Ровно 100 лет назад, 25 августа / 7 сентября 1914 года в Петрограде после тяжелой болезни скончался Петр Дмитриевич Паренсов. Сегодня имя этого незаурядного человека мало кому известно, но современники хорошо знали Петра Дмитриевича как талантливого русского генерала, сподвижника М.Д.Скобелева, разведчика, первого военного министра Болгарии и публициста.
П.Д.Паренсов родился 5 июля 1843 г. в семье участника Наполеоновских войн Георгиевского кавалера Д.Т.Паренсова (1778-1868) - сына священника, дослужившегося до звания генерала от инфантерии. Получив образование в Пажеском корпусе, Паренсов был выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Гатчинский полк. Вскоре молодой офицер был переведен подпоручиком в одну из конных батарей, а в 1865 г. в звании поручика поступил в Николаевскую академию Генерального штаба, которую окончил по первому разряду с производством в капитаны и назначением на службу в штаб войск гвардии и Петербургского военного округа с зачислением в Генеральный штаб.
Прослужив какое-то время в качестве старшего адъютанта, в 1869 г. Паренсов был командирован в Оренбург, где ему довелось принять участие «в усмирении беспорядков в Киргизской степи» и заслужить за распорядительность и храбрость орден Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом. В следующем году Петр Дмитриевич был назначен помощником старшего адъютанта штаба войск гвардии и Петербургского военного округа и одновременно начал преподавательскую карьеру в Учебном кавалерийском эскадроне.
События на Балканах, вызвавшие вскоре очередную Русско-турецкую войну застали П.Д.Паренсова в звании полковника. В это время Петр Дмитриевич проявил себя еще и как хороший разведчик. В 1876 г. он был назначен офицером для особых поручений при главнокомандующем действующей армии Великом князе Николае Николаевиче (старшем). Поскольку основная тяжесть предстоящих боев с Турцией ложилась на сосредоточенную в Бессарабии группировку Русской армии, которой командовал Великий князь, полковнику Паренсову было приказано раздобыть свежие оперативные данные о турецких войсках на территории Болгарии. Для выполнения этой непростой миссии Паренсов под именем Пауля Паульсона отправился в Бухарест. Собрав вокруг себя верных людей из местного населения, русский разведчик создал активную агентурную сеть и сумел организовать наблюдение за проходом судов по Дунаю - как военных, так и транспортных. В течение зимы 1876-77 г. резидентура полковника Паренсова доставляла исчерпывающие сведения о количестве и передвижениях турецких войск в придунайской Болгарии, кораблях и минных заграждениях на Дунае, состоянии укреплений, продовольственных запасах. «Я понимал, - вспоминал Паренсов, - необходимость установить постоянную агентуру и сделал опыты, доставившие прекрасные результаты». Суть этих «опытов» заключалась во внедрении наших агентов на важные объекты противника. Кроме того, Паренсов совершил и личную разведывательную поездку за Дунай для рекогносцировки оборонительных сооружений Рущука. В течение нескольких дней, под предлогом посещения могилы «родственника», Паренсов сумел провести разведку турецких военных объектов и детально ознакомился с главным укреплением близ города Левант-Табия. В течение семи месяцев он производил разведку о силах и расположении турецких войск, секретно путешествуя по Румынии и Болгарии и доставляя нашей армии ценные сведения.
С началом Русско-турецкой войны полковник Паренсов продолжал вести активную разведывательную деятельность, целью которой было выявление наиболее удобного участка форсирования нашими войсками Дуная. Задача эта была блестяще выполнена и 15 июня 1877 г. наши войска успешно форсировали Дунай. По словам управляющего Военно-ученым комитетом H.Н.Обручева, «никогда еще данные о турецкой армии не были столь тщательно и подробно разработаны, как перед минувшей войной... и эта работа в течение всей зимы исполнялась столь успешно, что при открытии войны расположение турок было известно почти батальон в батальон».
Во время войны за освобождение балканских славян от турецкого ига Петр Дмитриевич получил назначение начальником штаба Кавказской казачьей дивизии. В ходе кампании 1877 г. будущему генералу довелось принять участие в сражениях у деревни Акиджалара под Сельви и занятии города Ловчи. За отличие в этих делах он был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость» и переведен под начало легендарного генерала М.Д.Скобелева. Затем последовала Плевна, участие в перестрелках с турками в составе Шипкинского отряда и другие сражения, в ходе которых Паренсов получил две тяжелых контузии, не позволившие ему встретить победу русского орудия на театре военных действий.
За отличия в боях против турок Петр Дмитриевич был удостоен Георгиевского темляка на саблю, ряда орденов и звания генерал-майора. По словам генерала Скобелева, Паренсов «был настоящим помощником в полном смысле этого слова и во всех отношениях». «Это был в самом деле прирожденный воин, - отмечало "Новое время". - Его имя соединено с Ловчей, Плевной, Зелеными Горами и Правецкими укреплениями. Сколько раз потом предлагали молодому блестящему генералу более мирную и выгодную карьеру, и всегда был один ответ: "Нет, я военный, и лучше всего чувствую себя перед фронтом на лошади!"».
Вернувшись после выздоровления в Болгарию, Паренсов возглавил штаб Северного (бывшего Рущукского) отряда и 12-го армейского корпуса. Подав летом 1879 г. прошение об отставке, генерал был зачислен на службу в болгарские войска, с назначением военным министром, успев немало сделать для создания национальной болгарской армии. Однако из-за расхождения с болгарским правителем князем Александром Баттенбергским, Паренсов был вскоре отозван из Болгарии и в марте 1880 г. вновь определен на русскую военную службу в Генеральный штаб с назначением состоять при Главнокомандующем войсками гвардии и Петербургского военного округа. Позже, в 1907 г., когда Паренсов посетил Болгарию по случаю 30-летия освобождения страны от турецкого ига, в знак признательности русскому генералу, город Ловеч избрал Петра Дмитриевича почетным гражданином, а после смерти генерала его именем были названы улицы Софии, Варны и Ловеча.
Дальнейшая служба Павла Дмитриевича проходила в России в должностях начальника штаба 2-го армейского корпуса в Вильне (1880-1881), варшавского коменданта и помощником начальника штаба Варшавского военного округа (с 1887), командующего 6-й кавалерийской дивизии (1890-1898) и, с получением звания генерал-лейтенанта - в Генеральном штабе с оставлением в должности по армейской кавалерии. Получив в 1899 г. одну из высших наград Российской Империи - орден св. Александра Невского, П.Д.Паренсов в 1901 г. был произведен в генералы от инфантерии.
Как отмечается в биографии генерала, «пятнадцатилетняя служба в Царстве Польском дала возможность Паренсову не только присмотреться, но и изучить русско-польские отношения, униатский вопрос, еврейский, нарождавшийся уже тогда вопрос о выделении Холмской губернии, а также немецкую колонизацию Польши». Поскольку, как и генерал М.Д.Скобелев, Паренсов являлся человеком славянофильских убеждений и видел в германизме главную угрозу славянскому делу, служба генерала на немецкой границе вызывала в Германии серьезное беспокойство. Как отмечало «Новое время», в немецких газетах был поднят шум против этого, а сам Петр Дмитриевич был аттестован германской прессой как «ein wütender Deutschenfresser» - «неистовый немцепожиратель».
Последние годы своей службы генерал провел в должности Петергофского коменданта (1906-1914), с которой вынужден был уйти в отставку по болезни.
Но помимо своей военной службы генерал П.Д.Паренсов был известен современникам еще и как талантливый мемуарист и публицист. Генералом были написаны воспоминания о Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. и о первом годе самостоятельного существования Болгарского княжества под общим заглавием «Из прошлого», признанные Императорской академией наук достойными Макарьевской и Ахматовской премий. Также Паренсов под псевдонимом «Р-iй» («Русский») опубликовал ряд статей в «Русском инвалиде», «Голосе правды», «Военном сборнике», «Русской старине» и «Новом времени». «Этот псевдоним "Русский" - отмечало одно из дореволюционных изданий, - был не напрасно им выбран. Россию он не просто любил, а был влюблен в нее. "Выше всего, лучше всего - Россия!" - говорил он восторженно. - "Она еще не сказала своего последнего слова и сколько еще всего она даст человечеству! Она будет свет миру"».
Проявил себя генерал и на общественном поприще. П.Д.Паренсов состоял товарищем председателя Славянского благотворительного общества, членом Императорского русского военно-исторического общества, общества ревнителей русско-исторического просвещения в память Императора Александра III, общества ревнителей военных знаний, Окраинного общества и Галицкого общества. А во время Первой балканской войны, которую вел Балканский союз (Болгария, Греция, Сербия, Черногория) против Османской империи, в рамках Славянского благотворительного общества генерал Паренсов вместе с такими известными славянофилами как А.В.Васильев и А.А.Башмаков, организовал с благословения Св. Синода, сбор средств в пользу славян и греков, позволивший направить странам антитурецкой коалиции материальную помощь.
«Мы – христиане, веруем в Господа Бога; уповая на Его милость, преклоняемся перед Его всемогущей волей. Мы – верные подданные; уповая на разум и русские чувства нашего Государя, Его державной воле повинуемся. Но преклониться перед вожделениями врагов – нет. Этого да не будет!» – такими словами в 1912 г. высказал генерал П.Д.Паренсов свое кредо на страницах «Славянских известий».
Скончался Петр Дмитриевич Паренсов в самом начале Первой мировой войны, 25 августа / 7 сентября 1914 г. в Петрограде и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Принять участие в Великой войне 70-летнему генералу не довелось, но «он с таким волнением следил за этой борьбой! - говорилось в некрологе "Нового времени". - Среди тяжелых мучений он не отрывался мыслью от тех бранных полей, где разрешается теперь спор между старшим славянским народом и закоренелыми врагами славянства. Едва только утихала нечеловеческая боль, на постели больного опять появлялась карта военных действий и газеты, и глаза старого воина и пламенного славянина с тревогою следили за развертывающимися событиями. (...) Славянские дела он не отделял от России и во время братоубийственной войны мучился более, чем страдал последние дни своей жизни от жестокой болезни».
Дожить до тяжелых поражений Русской армии, как и до того дня, когда освобожденная русскими штыками Болгария выступила против Сербии и России на стороне Германии, Австро-Венгрии и Турции, генералу П.Д.Паренсову было не суждено. Он ушел из жизни в те дни, когда вся Россия ликовала по случаю взятия Львова и Галича, положившего начало освобождению некогда русской Галиции...
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук