиновский сначала служил подносчиком патронов, а затем наводчиком пулемета. 14 сентября 1914 года будущий советский маршал получил боевое крещение, а в марте 1915 года удостоился солдатского Георгиевского креста 4 степени за то, что уничтожив метким пулеметным огнем немцев, прорвавшихся к нашей артиллерийской позиции, спас батарею.
Этими тремя фактами, конечно, далеко не исчерпывается летопись славных подвигов мальчишек-героев времен Первой мировой войны. В газетах и журналах того времени регулярно публиковались сообщения о бегстве мальчишек в действующую армию, об их службе и подвигах. Благодаря фотографиям и заметкам того времени мы знаем о 15-летнем подростке Иване Казакове, удостоившегося трех Георгиевских крестов (4-й, 3-й и 2-й степеней) за захват немецкого пулемета, спасение офицера и успешно произведенную разведку, позволившую уничтожить вражескую батарею; о 15-летнем Георгии Павлове, заслужившем своими подвигами два креста; о 14-летнем Георгиевском кавалере Антоне Пшеводском, захватившим неприятельские велосипеды и мотоциклетки; о 13-летнем Василии Правдине, награжденном солдатским «Георгием» за спасение командира полка; о 12-летнем Василии Наумове, пробравшимся на фронт из далеко сибирского села и ставшего отличным разведчиком, заслужившим два Георгиевских креста и Георгиевскую медаль; о 14-летнем добровольце из Москвы Владимире Соколове, удостоенного «Георгия» за захват австрийского пулемета»; о дважды награжденном за личное мужество Георгиевским крестом 15-летнем Илье Трофимове. Причем среди юных Георгиевских кавалеров были не только мальчишки, но и девушки! Известно, например, о награждении Георгиевским крестом ученицы 6 класса Мариинского училища Киры Башкировой, служившей в одной из частей под именем Николая Попова. А сколько еще безвестных юных героев прошло с 1914 по 1917 годы сквозь горнило Великой войны, чьи имена стерлись в народной памяти, а славные подвиги – забылись...
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук